Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote in rabota_psy,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky
rabota_psy

Categories:

К вопросу роли этических моделей в формировании синдрома эмоционального выгорания

© С.А. Подсадный, В.Ю. Слабинский К вопросу роли этических моделей в формировании синдрома эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научн. статей / под редакцией В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. - Курский Государственный Университет, 2007 - с. 136-138

© С.А.Подсадный, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия, 2007
© В.Ю. Слабинский, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия, 2007

Начиная с 70-х годов прошлого века большое внимание уделяется сохранению психического здоровья специалистов помогающих профессий. С. Maslach [2] формулирует понятие синдрома выгорания как «эмоциональное истощение, следующее из стресса межличностного взаимодействия», определяя выгорание как синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам. Подчеркивая связь «синдрома эмоционального выгорания» и особенностей коммуникативной сферы человека, она выделяет в качестве одной из основных причин «близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время».

Помогая другим, врачи, психологи, учителя, спасатели и др. подвергаются воздействию сильных стрессовых факторов, связанных с человеческой коммуникацией и напрямую отражающих специфику их деятельности, в том числе исторически сложившиеся этические коллизии, что приводит к нарушению адаптации и формированию синдрома «эмоционального выгорания». По мнению С. Cherniss [1], «выгоревший профессионал» не способен к какому-либо приспособлению или сопротивлению, он истощен и склонен к развитию соматических симптомов: головных болей, гипертонии, язвенной болезни или других заболеваний.

Данный синдром имеет не только клинические (апатия, эмоциональная лабильность, психосоматические расстройства, алкоголизация), но и социальные симптомы, такие как профессиональная непригодность, резкий рост аварийности в работе, конфликтность и др. Несмотря на актуальность проблемы, в настоящее время не существует общепринятой, научно обоснованной модели реабилитации таких специалистов. Оставляя в стороне проблему исследования и доказательства эффективности того или иного метода лечения и реабилитации, остановимся на объективных факторах, приведших к сложившемуся положению дел.

1. Отсутствие признанной научной концепции патогенеза синдрома эмоционального выгорания, как следствие проблема диагностики и терапии.

2. Недостаточное внимание социальных институтов к данной проблеме, результатом чего является рост потерь рабочего времени и текучка кадров.

3. Дефицит специалистов, умеющих оказывать профессиональную, качественную, своевременную помощь «нуждающимся профессионалам».

Сотрудники кафедры психотерапии СПб ГМА им. И.И. Мечникова (психотерапевты, психологи, психиатры) уже длительное время работают над решением проблем психотерапии пострадавших от катастроф и реабилитации профессионалов, оказывавших им помощь. Отличительной особенностью этих исследований и созданных в результате прикладных технологий являются научность, этичность и практическая значимость.

Во многом на возникновение феномена эмоционального выгорания влияют иррациональные базисные убеждения человека, структурирующие его личностный и профессиональный опыт. Экзистенциальный смысл этих убеждений заключается в формировании самооценки и соотнесении своего опыта с результатами работы других людей. Опираясь на убеждения, человек ощущает, успешен он или нет, находит смысл своего существования. Эти же убеждения предопределяют мотивацию к работе. Рассмотрим данную идею на примере работы психолога и психотерапевта.

Более 25 веков в европейской культуре формировались и изменялись различные моральные принципы и правила, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества – религиозные, культурные, этнические, социально-экономические, – влияли на формирование этических моделей и в медицине. В настоящее время, учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить четыре сосуществующие модели: модель Гиппократа (принцип «не навреди»); модель Парацельса (принцип «делай добро»); деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»); биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Конфликты между этими моделями, возникающие на уровне неосознаваемых рефлексий психолога, работающего с пострадавшими, расщепляют его идентичности, лишают его ощущения собственной успешности, правильности и необходимости выполняемой работы и приводят к его эмоциональному выгоранию. Психолог стремится «делать добро», то есть имеет понимание цели своей работы (восстановление психического здоровья), которая зачастую вступает в противоречие с сиюминутной потребностью пострадавшего (в покое, самоуничижении, чувстве вины), обусловленной клинической спецификой его состояния, что приводит к конфликту моделей Парацельса и биоэтики.

Профессионально успешный психотерапевт испытывает давление, обусловленное собственным перфекционизмом и ожиданиями окружающих, побуждающее его работать через «не хочу», не только свое, но и клиента, что приводит к конфликту моделей деонтологии (не смотря ни на что, выполняй долг) и биоэтики. Конфликт моделей деонтологии и Гиппократа (не навреди) вызван сомнением профессионала в научной обусловленности применяемых методик, стремлением к краткосрочности и бережности в психотерапии.

Понимание механизмов, провоцирующих развитие эмоционального выгорания, позволяет разрабатывать программы реабилитации специалистов, направленные на разрешение внутриличностных конфликтов, возникших на уровне иррациональных базисных убеждений, воссоздание глубинных идентичностей; реконструкцию отношений личности, восстановление психического и физического здоровья профессионалов.

Библиографический список
1. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory stady // J. of Organizational
Behavior. – 1992. – V. 13(1). – P. 1–11.
2. Maslach C. How people cope. - Public Welfare, Spring, 1978. – 56 p.
Об авторах:

Сергей Александрович Подсадный, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова

Владимир Юрьевич Слабинский, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова

Оригинал текста можно прочесть в журнале "Позитивная Динамическая Психотерапия" http://community.livejournal.com/positum_world/12936.html#cutid1
Tags: теоретическая модель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments