Наши дети - не Маугли! Социализация в школе и вне школы

Самый животрепещущий вопрос, который мне задают, когда я говорю, что дочь ушла из школы на семейное обучение – а как же социализация?

А вы сами то уверены, что в школе ваш ребенок будет достаточно социализирован и подготовлен к жизни во взрослом мире? – отвечаю я.

Социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Почему-то именно социализация волнует всех особенно сильно. Честно говоря, утомительно отвечать по тысячу раз на одни и те же вопросы, поэтому все ответы я собрала в этой статье.

Рекомендую к прочтению и родителям школьников! Всё, что мы делаем, подходит всем семьям: и школьным, и хоумскулерским.

У каждой семьи свой путь

Невозможно унифицировать жизнь, она слишком многогранна. Вам сложно принять семейное обучение так как все вы учились в школе и ходили в детские сады. Вы просто не видите этот другой путь, но он есть.

Массовые, государственные детские сады появились после революции 1917 года. Это было сделано чтобы мама могла работать и было вынужденной мерой освобождения рабочих рук для становления экономики разрушенной страны. После Великой Отечественной войны появились и ясли, куда можно было сдать ребенка с двухмесячного возраста.

Только вдумайтесь в смысл слов! Родить ребенка чтобы потом сдать его государству и работать на государство. Чтобы малыша воспитывала чужая тётя-воспитатель по сухим казенным методикам.

Наш почти пятилетний сын посещает детский сад с 3 лет. Только ходит туда в режиме 2 дня через 5 или 3 через 4. То есть, понедельник и вторник он проводит в детском саду, а остальные дни – с нами. Сделано это нами для того, чтобы ребенок на практике узнал, что такое нормы общежития и социальные установки, научился «отрываться» от нас, родителей, сохраняя при этом связь внутреннюю.

После каждого посещения сада по очереди с мужем стараемся обсуждать с Ваньком произошедшее за день и мягко давать оценку тем или иным ценностям, прививаемым нашему малышу. Так сказать, адаптируем государственные стандарты к нашим семейным.

В государственную школу отдавать младших детей не планируем.

Вы правда думаете, что школа подготовит к жизни?

Самый главный аргумент ненавистников хоумскулинга: «они же не смогут работать в команде!»

Я отвечаю: но ведь и мы, обучавшиеся в государственной школе, не сможем вести собственный бизнес. Единицы из детей после школы имеют навыки управления, лидерства, не боятся взрослых, могут высказывать свое независимое от большинства мнение.

Моя девятиклассница-хоумскулер на вопрос о главном недостатке школы сказала: «там нельзя выделяться – съедят».

В школе все взрослые для детей – враги, противники. Они выходят из 11 класса во взрослый мир с минимальными навыками построения социальных связей с не-ровесниками. Оказываются не знакомыми с характеристикой иных, отличных от привычных им в школе социальных слоев общества.

Эти вчерашние школьники все одиннадцать лет провели в замкнутом пространстве под управлением взрослых. Воля таких детей в значительной мере подавляется коллективом, решения навязаны большинством, а мнение совпадает с общепринятым.

Кто из вас не заваливал все сессии на первом курсе ВУЗа? Когда ты вдруг вырываешься из «плена» родителей и оказываешься на такой пьянящей свободе. А если еще и со стипендией! О-о-о! Воистину, среди первокурсников больше всего прогульщиков. Выпущенный на свободу не всегда в состоянии контролировать инстинкты, самостоятельно распределять учебное время и дозировать развлечения.

Они не Маугли!

Наши дети не живут в вакууме. У нас нет бабушек, поэтому ребятишки всегда с нами. Они видят взрослую жизнь без прикрас и учатся общаться на живом примере.

К мяснику за окороком – вместе. Пусть учатся выбирать лучший отруб, видят, откуда мясо попадает на стол. В магазин за продуктами со списком – вместе. И список тоже вместе составляем. Чтобы учились финансовой грамотности, основам планирования. Выбирать землю для усадьбы – всей семьей. Оформлять сделку в Росреестре, отправлять письмо на почте, выбирать бензопилу – тоже с детьми.

Ребята учатся молчать и сдерживать себя в общественном месте, когда нужна тишина при оформлении важных бумаг. Видят, как их папа общается с заказчиком, выбирает лес для строительства дома, как я организовываю встречи нашего клуба хоумскулеров, читаю лекции в школах.

Главное, все время разговаривать с ребенком! Объяснять, что происходит и как важна его роль обучаемого наблюдателя. Давать посильные микрозадачи в рамках большой общей цели. Сейчас сынок помогает мне прописывать индекс по точкам на конверте, младшая дочь может протянуть деньги на кассе в магазине.

Получается такой плавный, естественный переход из детства во взрослую жизнь.

Такие разные варианты социализации

Со старшей дочерью вообще отдельная история. Она занимается танцами в большом уважаемом коллективе на 1000 человек и понемногу преподает там же у самых маленьких детишек совместно с опытными педагогами. Вот это, я вам скажу, социализация!

Тут тебе и недовольные родители, и другие преподаватели, и дети всех возрастов и социальных слоев. Тысячи жизненных ситуаций, где необходимы навыки социальной инженерии.

С младшими детьми очень помогают регулярные встречи «семейников». Нас около сотни семей в нашем городе и еще несколько сотен в городе-миллионнике по соседству с нашим. Мы и с горок зимой катаемся, и культурные мероприятия посещаем, и просто встречаемся «для поиграть».

А еще у нас есть двор! Наш замечательный двор-колодец с раскидистыми березами и детской площадкой. В нашем дворе водятся необычные дети. Они играют в подвижные игры и строят снежные города. И их много.

Наши дети – не Маугли! Они каждый день общаются с огромным количеством людей всех возрастов и социальных слоев. Они знают, что волнует бабулю из соседнего подъезда и тракториста в деревне, который вспахивал нам участок. Для них эти люди - в их вселенной.

Вероятность ситуации во взрослой жизни, когда им пришлось бы долгое время вынужденно находится в замкнутом пространстве с тридцатью сверстниками стремится к нулю.

И, да, ни один из опрошенных мною старшеклассников-хоумскулеров не мечтает работать в офисе или корпорации на должности винтика в большой машине. А те из них, кто уже закончил обучение и все же попал в команду, совершенно свободно себя там ощущают.

Среди моих знакомых есть молодой мужчина, который отучившись дома все 11 классов, прошел срочную службу и остался в войсках служить по контракту. Вполне органично себя ощущает.

Есть девочка, которая, будучи четвертым ребенком в не очень обеспеченной семье, получила грант на обучение в Европе и интергировалась в заграничное общество совершенно свободно.

Знаю двоих молодых людей, которые, получив аттестат с золотой медалью, не стали продолжать учебу в ВУЗе, а уехали в деревню и с нуля организовали козью ферму.

И еще такое наблюдение: из-за отсутствия навязанных социумом псевдоценностей хоумскулерам комфортно везде: и в Европе, и в деревне, и в провинциальном городе, и в столице.

Мы сейчас только начинаем наш квест. Нас вдохновляют примеры наших друзей. Тех, кто уже выучил детей дома.

Мы не знаем, получится ли у нас вырастить социально адаптированную личность, но мы идем к этому. Своим непростым, но таким интересным путем.


Источник: https://zen.yandex.ru/media/lebed_belaya/nashi-deti-ne-maugli-socializaciia-v-shkole-i-vne-shkoly-5a68476f57906aa95c844f2a

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded