Дядя Димас (d_kochetkov) wrote in rabota_psy,
Дядя Димас
d_kochetkov
rabota_psy

Categories:

Телесно-ориентированная инсайт-терапия Часть 1.

Как был получен данный материал история умалчивает, либо я его нарыл где то в интернете и естественно ссылку не помню, либо был получен непосредственно от автора метода, Белокуровой Марины, у которого я проходил обучение. Как пример применения метода хочу привести случай из моей практике.
Запрос клиента - постоянная чесотка по ночам вплоть до раздирания до крови. Клиент обращался к врачам никаких симптомов не было найдено. Рабочая гипотеза - страх иметь контакты сколь нибудь близкого, интимного характера. В результате применения этого метода удалось полностью устранить симптом и наладились отношения с противоположным полом. Было проведено 8 встреч по 2 часа, периодичностью раз в неделю. 

Всплеск интегративных техник и практик в сфере познания человека обусловлен экзистенциальными проблемами современного этапа эволюции. Изоморфность онто- и филогенетических процессов позволяет говорить о современном этапе человеческого развития как о сложном периоде пубертации подростка, начинающего осознавать свои возможности и ответственность за свои действия, но, одновременно с этим, теряющего чувство целостного восприятия единого и неделимого мира.
Не находя целостности ни в изучении мира внешних форм, ни в изучении внутренних структур личности, процесс исследований обратился к глубинным слоям человеческого сознания. Появление аналитической психологии К.Юнга, гуманистического манифеста А.Маслоу и бурно развивающейся трансперсональной и интегративной психологии свидетельствует о реальной «жажде целостности».
С другой стороны, по выражению А.Маслоу «…мы подошли к такому моменту, когда должны принять на себя ответственность за свою собственную эволюцию. Эволюция предполагает отбор, а значит, выбор и принятие решений». Следовательно, человек, мотивированный на свое личностное развитие, более не является пассивным участником этого процесса, он становится активным партнером в творческом союзе терапевт-клиент.
Все перечисленные факторы способствовали созданию еще одного психотерапевтического метода – телесно-ориентированной инсайт-терапии (как отдельного направления), а само понятие инсайт-терапии получило дальнейшее развитие.
Индивидуация, по Юнгу, это процесс развития личности, расширения сознания, раскрытия своих потенциалов, самореализации, движения в сторону Самости и целостности. Индивидуация это инстинкт, заложенный в человеческой природе. Этот процесс начинает себя активно проявлять в середине жизни или позднее в симптомах невроза или кризисе потери смысла жизни. В более широком контексте индивидуация проявляется с первых дней жизни как процесс психической дифференциации.
Первая стадия индивидуации по Юнгу это преодоление тела и осознание тени (обретение полного знания высот и глубин собственного характера).
Вторая стадия – это воссоединение духа с телом: «Воссоединение духа с телом безусловно означает, что внутренние озарения должны обрести реальность, Если озарение (инсайты) не используется, оно будет храниться вечно.
Телесно-ориентированный инсайт относится к интегративному методу, который рассматривает человека как уникальную, необходимую часть мироздания, при этом саморазвитие человека - это не борьба или противостояние миру, а гармоничное включение его не только в природную, но и в социокультурную реальность.
Обоснование метода состоит в следующем: у каждого человека есть уникальные таланты, некие точки сгущения, вокруг которых образуется опыт.
Если человек по мере развития раскрывает свои таланты неконструктивным образом, они оказываются закапсулированными, и это ощущается как внутренний конфликт, чаще всего соматизированный, т.е. перешедший на телесный уровень.Если человек не обращает внимание на свой психический дискомфорт, бессознательное таким образом пытается вывести этот конфликт на уровень сознания.
Примеры конфликтов:
- конфликт между желанием реализоваться и страхом социализации часто проявляется в виде хронических гастритов
- намерение снять напряжение, конфликтующее с «синдромом отличника» (все только на пять) в проблемах с поджелудочной железой
- переживания своей неуспешности отражаются в работе печени, противоречие между зависимостью от позитивной оценки окружающих и желанием стать самим собой провоцирует дискомфорт в области сердца
- боязнь сменить сферу деятельности ведет к нарушениям в ЖКТ
- вербализация (словесное выражение) собственных эмоций и потребностей, противоречащее родительской системе морали проявится в виде больного горла
- идея изменить свое поведение,стиль жизни, место проживания, отразится на проблемах половой сферы
- вытеснение нового образа себя, неумение взглянуть на себя и свою жизнь по-другому приводит к головной боли, особенно, если родители видели будущее своего ребенка совершенно другим
- потеря чувства реальности происходит, когда собственные достижения в жизни девальвируются теми же родителями, причем присутствие родителей здесь совершенно необязательно, их система ценностей усваивается в детстве. И т.д.
Из истории вопроса:
Юнг полагал, что комплексы человека имеют двойное предназначение; это препятствие, которое нужно ассимилировать и то, что сподвигает его на открытие новых возможностей.
Известно, что отсутствие удовлетворения базовых потребностей в безопасности и защите, принадлежности, в любви, уважении, самооценке, идентичности, а также потребности в самоактуализации, ведет к нездоровью и дефицитарным болезням. Вместе взятые они могут быть названы неврозами и психозами. Однако люди, базовые потребности которых уже удовлетворены и которые уже достигли самоактуализациии и руководствуются такими метамотивами, как истина, справедливость, красота, единство, могут страдать от лишений на метамотивационном уровне. Считается, что если лишение «чего-то» приводит к болезни организма, то у организма в этом «что-то» есть естественная потребность. Маслоу утверждал, что описанные им базовые потребности и метапотребности представляют собой биологические потребности в строгом смысле слова: лишения, препятствующие их удовлетворению, приводят к болезням, более того, он считал, что рассматриваемые потребности связаны с основополагающей структурой самого человеческого организма и что сюда вовлечена некоторая генетическая основа.
Таким образом, Маслоу был уверен в том, что обязательно будут открыты биохимические, неврологические, эндокринные субстраты или телесные механизмы, которые объяснят на биологическом уровне эти потребности и эти болезни.

Большинство специалистов психиатров, психологов, биологов и др. готовы допустить сегодня, что все болезни без исключения можно назвать психосоматическими.
Путь к раскрытию закапсулированных талантов лежит в интеграции восточного и западного отношения к телу,объединяющей техники телесной терапии, вызывающие сильные аффекты с аналитической интерпретацией, чтобы телесная работа соединилась с личной историей.Эта интеграция является частью универсального процесса объединения ума, тела и души.
Мы не рождаемся с эго, как утверждает психология развития. В начале жизни мы не сознаем себя отдельно от мира или мир отдельно от себя. Поскольку границы тела выделяют нас из окружения, наше первое отождествление - это отождествление с телом. Именно через тело мы узнаем, кто мы такие – когда физически ощущаем его и видим. Образ Я связан с тем, как тело ориентируется в пространстве и времени, с контурами тела, кинестетическими ощущениями и визуальным восприятием. В него входят психические, исторические аспекты – что мы чувствуем, думаем о своей внешности и то, как сформировал нас предыдущий опыт, болезненный и приятный, с похвалой или осуждением. В восприятие тела входит все – физические ощущения, идеи, эмоции, проекции, указания и ожидания. Каждый из нас поступает в соответствии с этим образом Я. Мы отождествляем себя с этим образом, даже если он не совпадает с тем, что реально представляет собой физическое тело. Если мы усвоили, что тело – это что-то стыдное и плохое, у нас не будет опыта прикосновения к себе, необходимого для составления простой карты тела. Некоторые части будут отсутствовать, другие части ощущаться неотчетливо или искаженно. В свою очередь негативный или неполный образ тела может иметь серьезные последствия – депрессия, переедание или недоедание, низкая самооценка, страхи, подавленная сексуальность.
Мы формируем образ Я не через физиологию и перцепцию, как следовало бы, а собираем через различные социальные фильтры, от семьи, сообщества, государства. Мы собираем этот образ из того, что от нас требуют и ожидают в процессе становления. Опираясь на представления других людей, мы скорее придумываем, чем осознаем образ Я или образ тела.
И на основе этой информации, которая есть у тела, но не всегда есть у сознания, человек строит свою жизнь.Следовательно, чтобы изменить свою жизнь, надо изменить образ себя, для этого необходимо исследовать тот образ, который лежит в основе сейчас, исследовать защитные и адаптивные жизненные стратегии и главное, открыть те самые закапсулированные потенции, которые не смогли проявиться должным образом. Но все дело в том, что именно потому, что это - закапсулированные таланты, т.е. то, что для человека является самым главным его достоянием,они не не могут вследствие своей закапсулированности быть открыты просто так, неосознанно, случайно ни самим человеком без профессиональной помощи, ни просто вербальными техниками или просто телесной терапией. Слишком значимо то, что открывается в человеке, чтобы профанировать этот процесс.
Если человек мотивирован на серьезную работу с собой, предполагающую его стойкое желание реализоваться, понять, кто он на самом деле (это называется кризисом самоидентичности), ему требуется определенное мужество, потому что изменение, новое – это пугающе.
Мы нуждаемся в истине и одновременно боимся знать ее, поскольку это знание налагает ответственность. Единственное, что поможет преодолеть этот страх, это понимание, что жить как раньше, человек просто не хочет, а хочет стать самим собой.
Первая идея метода заключается в том, что для открытия этих глубоко вытесненных талантов, необходимо большее. Как писал Юнг: « психическое развитие невозможно осуществить лишь с помощью намерения и воли; нужен символ с превосходящей ценностью.»
Маркером актуальности подобной работы является наличие того, что Маслоу описывал как общую и специфическую метапатологии или, иначе говоря, необходимость в удовлетворении метамотивов, т.е. реализации соответствующих ценностей - красоты,чистоты,переживания общности, безусловной любви,радости творчества, etc.
Реальным поводом начать эту глубинную работу является существование внутреннего конфликта, как уже было сказано, чаще всего соматизированного.(т е самые закапсулированные потенции, которые не смогли проявиться должным образом).
Стойкость мотивации к подобной работе гарантирована тем, что каждому человеку свойственно огромное желание жить, раскрывая свои таланты - именно это подвигает его на решительные поступки.
Русский ученый Вирхов определил болезнь, как стесненную в своих проявлениях жизнь. И совершенно неважно, почему человек не смог раскрыть свой талант, важно только одно: если он чувствует дискомфорт от того, что проживает не свою жизнь, хочет он что-то с этим делать или нет? Открыть свой талант заново, превратить его из конфликта в источник жизни, человек может только осознанно, приняв решения меняться, поскольку само по себе знание о симптомах и генезисе происхождения той или иной психологической проблемы, не решает самой проблемы.
Вторая идея метода заключается в том, что обращение к более высокому уровню сознания, уровню метаценностей помогает обойти личностные защиты и получить доступ к содержимому заблокированной потенции.
Третья идея метода заключается в использовании тела как информационного ресурса в понимании и проживании этих потенций. По выражению Росси, одного их первых учеников М.Эриксона: «Разум и тело – два аспекта одной информационной системы».
Четвертая идея метода заключается в том, что осознавание бессознательного образа себя одновременно на всех уровнях этой сложной структуры, от телесного до духовного(т.е. того самого уровня метаценностей) возвращает человеку переживание внутренней цельности, непрерывности и своей ценности, но теперь на осознанном уровне.
Пятая идея метода заключается в том, что во время инсайт-сессии человек входит в состояние активного интеллекта. Схема волн активного интеллекта является комбинацией из всех четырех волн мозговой активности в нужной пропорции. Дельта-волны дают обостренное восприятие, тета-волны - творческое вдохновение, расслабленное состояние - это альфа-волны и сознательное мышление, обеспечиваемое бета-волнами.Причем человек производит все эти волны мозговой активности одновременно. Этот всплеск творческой активности, который переживается как ясное знание (знаю, потому что знаю!), как состояние правильности ощущаемого смысла можно назвать тотальным инсайтом, главным инсайтом про себя, включающим всего себя, смысл себя,наконец воссоединение себя с источником своей жизненности.
Большинство людей пребывают в таком творческом состоянии мгновения, причем это происходит подобно вспышке, совершенно внезапно.
Данный метод позволяет научиться сознательно входить в это состояние и пребывать такое количество времени, которое позволит интуитивной информации пройти уровни бессознательного, подсознательного и сознательного уровня, что обеспечивает запоминание информации и возможность пользоваться ею после того как вспышка интуиции угаснет. Фактически это означает, что метод учит достигать и использовать тотальный инсайт как инструмент своего развития.

Автор: Белокурова Марина.
Tags: мнение коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments