Фильм об Евпатии Коловрате – хоть и «плохенький», но наш. А может и не всё так плохо?

Читаю критику в социальных сетях. Очень умные люди требуют исторической правды от «исторического фэнтези». Они всё знают о тех временах, некоторые может владеют портативными машинами времени, шмыгают – туда-сюда по эпохам, и каждый исторический или псевдоисторический фильм оценивают с точки зрения пуговок, горшков, наконечников стрел и прочих деталей. И не дай Бог сценаристу и режиссеру ошибиться. Такое не прощают. Чуть с застежкой на ремне или с сережкой в ухе что-то не так, сразу волны возмущенных критиков кричат: «Ату! Ату! Застежка неправильная! На что деньги выделяются?! Улю-лю-лю!»

Да, в «Легенде о Коловрате» - косяков хватает. И умные люди вам уже их перечислили. Но в кино мы ходим не на застежки смотреть, по большому счету-то. За этим – лучше в музеи прогуляться. Да и не все у нас пока еще стали ролевиками-реконструкторами, с их маниакальной тягой к точности одеяний. Нет, здорово, конечно, когда соблюдены все детали, никто с этим не спорит, но считать таким уж страшным преступлением все эти недоработки… Мелочно как-то, наверное. В фильмах мы ждем не только красивого и правдивого антуража, но и смысла, какой-то сверхзадачи. А именно с этим и возникают проблемы у многих режиссеров. Часто непонятно – зачем снят тот или иной фильм? Ну, кроме освоения бюджета, конечно.

Фильм про Евпатия Коловрата имеет четкий патриотический контекст. И вот тут возникает вопрос такого порядка: стоит ли снимать фильмы с таким контекстом (или с подтекстом) в таких легких, мало к чему обязывающих жанрах? Ответ на этот вопрос очень непрост. И коль это своего рода «сказка», «миф», то спрашивать надо у детей – понравился им этот фильм или нет? А не брать интервью у доцентов-историков. Если детям кино понравилось, то взрослым следует помолчать. Плохому оно ведь не учит? Нет. Ну и в чем тогда проблема?

Точнее, проблема, и не одна, у российского кино – есть. Валом их, проблем этих. Но может не стоит так резко накидываться на режиссеров, которые пытаются снимать фильмы на отечественном историческом (или мифическом) материале? Не стоит крушить их столь жестокой критикой? Ведь сами эти попытки уже можно считать признаком начала выздоровления кинематографа. Ну, они поняли, что Россия богата не только полезными ископаемыми, и щедрыми деньгами от Минкульта, но и героями…

Да-да, подумайте, нам в отличие от тех же американцев – не надо придумывать детям героев. У нас они были по-настоящему, представляете? И на этих образах можно воспитывать подрастающее поколение. Америке вот не повезло с этим. У них даже и святых нет своих, американских. И с героями плохо. Поэтому и навыдумывали всех этих мутантов, со сверхспособностями, которые спасают мир, попутно уничтожая целый города. Да и с фантазией у них как-то плохо. Нет, согласитесь – несложно клепать всех этих человеков-пауков, блох и петухов, и т.д. Открыл учебник по зоологии, и сиди - строчи. Одних жуков - знаете сколько видов существует? А вот настоящего героя выдумать - это еще постараться надо.

А нам – ничего выдумывать не надо.

А вот чего нам не хватает, так это прямого диалога зрителей и авторов. Обсуждения. Не через Интернет. Иногда кажется, что авторы плохо знают зрителя. У них есть только миф о нем, довольно примитивный. А зритель – меняется. Аналогично и у зрителя есть миф об авторах, очень такой алчный и бездарный. А так бы просмотрели фильм, поговорили бы, покритиковали на месте. Узнали бы получше друг друга.

В любом случае, я рад, что у нас теперь снимают больше таких фильмов, как «Легенда о Коловрате». И надеюсь, что станет меньше фильмов вроде «Защитников», ведь в последнем сквозит явно чужеродная культура. Ну, которая не русским духом пахнет...

Источник

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded