prosto_anatolii (prosto_anatolii) wrote in rabota_psy,
prosto_anatolii
prosto_anatolii
rabota_psy

Развитие контроля поведения у детей



Проблемы регуляции поведения занимают в последние десятилетия большое место в психологических исследованиях. Исследования регуляции, саморегуляции и ее развития позволяют понять, как вообще человек приспосабливается к окружающей среде, почему одни люди достигают успеха в жизни, а другие, наоборот, имеют проблемы в области правонарушений. От чего зависит успех человека в жизни?

Последние исследования выявляют, что саморегуляция играет ключевую роль в этих процессах ― в том, достигнет ли человек чего-то, приспособится, адаптируется к жизни или же у него будут проблемы именно регуляторного характера. В раннем возрасте именно развитие саморегуляции является краеугольным камнем детского развития. Саморегуляция пронизывает собой остальные аспекты развития — интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие. Я расскажу о контроле поведения.

Контроль поведения — это концепция, которая разрабатывается в лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии РАН. Контроль поведения мы рассматриваем как регулятивную функцию субъекта, это психологический уровень регуляции поведения. Такая интегративная функция объединяет в себе аспекты регуляции — когнитивные, эмоциональные и волевые, — является основой для развития самоконтроля и объединяет все ресурсы человека для обеспечения целенаправленного поведения. Любое наше поведение по достижению цели возможно благодаря контролю поведения.

Контроль поведения проявляется на разных уровнях поведенческого акта, начиная с организации движения руки маленьким ребенком, для того чтобы дотянуться до предмета, и заканчивая организацией сложных моторных движений и планированием всего поведения по достижению цели. Если в раннем возрасте это действительно контроль действий, то на более поздних этапах онтогенеза у подростков и взрослых этот контроль действий перерастает в волевой или произвольный контроль. Это тоже организация поведения.

Другой аспект контроля поведения — когнитивный контроль. Это организация когнитивных процессов, связанных с мышлением, познанием, вниманием. В первую очередь это удержание и распределение внимания. Важный момент когнитивного контроля — построение внутреннего ментального плана действий: сначала человек должен спланировать, что и как он будет делать, учесть все входящие обстоятельства и построить цепочку действий для достижения цели.

Эмоциональный контроль — это контроль эмоциональных проявлений, эмоциональных состояний. Чтобы регулировать эмоции, нужно понять, что испытываю я, что испытывает другой человек, как координировать наши эмоциональные проявления. За все это отвечает эмоциональный контроль.

Все процессы регуляции протекают на разных уровнях. И в процессе онтогенеза, индивидуального развития человека, они начинаются от самых простых форм. Затем, все более и более усложняясь, они превращаются в такие зрелые, развернутые, сложные формы регуляции поведения.

Самая ранняя форма регуляции — установление цикла сна и бодрствования. У новорожденного цикл сна и бодрствования не соответствует взрослому и настроен на 90-минутные промежутки времени. В 3–4 месяца происходит подстройка цикла под более длительные циклы наших обычных фаз. Перестройка этого цикла сна и бодрствования является одной из первых форм регуляции поведения, которая позволяет младенцу начать учиться регулировать свое собственное состояние. Очень рано начинает развиваться внимание. Возможность распределять внимание, переключать его от какого-то раздражающего стимула к более нейтральному является основой для развития когнитивного и эмоционального контроля.

Контроль действий, как показывают данные исследований, складывается одним из первых. Это возможность манипулировать своим телом и предметами. Он начинает складываться рано и позволяет ребенку переключаться от одного стимула к другому, физически уходить из ситуации. Расширяющиеся моторные возможности дают пищу для когнитивного развития. Все эти аспекты контроля поведения развиваются в единстве: одно обуславливает развитие другого. Но какой-то из компонентов в определенный момент времени может опережать развитие других, подтягивая их развитие за собой.

Из важных моментов в развитии контроля поведения в раннем возрасте я бы хотела отметить кризис двух лет, который отмечается многими родителями. Они замечают, что в этот период дети становятся очень буйными, неуправляемыми, капризными. Исследования психологов тоже показывают, что в этот период действительно падают все показатели контроля поведения. Выявляется такой разрыв в непрерывности развития, очень мало связей между этим возрастом и предыдущими или последующими. Это кризисный момент, когда происходит перестройка системы регуляции. Периоды кризисов характерны тем, что в них происходит разрушение старой структуры и создание новой. Мы предполагаем, что в этот период происходит переход от преимущественно внешней системы регуляции, когда родители больше управляли состоянием ребенка, его поведением. Начиная с полутора-двух лет ребенок начинает сам уже в большей мере регулировать свое собственное состояние. Он обладает достаточно развитыми стратегиями, возможностями, для того чтобы самому контролировать свое поведение. Этот период не бывает простым, но после этого происходит переход на новый уровень. Ребенок способен согласовывать свое состояние, планы и намерения с другими людьми. Он начинает пользоваться речью уже в том числе для регуляции своего поведения и поведения окружающих. То есть у него резко расширяется регуляторный репертуар, поведение становится более зрелым.

Следующий интересный этап ― это конец дошкольного и начало школьного возраста, когда ребенок идет в школу и попадает в совершенно другую ситуацию, которая предъявляет очень серьезные требования к его регуляторным возможностям. Там уже другое содержание деятельности, другие социальные роли. Ребенок в школу попадает тоже не просто так: к этому моменту созревает возможность контроля импульсивности, то есть подтормаживание непосредственных импульсов, когда ребенок видит привлекательный предмет и сразу хочет его схватить. Тут ребенок может подчинить свои действия правилам и подождать, если нельзя или не следует делать по каким-то причинам. Ребенок может затормозить импульсивное поведение и действовать уже в соответствии с другими установками.

На протяжении всего развития контроля поведения гетерохронность его развития, когда то один, то другой компонент вырывается вперед, когда связи между компонентами контроля поведения то усиливаются, то ослабевают, имеет волнообразный характер. К сожалению, у нас нет достаточно данных, чтобы основательно говорить, чем определяются флуктуации в его развитии. Хотя можно говорить о том, что ключевые точки в развитии ребенка — поступление в школу, подростковый возраст, окончание школы, когда тоже перестраивается система социальных отношений ребенка и его ожиданий, происходят и внутренние перестройки в психике ребенка ― они все тесно связаны с развитием контроля поведения, с развитием его структуры, внутренней структуры и взаимоотношений контроля поведения с другими сферами психики ребенка. Поэтому эта тема очень интересна, но пока находится у нас в процессе интенсивной разработки.

Несколько слов надо сказать о влиянии родительского поведения на развитие контроля поведения. Здесь мы делали упор на совсем маленький возраст, потому что именно в этом возрасте родители являются одной из определяющих сил, движущих сил в развитии наряду с генетическими задатками ребенка. Но среду у маленьких детей определяют именно родители. И в их поведении есть два момента, которые играют самую большую роль в развитии контроля поведения: с одной стороны, родительская эмоциональная поддержка, теплое отношение к ребенку, проявление любви, а с другой стороны, наличие последовательной системы правил, когда родители предъявляют к ребенку требования достаточно четкие, но при этом последовательные. Ребенка не надо загонять в клетку, но правила должны быть, причем должны быть последовательны, и тогда ребенок сможет в них ориентироваться и, опираясь на них, сформирует собственные регуляторные системы. Понимая, где стоят границы, что нужно соблюдать, ребенок учится сам управлять своим поведением. В случае последовательной, четкой системы ему это делать гораздо легче, чем в тех случаях, когда правила непоследовательны или излишне жесткие ― тогда у ребенка нет возможности проявить самому свои возможности регуляции. При этом ребенок должен понимать, что родители его любят, поддерживают, что он находится в такой эмоциональной безопасности.

Несколько слов о нерешенных проблемах, перспективах. Как я уже говорила, это закономерности развития контроля поведения на всем протяжении, когда происходит интенсивное формирование и личности, и субъектности, ― это детство, школьный и подростковый возраст. Хотя какие-то наработки есть и их достаточно много, остается много вопросов.

Еще очень интересный вопрос ― как формируется индивидуальная структура контроля поведения. Субъект всегда индивидуален, и субъектность означает, собственно говоря, авторство человека по отношению к собственной жизни. Человек сам выбирает, что ему делать, опираясь на индивидуальные ресурсы. То, как человек это делает, то есть контроль поведения, тоже опирается на индивидуальные ресурсы. У нас у всех разные возможности, но мы все научаемся регулировать себя, но все делаем это по-разному. Как именно это происходит, от чего это зависит, какие нужно выделить индивидуальные профили контроля поведения, индивидуальные траектории его развития — это интересные и пока еще не решенные вопросы.

Методы диагностики и методы коррекции контроля поведения в случае возникновения проблем — это тоже открытый вопрос, настоятельно ждущий своего решения. Надеюсь, что мы до этого тоже дойдем в своих будущих работах.


Tags: видео, родителям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment