Слова-пароли

В работе с людьми мне-психологу помогают три пароля.

Первый называется "Кракозябра". Это слово-пароль, оно останавливает любой разговор на любую тему по желанию моего собеседника. Без расспросов.

В опыте многих детей и взрослых есть кто-то, кто безжалостно заставлял их, упорно настаивал на своём, "прогибал", – и оттуда есть страх перед психологом, что он тоже будет так себя вести, снова заставит прочувствовать доводящее до отчаяния бессилие.

"Кракозябра" - это договор о том, что власть во время сессии распределена по-другому. Стоп-слово не единственный способ исправить это. Некоторым пациентам удобнее договор со мной про жест.

Второй пароль называется Time is a friend, "Время – это друг". Истории, которые я рассказываю, давно закончились хэппи-эндом. По многим из "лобных" детей, не только про семьи Ани и Артёма, у меня есть катамнез – отчёт о том, что было спустя годы после лечения. Именно поэтому я так уверенно говорю родителям: Время – это ваш друг.

Выросшие дети-пациенты признавались мне, что часто говорят себе эти слова или временами пишут это в своём дневнике. Да, лобные дети ведут дневники, без проблем осваивают то, что их сверстники, влюбляются, зарабатывают деньги и мало чем не отличаются от сверстников после 16-ти, в юные годы. Поэтому мой совет родителям: вдумчиво распределяйте силы, вам предстоит прошагать долгую дистанцию.

Установка на то, что время – это друг, помогает понять философию лечения "лобных" нарушений у детей. И то, что занятия нужно проводить курсами, а между курсами делать перерывы. Иначе ребёнок теряет интерес, а нам важна система и повторяемость. И то, что бороться мы будем сначала за нормативную социализацию, а потом за оречевление -
удвоение мира детских переживаний и действий в мире слов внутренней речи. И то, что путешествия исподволь меняют нас, а "лобных" детей лечат.

Там, где у обычного ребёнка – сила произвольного внимания, у "лобного" – мощь непроизвольного. Именно поэтому ему так тяжело в классе, где нужно держать в фокусе задачу, учителя, свои действия. Он не сосредоточен.

Поездки вместе с родителем, которому ребёнок доверяет, в незнакомые места дают ребёнку новые впечатления, задействуют непроизвольное внимание и стимулируют его думать. Подхватить любопытство, дать ответы на вопросы и "вокруг" рассказать ещё что-то, кто-что-как-где-когда-сколько-почему-зачем-для чего и подумать над ответами на эти вопросы вместе – это и есть секрет оречевления психики. Именно оно сделает другим "лобного" ребёнка.

Третье слово-пароль звучит как вопрос "Ты хочешь, чтобы так было ВСЕГДА?" Я прошу пациента дать мне интуитивно быстрый ответ, "да" или "нет". Это способ принять решение в ситуации, когда трудно логически выбрать что-то или когда не знаешь, чего хочешь. Да так "да", без лишних вопросов.

Если не хочешь, чтобы так было всегда – давай подумаем вместе, что и как мы можем поменять прямо сейчас. На каждую привычку бывает отвычка.

Как вы уже поняли, философия лечения здесь - мы вместе, родители, ребёнок и психолог, одна команда против болезни. Вернее, против незрелости определённых участков коры головного мозга, не работающих пока в полную силу, из-за чего у ребёнка не получается хорошо обрабатывать информацию из окружающего мира.

Когда в команде раздор, первое, что нужно делать - налаживать отношения в семье. Между категорично настроенной мамой и не умеющим сказать, почему у него не получаются круглые буквы, Артёмом, между мягкой мамой Ани и её нетерпеливым, взрывным отцом. Иначе болезнь получит фору.

Но мы ей её не дадим.

Ставь "лайк" и подписывайся на канал, чтобы читать продолжение.

Источник


Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded