m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

"Лоция" 2/2

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

Беседы в группе Training&Supervision на Одноклассниках:

Д.Л. Сонди считал, что "генотропизм" действует, свои ищут своих, и это генетика." Меня этот постулат у него зацепил, в особенности что доминантные гены себя реализуют в фенотипе, а рецессивные ищут себя в выборе партнера, профессии и т. п. Мне еще кажется что "хобби" это из серии рецессивных генов, каких-то притязаний предков даже в большей может быть степени, чем профессия

О.В. "Как ходят в житейском море, лоция для психотерапевтов".
Особенно пронзительно звучит еще один словесный образ,

принадлежащий, возможно, прп. Иоанну Дамаскину (VIII век):
Игнатий Бренчанинов, свт.:
"Странствует по водам житейского моря, стремится к вечности каждый истинный христианин. На море вещественном не может быть постоянного жилища; па нем живет одно странствование: и на море житейском нет ничего постоянного, нет ничего, что оставалось бы собственностью человека навсегда, сопутствовало ему за гроб. Одни добрые дела его и грехи его идут с ним в вечность. Нагим вступает он в земную жизнь, а выходит из нее, покинув и тело.
Кто — животныя великия, пасущиеся в необъятном пространстве житейского моря? Ни для себя, ни для кого другого не хотел бы я сходства с этими исполинами моря, у которых одна отрада: темные глубины, густо покрытые водою, куда не досягают лучи солнца: там они живут, там пребывают, выходя по временам оттуда для добычи, для поддержания своей жизни убийством многочисленных жертв. Их влажные, дикие взоры не терпят, не выносят никакого света. Под именем их Писание разумеет людей, великих по способностям, по знаниям, богатству, могуществу, но — увы! — привязанных всею душою к суете и тлению. Сердце и мысли их направлены исключительно к снисканию земного славного, земного сладостного. Они утонули, погрязли в море житейском, гоняются за одним временным, минутным, за одними призраками: преходят они, говорит Писание, стези морския. Странны эти стези! следы их исчезают вслед за проходящими по ним, и для проходящих нет впереди никакого знака стези. Таково земное преуспеяние не знает оно, чего ищет; сыскав желанное, уже как бы не имеет его; снова желает, ищет снова. Тяжел, несносен для сынов мира свет учения Христова. Бегут они от него в темные, глухие пропасти: в рассеянность, в многообразное развлечение в плотские увеселения. Там, в нравственном мраке, проводят они земную жизнь, без духовной, вечной цели. человек — тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение. — Малыми животными моря названы люди, не одаренные особенными способностями, ненаделенные богатством, могуществом, но и в таком положении служащие суете и греху. Они не имеют средств к совершению обширных и громких злодеяний; но руководимые, увлекаемые, ослепляемые поврежденным злобою произволением своим, принимают участие в беззакониях, совершаемых животными великими, — сами совершают беззакония, соответственно силам и средствам своим. Они скитаются в житейском море бессознательно, без цели. — Змей — царь всем, сущим в водах, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Змеем назван падший ангел, по обилию злобы и лукавства, живущих в нем. Он действует по возможности тайно, чтоб действие, будучи малоприметным, было тем вернее, убийственнее. В море — бесчисленное множество гадов. Что сказать о них? Уже одним наименованием сказывается все. Несчастна доля тех, которых слово Божие лишило наименования человеков, низвело к наименованию бессловесных животных: сколько несчастные те, которых оно, всесвятое Слово, Судия вселенной, запечатлело наименованием гадов? Не глубокие воды — постоянное жилище их и наслаждение, но зловонная и грязная тина, в которую приносятся разъяренною волной и в которой увязают все нечистоты, в которую приносятся и в которой истлевают трупы людей, погибших от морских злоключений, от кинжала пиратов житейского моря.
Братия мои! друзья мои! Стою с вами на берегу моря, смотрю на море, исчерченное разноцветными полосами. За морем — другое море, с горящими золотыми куполами и шпилями... Между тем в море, с горящими золотыми куполами и шпилями... Между тем в храме Божием возглашается величественная многознаменательная песнь: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве."
Полностью здесь http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/Resourse/IGNATI/Wcb864fd8ac3f3.htm

Невозможно, невозможно преплывающему житейское море не омочиться водами его: не должно погрязать в водах его.

Это так, ассоциативный ряд.
Работа с семьёй требует от психотерапевта определиться с мировоззрением. Это родовое сознание, жизнь для Мы, или индивидуальное сознание, жизнь для Я. И то и другое нужно обществу людей, роду людскому, как нужно сохранение и новации, - и определяться легко тому, у кого за плечами жизненный опыт, поступки и выборы, потому что судят по делам, а не по словам.
Другая мировоззренческая дилемма, деятель вы или созерцатель. Тут свойство натуры, переделать себя нельзя. Так вы получаете четыре типа семейных психотерапевтов:
1) деятели симпатизирующие семье (судьбе)
2) деятели симпатизирующие индивиду (воле)
3) созерцатели симпатизирующие семье
4) созерцатели симпатизирующие индивиду
Юнг был первым, кто обратил внимание психологов на то, что жизнь человека имеет определённый водораздел, когда ценности становятся с ног на голову: первую половину жизни жил для себя, "перебесился", стал жить для семьи, или первую половину жизни жил для семьи, в угоду другим, потом "кризис середины жизни", индивидуация и стал жить для себя. Таким образом, то, к какому типу психотерапевтов вы относите себя СЕЙЧАС, говорит о том, какую половину жизни вы проживаете. Мне нравится приведённая в Писании классификация судеб, потому что спросите: кого больше в роду,
гадов (криминальных, погибших от алкоголя и наркотиков, наложивших на себя руки, безумных людей)
мелких морских животных (обывателей, кто не живёт духовной жизнью, не задумывается над вопросами её смысла и альтруистическом и этическом)
крупных морских животных (властных, богатых, влиятельных и вместе с нем тёмных людей)
или тех, кто как корабль, плывёт по житейском морю, освещаемый светом (когда в роду идут в священники или в психологи, в лица духовного звания или духовной практики)
Достаточно очевидный расклад получается, вам не кажется? И второе высшее - психологическое, полученное "для себя", те психологи, которые не практикуют, тоже оказываются вписанными в понятный контекст родового бессознательного, они поворачивают "к добру", получая образование / проходя свою психотерапию.

Методологический ход, который Илона Евгеньевна предложила, кажется мне продуктивным: искать пролонгированную наррадигму, идею, которая переживается всю жизнь и короткие циклы, которые проживаются в определённые периоды жизни, тут конечно и свадьба и скандал и ипотека и бездетность много чего кратковременного будет. С рассказа о том, кто как из прабабушек и прадедушке умер, мне привычней начинать, - там уже есть законченность, подведённый итог, славный или бесславный, в своём дому или под забором и т.п.

Илона Евгеньевна: Обычно, чтобы понять как человек (клиент) притягивает те или другие события в свою жизнь, я ищу семейный миф. Семейный миф - это то, как семья идентифицирует свое "мы". Складывается семейный миф как раз за три-четыре поколения и становится отчетливым во времена социальных или семейных катаклизмов. Всего мифов четыре - "мы дружная семейка", достиженческий, спасательский и геройский. В каждой семье так или иначе все мотивы представлены, но один - ведущий. В том ключе, в котором мы сейчас ведем обсуждение - мне кажется пролонгированная наррадигма как раз и может служить для поддержания мифа или сохранности семьи как целого. Но опять же, мне кажется она встречается только у отдельных представителей рода. а не у всех пподряд.
О.В. У меня идея для основания проще, "к добру" или "к худу" событие, которое произошло, то есть "либидо" или "мортидо", любовь или смерть работает. Жизнь, как зебра, полосатая, это расхожее мнение, и всё же эта зебра или в гору, или под гору, такая логика будет в предлагаемом варианте рассмотрения. И скажем так, сейчас мне кажется, что правильнее разделить не на две категории, а на три, то есть "к добру", "к худу" и "точка перехода". Как всё, что мы обсуждаем здесь, это варианты. Та же ссуда или ипотека это хомут на шею, и я склонна относить их к худу. Это от невозможности заработать и скопить люди в банк идут. Не говоря уже об идее платить проценты, и о том, что несколько веков назад "обещанного три года ждут" давали деньги взаймы и ждали отдачи три года той же суммы без процентов, а если за три года должник не мог рассчитаться, то прощали долг. Или раз в 60 лет в юбилейный год все сделки по земле и имуществу обнулялись, то есть при системе, когда одна и та же замкнутая община владеет одними и теми же конкретными ценностями, стадами домами землёй мельницей - но из поколения в поколение нажитое нельзя было передать. Детям, да можно было, но не далее. Как сейчас авторские права на текст 70 лет после смерти авторадействуют, а дальше общемировое достояние, тиражируй кто хочет. родственники своё 70 лет получают.
Так же и отказ от родительского благословения, ненависть к родителям, желание отринуть семейные ценности, я склонна относить к худу. Похоже, что совершив бег по кругу, отринувшие спустя годы открывают в себе черты характера или выборы в жизни, которые делают по той же логике, что и отвергнутые когда-то в молодости родители. Я назвала бы это "злословить родителей". Есть и вариант "злословить детей", это клиника уже, мне кажется и однозначно к душевной болезни я бы это отнесла.
Даже если дети причиняют огорчения, есть молитва, "Да благословит тебя Бог, мой милый мальчик, да умножит Бог потомство твоё, да сохранит тебя Господь во всех твоих путях, да управит сердце твоё, чтобы из тебя вышел добрый человек. Дай нам Бог встретиться в вечной жизни, моё доброе дитя!" И про милую девочку, само собой разумеется.
Наверняка у вас на консультативном приёме были мамы, которые (орут) на детей, или раздражаются на них так, что потом мучаются чувством вины, некоторые и руку прикладывают. Я таких спрашиваю, какая она мать, Гневливая или Бешеная, мол первый вариант только кричит, а вторая может и швырнуть чем попало, то есть перевожу в план обсуждения, что это типично, и потом иду в психопрофилактику, что можно предпринять, чтобы тормоза укрепить и не гневаться и в бешенство не впадать, - но мы же знаем, что это временные меры и на самом деле проблема глубже там. Там можно себе подобного оскорбить, растоптать, причинить боль, за одну консультацию не получится доступ получить к этому пласту, потому и не работаем вглубь. В последнее время я прямо говорю "Бросайте это делать" и более директивна, спрашиваю, если через пятнадцать лет сын вырастет, заломит ей руки и подзатыльников надаёт, что тогда она будет делать? то есть возмездием пугаю, в надежде донести идею о том, что люди равны друг другу и нельзя так с домашними обращаться. Там, конечно, иррациональные убеждения сразу поднимаются "он плохой", и аргументация, почему ребёнок плохой. В лучшем случае на разнице темпераментов основанная, а в худшем параноидная уже предубеждённость к нелюбимому ребёнку.
"Злословить" родителей и детей - это выражать открыто эмоциональное отвержение, но ведь есть же ещё и другое, угадываемое но не выражаемое эмоциональное отвержение. Любой психолог, мне кажется, кто практикует, встречался с клиентами, которые выросли в нелюбви или которые растят детей в нелюбви. Вот как это назвать, а это правда наррадигма, её изживают и ещё как, в ЖЖ сообщество целое есть, "Плохие родители" называется. Тот же "ребёнок, не такой как все", может быть в судьбе точкой перехода, открытием в судьбе новых горизонтов, а может быть "наказанием" и мать будет относиться к нему как к "постылому". Вот постылый наверное правильное обозначение. В психиатрической классификации "нарушение эмоциональной привязанности" давно диагностический факт. Любимые дети, не такие как все, компенсируют затруднениябыстрее, чем постылые дети. нелюбимые дети даже физически развиваются хуже сверстников, и это не медицина, а психология, наша епархия, простите за калабмур. По ассоциации, анорексия как "недокомленность" любовью постылых детей и явно показывают всем, что иссохли при живых родителях - та самая идея говорящего симптома, популярная в психологической литературе. В супружестве, к слову, то же самое. В деревне, а живу я де-факто в современной высокотехнологичной деревне, наглядно видно, с кем женщина расцвела, а с кем захирела.

Вся наша официальная терминология, я, например, пишу в рекламных материалах, что моя специализация "депрессии, тревоги, расстройства сна", это приличные обозначения для
постылой жизни
постылого мужа и
постылых детей,
с которыми пациентка не знает, что делать.
И вот от эмоций как ткани жизни я отличаю удары судьбы, ненормативные события такие как нападения изнасилования пожары войны уголовщину. Беда, скажем прямо. Потому что горе это одно, а беда это другое.
А в работе с семьёй нам и не дано знать, какая из сторон правильная, потому и созерцательная позиция мне кажется самой профессиональной. Это субъективное мнение, вы понимаете, что каждый решает для себя сам, в силах ли человека "поворачивать реки", переделывать родителей, додать недоданную любовь в "исправляющем эмоциональном переживании" в психотерапии или мы просто ещё в одну иллюзию зовём, анестезируя боль.
В семье идеалистов, дон-кихотствующего мужа и чуть более практичной, но такой же самоотверженной жены, единственная дочь приводит в семью зятя, гнилого, то есть живущего двойной жизнью человека. И этот подлый человек использует ресурсы тестя и тёщи, - знаком вам такой сюжет? Одна сторона слепа, другая нагло использует, а добродельный Авель, по Сонди, в потенциале Каин, вопрос кто из троих, мать, отец или обманутая подлецом дочь, выберет наррадигму "Месть" и отомстит за утраченные иллюзии. Она, садистка, наказывала его и ставила коленями на горох, он терпел, потом взбунтовался, уехал и игнорировал её двадцать лет, - похоронил в себе садо-мазохизм, остановил его. Значит, в поколении детей сын женится на садистке или дочка замуж за садиста выйдет, и он станет свидетелем драмы, которую в своей жизни не пожелал завершить. Остановленные наррадигмальные циклы наследуются, такая у меня идея. Циклы свести надо к вменяемому количеству 7 плюс минус два, чтобы на память оперировать возможностями. Сначала схема потом наложение схемы на материал, потом исправления в схеме.

Илона Евгеньевна: Новый род так просто не образуется. Даже если отдельно живут - все равно доминирует один из родов. Попробуйте отследить, кто главный - теща или свекровь.
Пока вы все чаи пить и ужинать пошли, я пока позанимаю трибуну, как раз выспалась. Вот я тут размышляла сегодня между делом. У меня в голове пока не сильно стыкуется новый материал про наррадигму и уже имеющийся. Вот почему. Событие, произошедшее в семье - это факт. Оно есть как факт. А вот до какой степени оно осмыслено и канонизировано или не канонизировано каждым членом семьи я только догадываться могу из того, как о нем рассказывает или умалчивает клиент, но то, как он рассказывает - это его субъективный опыт переработки. Пока не придумала как с этим быть.

О.В. Добрый вечер! В том и суть предлагаемого мною подхода: ну знаю я, что в роду мужа "семья втроём" остановленный наррадигмальный цикл, который передаётся по наследству, незавершённый, а в роду жены "семья это супруги" про двоих. и что любовница неизбежна была в их отношениях,и что он и женился именно на такой, чтобы она помогла ему завершить, и изменил и поставил в известность об измене, чтобы её мозгами осмыслить, а то, как переживает, какие решения принимает, какими словами рассказывает, нюансы, вот что становится критически важным, схема-то одинаковая. То есть откликаешься сострадаешь, сочувствуешь и сопереживаешь. Со-бытие Другому человеку даёт ему силу, а не объяснения причин.

Н.А. А как отличить - у человека уже фаза человекознания, или для него с самого начала это событие не было важным или травмирующим, поэтому он так безэмоционально о нем откликается?
О.В. Предшествовали ли четыре другие фазы, есть ли у "факта" история его переживания, осмысления и переосмысления, или это факт с начала и всё время только факт. Многие являения можно обрисовать заумными словами, про эдипальную динамику, например, а можно и сказать "семья втроём", ибо это другой тип семьи, где союз супругов это "семья вдвоём". Я ищу слова проще и ближе к житейскому опыту. Так и Сонди мне хочется переложить на понятный, близкий обыденному миру, язык - ведь наблюдал-то Сонди обыденную жизнь! Это не-научно и неправильно, у науки есть свой язык общения, строгий и точный, только вот психотерапия не наука, а искусство, а в искусстве форма и содержание, идея и композиция значат больше чем точность.
Автор теории наррадигмы - проф. Владимир Александрович Шкуратов, опубликована в монографии
Шкуратов В.А. Историческая психология, М:Смысл, 2003. 576 с. Пожалуйста, когда цитируете, ссылайтесь на отца идеи.


Фотоиллюстрация Ильи Горохова

Вместо послесловия.
Заставить человека искать помощи психолога может только крушение, падение с дерева жизни, в ситуации одиночества – когда не с кем разделить свою грусть-печаль. «Что, Иванушка, невесел, что ты голову повесил», говорится в народной сказке. Вопрошающий подаёт утешение или, как вариант, волшебный клубок. Помните? По моему мнению, психотерапия двадцать первого века – индустрия, которая расцвела на БЕЗУТЕШНОМ горе. Всё, что нужно для профессионального успеха в этой области – срубить себе избушку на курьих ножках, оповестить округу, где вы, сертифицированная да лицензированная Баба-Яга, обосновались, и никуда с этого места не двигаться. Самонадеянные Иваны-царевичи, поторопившиеся принять кое-какие решения, сами вас найдут. Конечно, быть хоть и дипломированной, но Бабой-Ягой, да ещё обязаться всю жизнь просидеть в лесной чаще в компании леший знает кого, не каждому понравится. <...>
Семейное консультирование, - это искусство, которого нет. Семья так устроена, что консультанты-психологи ей не нужны. Более прочного и жизнеспособного организма, чем семья, ещё не придумано. Закон «из избы в избу сор не носят» скрепляет решение быть верным единственно интересам своей семьи и больше никаким и ничьим. Крепкая семья полагается главной ценностью: «На что и клад, коли в семье лад». Здоровая семья к психологу (третьему, чужому человеку) не ходит, именно потому что она здорова и муж да жена – одна сатана. Если наступает семейный разлад, супруги улаживают его между собой полюбовно. Об этом же «полюбовно» сложена пословица «ночная кукушка дневную перекукует», имея в виду, что любую кумушку, подругу, профессионального консультанта пересилит влияние партнёра, с которым супруг делит постель.
Но ведь есть же те, кто приходит на консультацию, спросите вы. Да, конечно, отвечу я. Каждый обратившийся негласно просит помочь ему стать другим человеком или другой семьёй, потому что дальше таким самим собой (или такой семьёй) быть и жить стало невыносимо.
Визит к вам-психологу – это смерть старого Я и прежней семьи и возрождение в новом качестве. Это чем-то похоже на посвящение в новое качество, инициацию у первобытных племён. Психотерапевтическое псевдо-благословение подменяет здесь жизнеутверждающее родительское благословение на новую жизнь – в любви, в браке, в мире с самим собой таким. Перефразируя вышесказанное, визит к вам нанесут постылые, нелюбимые и недолюбленные дети. Они придут, чтобы получить благословение любить себя и других. Если вы стесняетесь или боитесь любить людей, не работайте консультантом-психологом. Если вы симпатизируете им, ближним и дальним, учитесь устраивать столь нужную им встречу в духе семейной консультации: как, что, кому, а главное, зачем говорить после того, как вы сказали друг другу «Здравствуйте!».

Tags: мнение коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments