prosto_anatolii (prosto_anatolii) wrote in rabota_psy,
prosto_anatolii
prosto_anatolii
rabota_psy

Бион и его решетки


Я в одно время прочитал книжку Уилфред Р. Бион, "Внимание и интерпретация". Понравилась.
И я решил поделиться фрагментами предисловия к этой книге, написанное Виктором Мазиным.

Вертекс и решетка
Понимание между учеными, художниками, верующими, психоаналитиками возможно только с учетом того, какого их вертекс. Из этого вытекает ряд следствий. Во-первых, сразу же стоит отметить, психоанализ -- не наука, не искусство и не религия. По этой причине абсурдно критиковать психоаналитическую работу за то, что она ненаучна, "это все равно, что критиковать ее как "не религиозную" или "не художественную". Она и не является ничем из вышеперечисленного». Исходя из одного вертекса, нельзя судить о другом. Во-вторых, аналитик сталкивается с тем, «что ни один из Представленных вертексов не воспринимается как адекватный». В-третьих, «вселенная дискуссии», как говорит Бион, расширяется с необычайной скоростью, что приводит к дифференциации вертексов. Вертекс - вершина, исходя из которой строится рассуждение, это своего рода "дискурсивная колокольня", или точка зрения. Бион говорит о том, что можно было бы использовать термин «точка зрения», если бы не некоторая «специфичность, ассоциирующаяся с отношением органов чувств к сенсорным впечатлениям. Чтобы допустить подобную специфичность, необходимо отказаться от термина "точка зрения" и заменить его более абстрактным термином, таким как "вертекс".
Ради понимания между психоаналитиками, ради переводимости вертексов Бион придумал решетку (сетка, таблица). Эта решетка на линейке в физических науках и сформирована из матрицы теорий». Решетка Биона работает как своеобразная психоаналитическая «таблица Менделеева». Она призвана напоминать психоаналитику о различиях, о том, что один элемент психоаналитического опыта отличается от другого. Решетка состоит из восьми букв по вертикали (А-Н), указывающих на степень сложности высказывания; а по горизонтали - из шести цифр (1-6), представляющих отношения переноса. Горизонтальная ось остается открытой, ее клеточкам предстоит заполняться в будущем. Решетка помогает формализовать слова, высказывания, подобно тому, как можно формализовать события, происходящие на аналитическом сеансе, или за его пределами. Пользоваться решеткой, конечно же, стоит только после сеанса. Во время анализа необходимо по возможности оставить память, желание, понимание. Все, что остается на стороне анализа, - это акт слепок веры.
Акт веры
Бион утверждает, что акт веры не просто необходим не только в религии, мифологии, науке, но более того, "является основным компонентом научной процедуры, каков бы строгой она ни была". Разумеется, без акта веры невозможен и психоанализ. Причем слепой веры. Бион ссылается на Фрейда, который в одном из писем Лу Андреас Саломе пишет о необходимом самоослеплении, о том, что "он вынужден "искусственно ослеплять себя, чтобы сфокусировать весь свет на одном темном пятне"». Эту область Бион обозначает на своей решетке буквой F (от английского faith - вера). Достичь ее можно, отказавшись от воспоминаний и желаний. Посредством луча слепой веры аналитик может проникнуть в то, что невозможно представить никакими из существующих формулировок. Непреложность такой веры в психоанализе вызвана отсутствием эмпирического опыта, буквальной невозможностью зрения. Ослепление, к которому призывает Бион, предполагает дисциплину отречения от воспоминании и желаний. Чем сильнее психоаналитик привязан к своим воспоминаниям и желаниям, тем слабее его способность к акту веры. Эта идея Биона резонирует призыву Лакана: мы должны поверить Фрейду еще до того, как начали его читать. Вера должна быть слепой, то есть незамутненной желаниями и воспоминаниями. Бион призывает аналитика стать бесконечным, отказаться от воспоминании, ведущих к прошлому, к тому, что коренится в чувственном опыте, отказаться от желаний, устремляющих как к прошлому опыту, так и к фантазируемому будущему, отказаться от понимания; заставляющего пребывать в статичности иллюзии. Основная же проблема заключается в том, что и воспоминание, и желание, и понимание уводят от другого, от анализа и возвращают к себе, своему собственному я. Бион последователен и радикален. Он говорит о том, что отказываться от желании во время сеанса уже слишком поздно. К дисциплине желаний следует прибегать вне психоаналитического пространства. В анализе же совершенно очевидно не следует "желать наступления конца сессии, или недели, или всего контракта; аналитической работе мешают также желания вылечить пациента".
Если Лакан задается вопросом о желании аналитика, то Бион утверждает необходимость отказа от желаний. В своей позиции отказа от воспоминаний Бион последовательно развивает идеи, высказанные Фрейдом в 1912 году в статье «Советы врачу при психоаналитическом лечении». Психоаналитическая позиция радикальным образом отличается от медицинской. Психоаналитическая техника отказывается от всех вспомогательных средств и «состоит просто в том, чтобы не стараться специально что-то для себя отмечать и проявлять ко всему, что приходится слышать, одинаковое "равнораспределенное внимание"». Это внимание как раз и предполагает отказ от прошлого опыта, воспоминаний, ведущих лишь к следованию проторенными тропам ожидании, предвкушении, наклонностей. В этом и заключена конечность: если следуешь своим ожиданиям, основанным на собственных воспоминаниях и желаниях, «то рискуешь никогда не найти чего-то другого, отличного от того, что уже знаешь; если следуешь своим наклонностям, то, несомненно, будешь искажать возможное восприятие. Нельзя забывать о том, что чаще всего приходится слышать вещи, значение которых становится понятным только впоследствии». Если Фрейд предлагает довериться «бессознательной памяти», то Бион стремится к полному отказу от воспоминании и желании. Более того, воспоминания и желания психоаналитика могут привести к тому, что у пациента может возникнуть ощущение, что аналитик обладает им, контейнирует его. Бион завершает свою книгу «Внимание и интерпретация» словами, которые можно понимать и как автобиографическое резюме, и как завет психоаналитику: «Искать необходимо такую деятельность, которая будет одновременно восстановлением бога (Матери) и эволюцией бога (бесформенного, бесконечного, невыразимого, несуществующего), и найти ее можно лишь в состоянии, в котором нет воспоминаний, желаний, понимания».

Чем мне понравились идеи Биона? они похожи на мою мировозренческую жизненную философию. Вы, наверное, кто помнит или обращал внимание, читали мое "не спеши желать/хотеть". Я считаю, чтобы понять себя в первую очередь надо отключать по возможности свои желания, воспоминания и т.д, о чем говорит ученый.

Примечания:
1. Лакан - это современник Биона, тоже психоаналитик, его взгляды в значительной мере разозлись с взглядами Биона и они основали два разных течения психоанализа.
2. Если увидите ошибку, то сообщайте не стесняясь мне. Текст сначала сканировался, а потом переводился в текст, так что возможны ошибки.
Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments