Artour Malinine (psicoterapeuta) wrote in rabota_psy,
Artour Malinine
psicoterapeuta
rabota_psy

Categories:

Цена отрезанного ломтя

Перепост от  [info]ludmilapsyholog

Полезла тут в Хеллингера, к которому отношусь сложно, но с интересом, и вдруг такя мысль пришла в голову.

Одна из важнейших его идей -- если семейная система несправедливо изгоняет кого-то из своих членов и делает вид, что этого человека как бы нет (например, если он попал в тюрьму, проигрался, спился, сошел с ума, сидит в сумасшедшем доме, вступил в осуждаемый неравный брак и т. д.), то есть о нем не принято говорить, вспоминать и думать, то кто-то из следующих поколений семейной ситемы начинает неосознанно уподобляться изгнанному и отверженному, копировать его поведение и судьбу. Даже если ничего о нем не знает. По Хеллингеру, это такой механизм "восстановления принадлежности" в системе, который сильнее осознанных  желаний и намерений людей.

Не могу сказать, что готова согласиться полностью, что-то уж совсем эти системщики иногда свободу воли отрицают как таковую. Но что-то в этом есть, безусловно. По крайней мере, наблюдениями подтверждается. Например, явная есть корреляция: когда кровные родители ребенка считаются в приемной семье как бы "несуществующими", очень часто он в подростковом возрасте начинает воспроизводить их образ жизни, даже если там была тайна и он вообще не в курсе, что приемный. И выход из этого только один -- "впустить" изгнанного, выразить ему уважение, признать его право на принадлежность семье и родственную связь с ним независимо от того, насколько он соотвествовал представлениям о "правильном" образе жизни. Там еще много есть всяких уточнений и вопросов. Но сейчас не об этом.

Просто как-то раньше я эту мысль воспринимала только в применении к семье. А тут вдруг пришло в голову: а если воспринимать общество в целом? По сути, начиная с 60--х годов, когда улеглось эхо войны, дети-сироты, социальные сироты, считались несуществующими. Они были упрятаны за забор, о них не принято было говорить, они были как бы не частью общества.
Интересно, чем и кто за это расплачивается? Как это отражается на детях по "эту сторону забора"?

И еще: в этом свете совсем другой смысл приобретает волонтерство. Не столько "зажечь свет в детских глазах", от чего, как мы знаем, проку не много, сколько восстановить связь, признать принадлежность, пробить дыры в заборе. И тогда важно, чтобы волонтерская деятельность не подчеркивала исключительнойсть и особость "бедных" сироток, а наоборот, прямо наоборот. Не знаю только, как это "наоборот" формализовать.

Ссылка
Tags: хочу спросить?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments