Надежда Власова (nvlasova) wrote in rabota_psy,
Надежда Власова
nvlasova
rabota_psy

Каждой категории клиентов - свои техники психотерапии.

В связи с возникающими в соо дискуссиями, стоит ли идти в терапию и как выбрать терапевта/психолога, имею что сказать.

Кажется что все забывают, что бывает разный уровень патологии и, естественно, разные психологические подходы и виды техник . Выкладываю просто для ознакомления, что такое существует. Надо иметь ввиду, что описываемые техники не применяют в работе с невротиками. Они применяются при нарциссической, пограничной, психотической проблематике. Поэтому,уважаемые невротики, не "прикладывайте" это к себе.

С другой стороны,- можете вы дать гарантию, что вы именно невротики?:)

Краткое описание взято из книги А.Г. Попова «Параметры психоаналитической техники. История. Клиника. Метапсихология».

Итак:

Одной из моделей психоаналитически ориентированной терапии является так называемый «современный психоанализ». Данный термин связан с научными разработками Х. Спойтница (1968).Первоначально данная техника предполагала работу с пациентами с диагностированной шизофренией, однако впоследствии распространилась и на другие патологии (тяготеющие, однако к «тяжелой» час-ти диагностического спектра).
1. Количество сессий в неделю может быть любым, но с тенденцией к уменьшению до 1-2 сессий в неделю.
2. Основой вербальной коммуникации является не «основное правило» а темы, заявленные в начале (или в конце предыдущей) сессии. Не все «что приходит в голову», а «все что хочется обсудить». (Стерн,2000)
3. Используется кушетка, т.к она способствует развитию нарциссического трансфера.
4. Предполагается развитие не объектного, а т.н. «нарциссического трансфера» (понимаемого как «self»-объект пациента, спроецированный на аналитика)
5. Основное внимание уделяется сопротивлениям блокирующим вербальную коммуникацию. Одной из главных целей терапии является сделать речь пациента социальной.
6. Аналитик может активно использовать фрустрацию и вознаграждение (манипуляцию) в вербальной и невербальной форме в целях обеспечения стабильности «сеттинга» (прежде всего своевременных и регулярных визитов и оплаты).
7. От аналитика ожидается осуществление «холдинга» («чувствовать и вести себя как мать», т.е манипуляция осуществляется также в форме предоставления пациенту т.н. «коррективного эмоционального опыта»)
8. Активное использование невербальной коммуникации (например пациент принимает на кушетке ту или иную позу или совершает определенные движения). Аналитик также может дать невербальный ответ (например невербальная интерпретация)- аналитик интерпретирует моторную активность пациента про себя, ожидая возможности использования «контактного функционирования».
9. Основной формой работы с сопротивлением является не интерпретация, а присоединение, («как если бы аналитик видел мир также как пациент», Стерн)
10. Одними из ведущих техник является также «отзеркаливание» (преувели-чение и доведение мысли пациента до абсурда) и контактное функцио-нирование («ожидать, позволяя пациенту самому идти на кон-такт/кормление по требованию» (ср. «необходимое количество вербаль-ной коммуникации» (Кернберг, 1996)
11. Другими используемыми техниками являются:
• Моделирование нового поведения (Спойтниц приводит следую-щий пример: Юношу, который в своих кастрационных фантазиях преподносит матери мошонку, спросили, не кастрирует ли он себя ради аналитика. Пациент ужаснувшись, замолчал. Аналитик: «лю-бого, кто говорит Вам это, надо послать к черту!»;
• «помощь Эго» - иногда, когда пациент сомневается в своих силах сделать что- либо, аналитик может предложить свою помощь или сделать это за него. (Пациент сомневается по поводу своей будущей карьеры, по поводу способности поговорить о чем -то с отцом. Аналитик: «хотите, я с ним поговорю»)

12. Используются также такие манипулятивные техники (рассматриваемые как формы сопротивления) как:
• « насыщение предложениями» - пациенту даются рекомендации и советы и исследуется его реакция на них.
• «угроза в ответ на угрозу»: Пациент «Если Вы не ответите на мой вопрос, я Вас ударю». Аналитик «Я сделаю это раньше»
• «подражание Эго» (присоединение к сопротивлению) – П.: «Я хуже всех» - А.: «ДА, хуже всех на земле». (пациент не хотел бы слышать это он аналитика, что смещает его гнев с Эго на объект)
• «завышенная оценка объекта»: с пациентом, описывающим себя как ве-личайшего, аналитик говорит с позиций грандиозности «я всемогущий терапевт, и, единственный, способный Вам помочь» (предполагается, что это способствует развитию «идеализирующего» аспекта нарциссическо-го трансфера;
• «переплюнуть пациента в его сумасшествии»: аналитик в ответ на при-чудливые фантазии пациента может предложить нечто еще более бредо-вое (следствием таких взаимодействий является впечатление пациента, что если аналитик с его безумными идеями может жить в реальном мире, пациент тоже может с этим справиться);
• «самоубийство пациента»: П.: «Я хочу покончить с собой»-А.:
«Я тоже…» - П.: «Зачем Вам убивать себя?» - А.: «Вы думаете мне нра-виться сидеть в этой мрачной комнате и слушать таких переполненных ненавистью типов как Вы?» - П.: «Тогда идите и утопитесь!» (ненависть пациента стала объектной) и.т.д.
13. В качестве основных сопротивлений выделяются: сопротивление лече-нию, status quo, прогрессу, сотрудничеству, окончанию лечения.
14. Интерпретации используются редко, и носят т.н. «взращивающий» харк-тер. В начальных фазах терапии они делаются в терминах сэлф- объектов пациента, затем в терминах интернализованных объектов, затем в терми-нах Эго.
15. Основой вербальной коммуникации являются т.н. «объекторинтированные» вопросы, примерно 4-5 за сессию, например: «Как именно болит голова?» вместо «Как вы думаете, что может означать этот симптом?» (Эго-оринтированный вопрос)
16. Одной из форм вербальной коммуникации являются команды, например: «Ложитесь и говорите», «Помолчите остаток сессии», «Не плач» и т.д.



Вот, в дополнение, пример работы с сопротивление лечению (из конспекта лекций Стерна).

Сопротивление, разрушающее лечение (TDR).

Связано обычно с началом лечения. Есть два очень важных вопроса: частота встреч и оплата.
К частоте встреч у доэдипальных пациентов надо подходить также как к вопросу кормления у младенцев. Как лучше кормить: по расписанию или по требованию? Раньше учили по расписанию. Сейчас говорят, что лучше по требованию. Встречи с аналитиком для доэдипального пациента равносильны кормлению, – поэтому стоит назначать то количество встреч, которое удобно для пациента.
Еще лучше создать у пациента ощущение, что вы примете его всегда, когда ему это будет необходимо. Но это можно делать, если у вас есть какой-то задел свободного времени. С такими пациентами, как с детьми - всегда надо быть готовыми к кормлению.

Второй момент связан с оплатой. Вы спрашиваете, сколько они предполагают платить вам, хотя вы знаете стоимость своего часа. Стоимость стоит регулировать не стоимостью часа, а снижением количества встреч. Когда стоит брать деньги? Некоторые хотят платить в конце сессии, некоторые в конце месяца. В любом случае все эти условия – повод для обсуждения. Лучше всего если пациент будет платить в начале сессии, т.к. иногда, в конце, пациенты говорят, что они забыли деньги или у них нет денег. Когда это сказано в начале сессии, то можно всю сессию анализировать сопротивление.

Если вы хотите, чтобы пациенты чувствовали себя удобно, зарабатывая деньги, то им надо показать, что вы сами хорошо относитесь к деньгам.

В начале пациентам кажется, что 50 минут или час – слишком мало, чтобы они успели все сказать. Многие пациенты хотят, чтобы сессия длилась 2-3 часа. Но вы то знаете, что ваши сессии длятся час. Надо вести разговор с пациентом та-ким образом, чтобы он сам принял решение о часовой сессии.
Тер. Сколько вы хотите, чтобы продолжалась сессия?
Пац. 2-3 часа.
Тер. Может ли она продолжаться поменьше?
Пац. Да.
Тер. Например, 10 минут – хватит?
Пац. Побольше.
Тер. Ну, 15 минут?
Пац. Все равно мало.
Тер. Может это быть 50 минут?
Пац. Да.

Оплата за первую сессию. Пациенты часто спрашивают надо ли платить за пер-вую сессию. Они говорят, что сначала хотят посмотреть какой вы доктор.
Тер. Сколько вам нужно времени, чтобы узнать какой я доктор? И будете ли вы мне платить, пока узнаете, какой я доктор?
Тер. А если я решу все ваши проблемы за одну сессию – вы мне заплатите?
Пац. Да, конечно.
Тер. А если это займет две сессии. Вы тогда заплатите?
Пац. Да, конечно
Тер. А за 10 сессий? Сколько должно пройти сессий, чтобы вы не захотели мне платить?

Самое главное разговорить пациента, потому что только тогда вы выясните, что стоит за его сопротивлением. Если вы точно уверены, что человек придет – за первую сессию деньги можно не брать. Но надо всегда помнить, что это может быть проверка, и если вы легко уступили, то пациент может подумать, что вы ее не выдержали, либо боитесь темы денег.

В этих техниках явно видна манипуляция. Но клиент и так уверен, что вы им будете манипулировать. Он привык именно к такому обращению.

Перечитайте техники еще раз:) И вы, может быть, увидите, - то что вы называете плохой терапией- технический прием:) Вряд ли терапевт, который ведет прием больше 20 лет, не знает последствия тех или иных профессиональных приемов.

Я , например, часто использую в работе "излишние советы и рекомендации". Часть из них абсолютно абсурдные. Они даются не для того чтоб клиент им следовал. А для того . чтоб увидеть его реакцию. Потом мы эту реакцию обсуждаем. И пытаемся понять насколько она адекватна ситуации.

Хотите пример?
Ну вот предположим клиент рассказывает что мать постоянно врывается в его комнату, берет любые вещи. Даже когда он с девушкой. На попытку закрыться на защелку - долбится в дверь. А потом сильно обижается что ее не хотели впускать. Вплоть до хватания за сердце.
Я могу такому клиенту сказать: А если на дверь повесить большой плакат: "Не входи - убьет! С 22.00 до 08.00 - это частная территория!"
Тут клиент сам подскакивает и говорит: я даже представить себе такого не могу. Аж пот по спине потек! Это ужас! Нет. я так никогда не смогу!
Тогда снова я: А расскажите что с вами происходит в этот момент? От чего пот? В каких еще ситуациях он появляется?
Ну и дальше мы обсуждаем на что это похоже, и другие похожие ситуации:) И заодно выясняем от чего там собирается "умирать" мама:)

Правда в следующий раз он может прийти и сказать: Вот вы советовали мне повесить плакат, а оно само все разрешилось.
А я так то вообще ничего не советовала:) Мы просто проработали его страхи и сопротивления:)

Вот как то так и работаем:)

Tags: наставничество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments