i_p_p_l (i_p_p_l) wrote in rabota_psy,
i_p_p_l
i_p_p_l
rabota_psy

Categories:

Поведенческий анализ

© Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия». 2002. 192 с.

Со стр. 110-124
Глава 3


ПРОЦЕСС ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В предыдущих главах мы рассмотрели основные теории, заложившие основу поведенческой психотерапии, во взаимосвязи с методами и техниками, возникшими в рамках этих теорий. В данной главе наше внимание будет сосредоточено на организационных, методических и процессуальных вопросах. Наша задача состоит в том, чтобы детально разобраться в особенностях практической работы по анализу, терапии и модификации поведения.


Сначала мы рассмотрим принципы поведенческой диагностики и на нескольких примерах проследим непростую связь между поведенческим диагнозом и терапевтическими вмешательствами. Здесь же мы разберём несколько схем поведенческого диагноза.
Затем мы подробно проанализируем специфику терапевтических отношений, складывающихся между терапевтом и клиентом, и рассмотрим ключевые моменты этих отношений, влияющие на эффективность терапии. В этой связи мы ещё раз, но теперь более подробно, остановимся на принципах терапевтического вмешательства и используемых в этом вмешательстве методах.
В заключение мы познакомимся с различными схемами оценки эффективности поведенческой психотерапии – в прикладном и научном аспектах.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Особенности поведенческой диагностики

Поведенческая диагностика представляет собой довольно специфическую форму психодиагностики. Во многих моментах поведенческая диагностика расходится с традиционной психодиагностикой, основанной на теории черт, и предполагающей существование относительно стабильных и неизменных качеств личности.
В традиционной диагностике предполагается, что существуют некоторые центральные характеристики (черты) личности и внешнее наблюдаемое поведение человека является проявлением этих черт. Считается, что поведение человека можно понять и предсказать, выявив эти черты. В основе традиционной психодиагностики, таким образом, лежит предположение (лишь частично, кстати, проверенное экспериментально) о том, что между чертами личности и поведением существует причинно-следственная связь, и что внешнее поведение лишь в незначительной степени зависит от влияния социальной ситуации. ...
Хотя очень многие психотерапевты традиционно отстаивают роль и значение традиционной психодиагностики, в практической работе терапевты поведения всё же чаще применяют так называемую поведенческую диагностику, основанную на ряде следующих фундаментальных предположений.
1. В поведенческой диагностике предполагается, что поведение человека является следствием не только его строго индивидуальной истории научения и проявлением более или менее обширного репертуара стереотипов поведения, но и в существенной мере опосредуется условиями социальной ситуации, в которую включён человек, и предполагаемыми или реальными последствиями его действий.
Это фундаментальное предположение имеет два следствия. Первое касается конструирования тестов или тестовых ситуаций. Сами стимульные фразы или условия теста должны в достаточном объёме представлять испытуемому важнейшие переменные ситуации и последствия поведения. Иными словами, стимульные фразы или ситуации должны быть в максимальной степени наглядны и очевидны.
Поскольку это требование едва ли выполнимо в рамках традиционных бланковых или проективных тестов, то в поведенческой диагностике больше доверяют наблюдению за поведением в реальной жизни (in vivo) или в приближённых к ней ролевых играх (тесты ролевой игры).
Далее, всё чаще в ходе поведенческой диагностики используют диагностическую беседу, в которой основой диагноза становятся самоотчёты клиентов (точность которых, конечно же, проверяется дополнительно).
2. В сравнении с традиционной психодиагностикой, в которой реакции на тестовые задачи сравниваются с усреднёнными реакциями больших выборок, предоставляющих всю генеральную совокупность, в поведенческой диагностике предполагается вариативность поведения человека в различных социальных ситуациях. Иными словами, сами реакции человека на стимульные ситуации рассматриваются в качестве выборки, на основании которой ставится диагноз. Нормативная функция усреднённого поведения д р у г и х людей при этом имеет лишь косвенное значение, репрезентируя собой социальную норму.
Таким образом, сбор и анализ данных в процессе поведенческой психодиагностики нацелен на выявление функциональных связей между важнейшими переменными окружающей среды, организма человека, его когнициями (ожиданиями, верой, оценками и планами) и особенностями внешнего наблюдаемого (вербального и невербального) поведения.
Сопоставление этих знаний с особенностями поведения других людей имеет лишь косвенное значение.
В первую очередь поведенческая диагностика служит целям организации и контроля терапевтических вмешательст, хотя и сама она в определённом смысле является терапевтическим вмешательством. Поскольку в процессе диагностики активно участвует клиент, поскольку терапевт не делает никакого секрета из этого процесса и охотно разъясняет его смысл и принципы, постольку клиент не может в принципе остаться абсолютно безучастным и невовлечённым в процесс диагностики. Результат поведенческой диагностики – поведенческий диагноз – активно обсуждается с клиентом и служит основой выбора методов поведенческой психотерапии для использования на стадии активного вмешательства.
Так как функциональные отношения между окружением и человеком в процессе терапевтического вмешательства изменяются, то и поведенческая диагностика не заканчивается в момент начала терапевтических интервенций. Диагностика сопровождает весь процесс терапии на всех его этапах – и после завершения терапии используется для контроля её эффективности.

Функциональный анализ поведения по Кэнферу

Итак, поведенческая диагностика направлена не столько на выявление и описание некоторых черт и характеристик, сколько на выяснение определённых функциональных связей между поведением человека и его меняющейся жизненной ситуацией и социальным окружением.
Сначала Ф.Н. Кэнфер (1969), а затем Д. Шульте (1974) следующим образом сформулировали три вопроса, на которые должна дать ответ поведенческая диагностика:
1. Какие образцы поведения требуется изменить в отношении интенсивности, длительности, частоты или условий проявления? (определение целевого поведения)
2. При каких условиях это поведение приобретается, или какие очевидные факторы тормозят это поведение? (анализ условий поведения)
3. Какие мероприятия лучше всего подходят, чтобы добиться намеченных изменений с данным конкретным человеком? (выбор методов и планирование терапии)
Эти три вопроса ещё раз подчёркивают тесную взаимосвязь, которая существует между поведенческой диагностикой и поведенческой терапией. Сама диагностика служит цели планирование терапевических интервенций, а в ходе психотерапии получают всё новую и новую диагностическую информацию о функциональных связях между изменяемым поведением и историческими и ситуативными переменными.
Единицей диагностического анализа, по Кэнферу, является не поведение само по себе, а постоянно меняющиеся связи между поведением и переменными социальной среды.
Остановимся подробней на трёх этапах функционального анализа поведения.

Определение целевого поведения

Процесс определение целевого поведения, по Кэнферу, содержательно подразделяется на два этапа. На п е р в о м этапе в диалоге с клиентом последовательно принимают ряд решений относительно того, к чему терапевт и клиент будут совместно стремиться в процессе терапии. Эти решения в существенной мере зависят от ряда факторов: от тяжести симптома или симптоматического поведения, от условий жизни клиента, последствий, к которым может привести изменение поведения, терапевтических возможностей и ограничений. Клиенту и терапевту по окончании этого этапа должно стать совершенно ясно, какие конкретные изменения поведения будут означать для обоих успешную терапию. Конкретность формулирования целей заключается в том, что среди прочего оговариваются ясные и однозначные критерии изменений, и эти критерии формулируются в виде описания конкретных поведенческих навыков. Эта конкретность создаёт основу быстрого и эффективного прохождения второго этапа анализа целей.
На в т о р о м этапе целевого анализа определяются конкретные образцы поведения, изменение которых приведёт к успеху терапии. Если на первом этапе ищут ответ на вопрос «что именно должно быть достигнуто?», то на втором этапе отвечают на вопрос «чего на данный момент для этого не хватает?» или «что мешает этого достичь?»

Пример. В беседе с молодым человеком, который жалуется на одиночесво и отсутствие близких межличностных отношений, в качестве цели сначала определяют наличие двух-трёх новых знакомых, с которыми ему будет интересно проводить свободное время, а затем конкретизируют эту цель в форме целевого поведения. Необходимо будет научить молодого человека знакомиться с незнакомыми интересными ему людьми и развивать с ними близкие межличностные отношения в том объёме, в каком это его будет удовлетворять.
Затем обусловливается, что молодого человека необходимо избавить от страха контакта при знакомстве с незнакомыми людьми и научить увлекательно рассказывать о себе и своих интересах. Предполагается, что этих навыков будет достаточно для того, чтобы молодой человек сам смог выстроить такой необходимый ему круг общения.

На т р е т ь е м, заключительном, этапе определения целей с клиентов необходимо придти к такой формулировке цели, которая позволила бы каким-то образом измерить достигнутый прогресс с использованием более или менее объективных критериев. Иногда этот этап постановки и согласования целей называется этапом операционализации цели.
Конечно, в процессе терапии цели могут измениться (иногда очень существенно) в результате изменений, которые происходят в жизни клиента или вследствие получения новых данных в процессе поведенческого анализа. Но это не уменьшает значения первоначального терапевтического контракта (согласия в отношении общих целей), который стимулирует совместную работу терапевта и клиента над проблемами клиента.

Анализ условий поведения

Модель поведенического анализа была разработана Кэнфером с учётом основных положений теории регуляции поведения и на основе ранее представленных нами принципов поведенческой диагностики.
Главная зависимая переменная- поведение ( R ) понимается Кэнфером как функция ряда независимых переменных (S, O, R, C). Эти независимые переменные изучаются в процессе диагностики и слжат целям составления плана терапии. В процессе терапии, изменяя независимые переменные, терапевт добивается осущесвления определёной ранее терапевтической цели.
S стимулы
O организм
R реакции, поведение каждое связано с Е установки и ожидания
K обычные последствия
C реальные последствия

В соответствие с моделью поведенческого анализа проблемное поведение ( R ) является следствием ситуативных (S) или биологических (О) детерминант, и само вызывает определённые последствия (К, С). Эти последствия в свою очередь также могут изменять как поведение, так и предшествующие ему ситуативные и биологические детерминанты.
В последнее время эти пять переменных всё чаще дополняют шестой переменной (Е), под которой понимают определённые ожидания и установки в отношении своего поведения и его последствий.
Остальные элементы этой модели принято понимать следующим образом (Табл. 2)

Таблица 2
Элементы модели поведенческого анализа Кэнфера

S – Детальное и релевантное поведению описание стимулов, которые запускают или тормозят соответствующее поведение человека. Различают физические, социальные и поведенческие стимулы. Под физическими стимулами понимают объекты предметного мра, под социальными – действия, присутствие или отсутствие других людей. Сами действия клиента тоже могут быть стимулами, если они запускают или тормозят иные его собственные действия.

О – Биологические качества организма, которые важны для поведения, придают ему те или иные особенности.

R - Моторное (вербальное и невербальное), эмоциональное и когнитивное (мысли, образы, представления, мечты) поведение и физиологические поведенческие черты. Неверным будет давать обобщённые наименования (например, страх, агорафобия, депрессия). Требуется описание конркетных качественных и количественных признаков, имеющих отношение к стимулам, установкам, ожиданиям, а также к организму, обычным и реальным последствиям.

К – Обычные, правильные и стабильные последствия поведения.

С – Актуальные последствия поведения, которые различаются по времени появления (кратковременные и долговременные), по качеству (позитивное или негативное подкрепление и наказание) и по месту возникновения (внутренние или внешние).

Е – Планы, нормы, установки, ожидания и атрибутивные процессы, имеющие отношение к планированию и осуществлению поведенческих намерений. Эти внутренние когнитивные процессы должны касаться ситуации, собственного поведения, его возможных последствий, поведения других людей и т.д.

Способы и место сбора информации, релевантной схеме, зависят от множества факторов, в первую очередь от характера поведенческой проблемы и готовности людей из близкого окружения клиента принимать участие в терапии.

Информация может быть получена в процессе беседы с клиентом, но чаще она перепроверяется с использованием включённого или скрытого наблюдения в реальной обстановке – в семье, на рабочем месте, на улице, в квартире клиента. Если это невозможно, используют различного рода модельные ситуации (тесты ролевой игры) или специальные бланки самонаблюдения, вопросники и пр.
Результатом анализа условий поведения становятся уточнённые терапевтические цели, предположения о последствиях их достижения для непосредственного окружения клиента и для него самого. Эти предположения обсуждаются с клиентом и людьми из его непосредственного окружения и служат основой для планирования и контроля проыесса поведенческой психотерапии.

Схема BASIС ID А. Лазаруса и её использование в поведенческой диагностике

Схема мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, которую мы уже обсуждали ранее, тоже находит своё применение в поведенческой психодиагностике на всех трёх её этапах. Анализ поведения с применением схемы BASIC ID заключается в определении целей терапии, анализе поведения и выборе терапевтических мероприятий по каждому из пунктов схемы.
Результатом должен стать комплексный план терапевтических вмешательств, который включает пункты, соответствующие каждому элементу схемы. Поскольку эти элементы имеют разную терапевтическую и психологическую модальности, то и возникающая в результате терапия названа Лазарусом мультимодальной терапией.
В процессе анализа Лазарус предлагает начинать с тех модальностей и в той последовательности, в которой они присутствуют в описаниях клиентом своих проблем, а затем задавать ряд последовательных вопросов на прояснение положения дел в других модальностях. Для этого могут быть использованы следующие ключевые вопросы.

Поведение (B – behavior). Какие действия или реакции клиент хотел бы в будущем совершать чаще, и каких действий он хотел бы избегать? Как конкретно, на уровне повдения, выглядели или выглядят обычно те или иные события?
Аффект (A – affect). Какие чувства чаще всего возникают у клиента? Какие чувства ему чаще всего мешают? Какие чувства сопровождают его поведение?
Восприятие (S – sensation(. Какие негативные ощущения переживает клиент (напряжение, боль, тревожность)? Какие ощущения сопровождают его поведение?
Воображение и представления (I – imagery). Какие сцены из прошлого или настоящего приходят в голову клиенту чаще всего? Что «стоит у него перед глазами» обычно и в трудных ситуациях?
Когниции, мысли (C – cognition). Какие мысли приходят в голову клиенту относительно себя самого или окружающего мира? Какое влияние эти мысли оказывают на его поведение, чувства, воображение, отношение к другим людям?
Социальные связи, отношения (I – interpersonal relationships). Какие проблемы у клиента есть в отношениях с близкими людьми или на работе? Как это влияет на его поведение, самочувствие и т.д.?
Физиологические переменные (D – drugs and biological factors). Каков уровень физического здоровья клиента, как это может повлиять на его поведение? Принимаает ли он регулярно или в критических ситуациях какие-либо медикаменты.

... Для выбора конкретной последовательности и комбинаций различных методов Лазарус предлагает метод «отслеживания».
Суть метода отслеживания состоит в том, что психотерапевт фиксирует последовательность модальностей, характерную для описания клиентом своих проблем. Именно знание последовательности модальностей помогает точнее выбрать комбинацию и последовательность использования методов психотерапии. Общее правило состоит в том, что последовательность использования методов должна соответствовать строго индивидуальной последовательности модальностей в описании событий.

Пример. Лазарус сравнивает двух клиентов, обратившихся с жалобой на одну и ту же проблему, - внезапные приступы беспокойства и тревоги. Отслеживая модальности в их рассказах, он обнаружил, что у одного из них эти приступы начинаются с неприятных ощущений слабости, напряжения в голове, на которые клиент обращает внимание, и от этого ощущения усиливаются. В этот момент клиент начинает думать о том, что с ним не всё в порядке, и в его воображении возникают неприятные и страшные картины болезней, инфарктов, припадков и т.д.
Отследив таким образом последовательность Ощущения – Мысли – Воображение (S-C-I), Лазарус определяет последовательность применения техник: он начинает работать с ощущениями (биофидбек, биологическая обратная связь и релаксация, затем включает рациональную тераию и завершает позитивной имажинацией).
В другом случае обнаруживается другая последовательность модальностей и она даёт совершенно другой терапевтический план. Второй клиент начинает с того, что задумывается о возможных неприятных событиях, образно представляет их себе, после чего у него возникают неприятные ощущения и тревога. Последовательность Мысли – Воображение – Ощущения (C-I-S) и определяет план терапии.
...

Методы поведенческой диагностики

Функциональные модели Кэнфера, Лазаруса и другие задают лишь напавление, в котором должна собираться информация, но не содержит указаний на методы сбора этой информации. Принципиально могут быть использованы любые традиционные методы социальных наук и медицины.
Кэнфер предлагал на фазе сбора диагностической информации использовать следующие методы:
- беседа с клиентом и людьми из его окружения
- наблюдение за поведением в ролевых играх или реальных ситуациях
- видеозапись и демонстрация клиенту ранее записанных сцен
- наблюдение за невербальным поведением клиента в процессе терапии.
Конечно, этот список должен быть дополнен анкетами и иными способами самооценки клиентом параметров своего собственного поведения.
Принципиальных отличий использования стандартных методов социальных наук в рамках поведенческой психотерапии не существует, специфика их использования создаётся собственно целями поведенческой диагностики. ...
Фиксироваться в этом случае может как ошибочное (например, заикание или повышение голоса), так и целевое поведение (контакт глаз, позитивные оценки, телесный контакт и т.д. во взаимосвязи с предшествующими и последующими событиями.

Пример. В процессе терапии отношений между матерью и трудным ребёнком М.Э. Бернал (1968) разработал следующую систему наблюдения:
1. Ошибочное поведение ребёнка ( R ): ребёнок кричит, ругается, замахивается, бьёт мать, бросается на пол.
2. Мать игнорирует ошибочное поведение (R – K, угашение).
3. Мать просит, требует чего-то ( S ).
4. Мать игнорирует ребёнка вообще (К, ненаправленное угашение).
5. Мать поощряет, даёт общие позитивные оценки (К, общее ненаправленное поощрение).
6. Мать бьёт ребёнка, кричит в ответ (К, наказание).
7. Мать хвалит ребёнка за конкретные действия (К, специфическое поощрение).

Разработанная система оценки позволила обнаружить сущесвенные особенности поведения ребёнка и сформулировать цели терапии, которые заключались в том, что мать училась по-разному реагировать на разное поведение ребёнка: игнорировать ошибочное поведение, штрафовать физическую агрессию и целенаправленно подкреплять позитивные действия ребёнка.
Эта же система стандартизированного наблюдения позволила оценить спустя некоторое время достигнутый прогресс.
...

Модель АВА

Для оценки достигнутого в процессе психотерапии успеха, а также для текущего контроля за ходом поведенческой психотерапии используют специфическую процедуру, которую часто называют моделью АВА. Эта экспериментальная модель крайне проста и ограничена изучением одного испытуемого (А) до и после какого-либо терапевтического вмешательства (В). Точнее, речь идёт о выборке различных действий испытуемого А до момента вмешательства, в процессе вмешательства и спустя некоторое время после него.
Вместо того, чтобы сравнивать поведение клиента с эталонным поведением, его сравнивают с ним самим – но таким, какой он был раньше. Таким образом, в самой схеме АВА заложен дополнительный источник подкрепления. Ведь сравнение с эталоном всегда даёт возможность убедиться, что эталон не достигнут. Сравнение с самим собой в этом смысле так или иначе означает либо подкрепление, либо возможность получить помощь в дальнейшем самосовершенствовании.
Если выборка поведения испытуемого (клиента) после терапии приблизится к заранее определённым целям терапии, то терапию считают успешной. Если требуемых изменений обнаружено не будет, потребуется либо конкретизация целей, либо коррекция плана психотерапевтических мероприятий.

Основные понятия
Формула поведения – формула, в которой указаны важнейшие переменные, влияющие на поведение: стимулы, реакции, биологические переменные, последствия и условия их взаимодействия – планы подкрепления. Эти элементы формулы поведения были предложены Кжнфером (1969) в виде цепочки S_O_R_K_C.
BASIC ID – схема поведенческой диагностики, предложенная Арнольдом Лазарусом в рамках мультимодальной терапии поведения. Сокращение образовано из первых букв английских слов behaviors, affective reactions, sensations, images, cognitions, interpersonal relationship, drugs or biological factors (поведение, аффективные реакции, ощущения, образы, когнитивные элементы, межличностные отношения, медикаменты или иные биологические факоры).
Процедура отслеживания – фиксация терапевтом или консультантом последовательности модальностей (по схеме BASIC ID) описания проблемных или критических событий. Отслеженная последовательность определяет выбор и последовательность терапевтических вмешательств.
Поведенческая диагностика – процесс выяснения функциональных отношений между особенностями различных сфер поведения человека (когнитивной, моторной, эмоциональной), предшествующими ему стимулами и ожидаемыми или реальными последствиями. Поведенческая диагностика включена в процесс поведенческой психотерапии на этапах постановки цели, выбора методов и контроля результатов терапии.
Синонимы: поведенческая оценка, поведенческий анализ.

Рекомендуемая литература:
Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники. Практическое руководство. М, 1999 (Примеры конкретного поведенческого анализа в рамках поведенческой психотерапии).
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования. М, 2000. – С. 352-357. (Краткое изложение принципов и приёов поведенческой диагностики. Пример её проведения).
Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2 – М, 1982. – С. 149-151, 225-236. (Изложение принципов и приёмов прикладного функционального анализа)
Лазарус А.А. О техническом эклектизме // Эволюция психотерапии / Под ред. Л.М. Кроль. – М, 1998. Т. 2 С. 330-345. Лазарус А. Мультимодальная психотерапия // Зейг Д.К., Мьюнион В.М. Психотерапия – что это? М, 2000. – С. 228-232 (Короткие статьи с изложением принципов и приёмов мультимодальной терапии поведения).
 


Tags: теоретическая модель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments