Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote in rabota_psy,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky
rabota_psy

Categories:

Моделирование психологических процессов в развитиии личности

© В.Ю. Слабинский, Е.Н. Киселева Моделирование психологических процессов в развитиии личности // Позитум № 3, 2002. - с. 59-62
© В.Ю. Слабинский, кандидат медицинских наук, Санкт-Петербург, Россия
© Е.Н. Киселева, кандидат психологических наук, Москва, Россия

оригинальный текст: http://community.livejournal.com/positum_world/11728.html

«Основная судьба человека, по крайней мере, взрослого современного человека, разворачивается на трех фронтах, которые, хотя и являются взаимосвязанными, тем не менее, четко отделены друг от друга. Мир как внешний мир явлений вне человека, общество как сфера взаимоотношений между людьми, и психика как мир внутренних человеческих пререживаний – таковы три основных фактора, которые управляют человеческой жизнью, и творческая встреча человека с каждым из них является решающей для развития индивида» [1]. Наша задача заключается том, чтобы оценить архетипические стадии развития личности, чтобы понять их психологическое значение для формирования и развития личности. Эрих Нойманн выделяет следующие стадии развития личности:

Уроборос, первоначальная архитипическая стадия представляет собой «пограничное восприятие», соответствует стадии до-Эго Первоначально человек был частью коллективной психики своей группы и довольствовался лишь очень узким диапазоном личной свободы действия. Отношение к внешнему миру в значительной мере обуславливается не непосредственно индивидом, а воображаемым организмом «группы», чьим олицетворением является лидер, и сознание этого организма функционирует для всех частей группы. В уроборическом состоянии Эго является зародышем, а сознание не развито в систему.

Рисунок № 1.


Теодор Пелеканос Изображение уробороса в алхимическом трактате 1478 г.

Вторая стадия - развитие Эго из уробороса. «Только прогрессирующая систематизация сознания приводит к увеличению его непрерывности, усилению воли и способности к произвольному действию, которые в современном человеке являются признаками Эго-сознания. Чем сильнее сознание человека, тем больше он может сделать, а чем оно слабее, тем в большей мере вещи «просто случаются» [1]. Тенденция Эго вновь растворятся в бессознательном, была названа Эрихом Нойманном «уроборическим инцестом». Будет ли уроборический инцест регрессивным и деструктивным или прогрессивным и созидательным – зависит от силы сознания и от фазы развития, достигнутой Эго.

Дальнейшее развитие личности определяется расколом на две системы: бессознательную и сознательную. Теперь формирование личности может продвигаться дальше по пути центроверсии, которая, сочетая систематизацию и организацию, акцентуирует формирование Эго и в то же время сплетает в единую систему первоначально разрозненное содержимое сознания. Первоочередная задача сознания по отношению к непреодолимым тенденциям бессознательного состоит в консолидации и защите своей позиции, то есть в укреплении устойчивости Эго.

Рисунок № 2.


Кадуцей, изображение в средневековом алхимическом трактате

Наряду с Эго аналитическая психология различает среди «управляющих структур» личности самость, то есть цельность психики, персону, аниму (анимус) и тень. Формирование управленческих структур как органов психики имеет неоспоримое значение для индивида, ибо они способствуют целостности личности. Формированием личности, как формированием Эго и сознания, управляет центроверсия, функция, которой состоит в том, чтобы способствовать созидательному единству живого организма.

По мере развития личность должна принимать в себя все более широкие области бессознательного. Задача управляющих структур в том, чтобы защищать личность от дезинтегрирующих сил коллективного бессознательного, не разрушая жизненно важного связующего звена с ним, и в том, чтобы обеспечить дальнейшее существование индивида, не нарушая его контакты с группой и миром.

Не менее важная функция Эго – синтезирующая, которая позволяет ему строить новое целое из «отщепленных» частей, посредством ассимиляции ранее разложенного и модифицированного аналитической функцией материала. Наша картина мира, в той мере, в которой мы имеем сознательную концепцию целого, представляет собой единство мира, трансформированного нами самими, мира, который когда-то поглощал все сознание, создавая бессознательное единство.

Интеграция личности эквивалентна интеграции мира. Точно так же, как не имеющая центра психика, которая рассредоточена в сопереживании и соучастии, воспринимает только рассеянный и хаотичный мир, так и мир сам констеллирует себя в иерархическом порядке вокруг интегрированной личности.

Рисунок № 3.


Высокая тревожность повседневной жизни и динамизм деятельности современного человека, интенсификация внешнего воздействия, необходимость принимать ответственные решения в условиях неопределенности будущего и дефицита времени, повышение требований к компетентности и оперативности человека, требуют, в свою очередь не только глубокого изучения его личности, характера, способностей и других характеристик, но и разработки практических мер по увеличению потенциальных возможностей человека, которые могли бы полностью отвечать сложным жизненным ситуациям.

Обладая многообразием свойств (интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и подсознательного и т.д.), личность вместе с тем представляет собой единое целое. Открытие спонтанности, креативности в человеке происходит по мере личностного роста, затрагивающего все вышеперечисленные свойства. Для зрелой личности характерным является создание собственной среды, благоприятной для развития и самореализации, что требует напряженной деятельности и усилий самого человека.

Литература:
1. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. - М.: Из-во «Ваклер», 1998

Об авторах:

Владимир Юрьевич Слабинский, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия

Елена Николаевна Киселева, кандидат психологических наук, Москва, Россия
Tags: теоретическая модель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments