Леонид Дымент (dyment) wrote in rabota_psy,
Леонид Дымент
dyment
rabota_psy

Группы, тренинги, терапия

В настоящее время можно посетить семинары и тренинги любого направления.
Возможностям участников можно позавидовать, глаза разбегаются - группы йоги и нлп, цигун и групповая динамика, танцевальная импровизация и эриксоновский гипноз, пустынная медитация и шаманские практики, дыхательные практики и телесная терапия.
Это далеко не полный список предлагаемых на рынке услуг .

Но само перечисление, сделанное мною хаотично, возможно отражает и тот хаос, который возникает в голове у потенциального клиента.
Терапия, семинар или тренинг – что мне нужно сейчас?




В соответствии с декартовыми координатами и теорией 4-х реальностей Мак-Вини, все тренинги условно можно разбить на 4 группы:

1. Инструментальный тренинг (инструментальная составляющая)
расчитан на обучение специфическим навыкам. Яркий пример тому - тренинги Кряневой по установке голоса. Или тренинг по НЛП, где показывая как проводятся техники, тренер сам является примером компетентности для своих учеников. Сюда же можно отнести занятия хатха-йогой или цигун.

2. Концептуальный тренинг (концептуальная составляющая), где участники изучают и овладевают некой концепцией, будь то фэн-шуй, пресуппозиции нлп или Путь йоги.
В НЛП – это пресуппозиции НЛП
Концепции могут носить тоталитарный и разрушительный характер, всецело подчиняя себе людей, такие как Дианетика, учение Виссариона или Ананда Марга.

Но в принципе любой семинар строится на концепции, пресуппозициях, договоренностях с тем, чтобы можно было бы общаться в рамках преподносимой концепции.
Для меня концепция это метафора, еще одна карта реальности, помогающая расширить собственные возможности.

3. Мотивационный тренинг (мотивационная составляющая), это когда харизма тренера увлекает за собой участников. Это могут быть так же специально подобранные упражнения, создающие особые состояния у участников.
Обычные отзывы участников - "вау! Было классно!"

Типичными примерами являются Симорон, шаманские практики, тренинги успешности, тренинги Козловых.
Они заряжают энергией, творчеством, проживанием необычайного опыта, но далеко не всегда участник в состоянии привнести полученное на тренинге в свою повседневность.
Зачастую мотивация сохраняется в виде ярких воспоминаний и только для того, чтобы пройти еще один тренинг.
И еще, и еще...
Некоторых это так затягивает, что они начинают на этих тренингах жить. А вне тренинга продолжают тиражировать прежние проблемы.
Даже "термин" такой возник - пересеминарий.
Лайфспринг и другие разновидности Эста, построенные как сетевой маркетинг, эксплуатируют эту составляющую не на пользу людям

4. Ресурсный тренинг, внешне проигрывает перед тремя описанными: сидят в кругу люди и о чем-то разговаривают.
Иногда проводятся и упражнения. Порою и тренера-то сразу не разглядишь. Он посредник, фасилитатор, он поддерживает процессы, происходящие в группе, в то время как каждый член группы является ресурсом для каждого, а группа для всех.

Крайним выражением подобного подхода, является групп-анализ, где тренер разговаривает не более 5% времени и совсем нет упражнений.
Ресурсный тренинг - это путь осуществления недеяния, терпение к неопределенности, отсутствие явного алгоритма.
Интеракции и происходящие во время них незримые процессы приводят, к действительно стойким и позитивным изменениям в жизни участников.
На тренингах НЛП почти все упражнения и их обсуждения проводятся в группах, вызывая напряженную групповую динамику, с которой неопытный ведущий не знает что делать.
Впрочем, знаю опытных тренеров НЛП, которые отрицают наличие групповой динамики в принципе.

В любом тренинге можно разглядеть описанные выше составляющие.
Все они важны, в зависимости от контекста и заказа участника.

Наибольшие требования к личности тренера предъявляет ресурсный подход, когда не спрячешься за концепцию, инструментальную технику или харизму.
И тогда важно не только какой ты тренер, а что ты за человек, каково твое истинное содержание и что стоит за твоей спиной.

Я был свидетелем того, когда процессы групповой динамики не учитывались, становились неуправляемыми, и свели на нет замечательный сценарий ведущего.
И наоборот - умелое их использование усиливало эффект тренинга.

И вот здесь возникает вопрос о том, кто такой тренер?
Культмассовик-затейник,
обладатель интересной концепции (технологии),
властный харизматик - повелитель душ или
всесторонне проработанная личность, прошедшая (проходящая) путь индивидуального развития и обладающая профессиональной компетентностью?

Мой опыт и мнение единомышленников: настоящий ведущий (тренер, терапевт) - эклектик, способный сочетать в себе несочетаемое. Так ведь и жизнь эклектична!
Даже предпочитая работать в своем любимом жанре, ведущий владеет всеми подходами и умело применяет их.
Посещая различные тренинги, я примерно знаю, что я могу от них получить.
Чаще всего, получаю больше чем ожидаю. Ведь научиться можно у любого, и каждый опыт ценен по-своему.

Леонид Дымент, тренер НЛП, психотерапевт.

По мотивам тренинга тренеров Татьяны Мужицкой.

Tags: мнение коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments