Леонид Дымент (dyment) wrote in rabota_psy,
Леонид Дымент
dyment
rabota_psy

Categories:

Работа сильных женщин. Коучинг.

Работа сильных женщин. До этого была Джуди Нил, написавшая о «шаманах».
http://community.livejournal.com/rabota_psy/74792.html#cutid1

Теперь слово Мэри, о работе коуча с руководителями высшего звена.
Конспект и мысли.

Коучинг руководителей: твердость и открытость. Системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем.
Мэри Бэт О'Нил
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2364770/

Хотя постоянно подчеркивается, что коучинг не терапия и не консультирование, а это действительно так, коучинговое партнерство часто начинается тогда, когда руководитель поглощен дилеммой и переживает срыв.
В эти стержневые моменты от поведения коуча зависят результаты коучинга и бизнеса.

Руководитель остро переживает свое одиночество «там, наверху» и полагает, что ни у кого не должен просить помощи.


Поскольку руководитель – часть системы, он находиться в ее силовом поле, а потому, коуч должен быть готов к тому, что силовое поле клиента может ударить по нему самому.

Тогда, поддерживая свое собственное равновесие внутри этого силового поля, коуч поддерживает это равновесие и у своего клиента-руководителя.
Поэтому, коуч руководителя не консультант и не подчиненный, иначе его полезность теряется. Коуч руководителя является его партнером.

Руководителю высшего звена требуется большая жесткость в своем коуче-партнере, большая прямота и скорость и чуть меньшая тактичность.

Коуч использует свое собственное присутствие. Личное присутствие – главный инструмент коуча.
Становясь деловым партнером, он помогает руководителю формировать необходимые навыки. Истинность, аутентичность, прямота, а не маска роли. Тотальное присутствие, партнерство, доверие.

Коуч непредвзят и не ангажирован, а потому, способен проявить твердость, открытость и доступность, даже если во взаимоотношениях наступает конфликт.
Руководитель высшего звена обладает харизмой, опытом управления который вознес его на самый верх. Он привык все брать на себя, он компетентнее коуча в своей теме. К тому же он часть системы и в его орбите сотни и более работников.

Поэтому он может воспринимать коуча как кризис-консультанта и возлагать на него ответственность за поиск оптимальных решений.
Коуч, попадая в его ауру, желая помочь может настолько идентифицироваться с фирмой и ее боссом, что непроизвольно принимает навязанный паттерн.
Тогда его эффективность как коуча теряется.

Понимание себя и других, склонность к рефлексии - эти составляющие эмоциональной компетентности - центрируют коуча и систему коуч-руководитель-фирма.

Когда твердость коуча конструктивна? Когда он задает себе следующие вопросы:

1. Знает ли клиент, о чем я думаю?
2. Могу ли я высказать свою позицию, не обвиняя и не защищаясь?
3. Могу ли я высказывать свое мнение конкретно, без фигуральных выражений и жаргонизмов.
4. Могу ли я дать жесткую обратную связь, когда это необходимо.

Мы используем системный подход, поскольку руководитель, его личные проблемы – часть большой экосистемы. Человеческие реакции системны, а не линейны.
Входя в систему, мы помогаем руководителю сохранять системное видение.

Открытость.
1. Понимаю ли я своего клиента?
2. Могу ли ясно сформулировать его позицию и пересказать ее своему клиенту (2-я позиция)?
3. Могу ли высказывать свои предположения по поводу его более глубоких реакций и чувств?
4. Отступаюсь ли я от встреч с клиентом, в случае разногласий и конфликта?
5. Признаю ли сложной ситуацию, в которой он может оказаться? Признаю ли его достижения?
Прозрачность – это проявление открытости и твердости в интересах своего партнера-клиента.

Развитие сильного личного присутствия коуча.

Коуч, как и любой человек, в условиях стресса может утратить внутреннее равновесие и действовать автоматически. Впадая в реактивность, тревогу, надо отдавать себе отчет, что мы застряли в силовом поле клиента. Наша цель – уменьшить время пребывания в этом состоянии и быстрее достичь равновесия.

Главное, что нам в этом поможет – самоидентификация (идентичность, предназначение, встроенная система ценностей и убеждений) – это внутренний гороскоп коуча.
Личностная зрелость, аутентичность (непосредственность, естественность, искренность), жизненная позиция – это пожизненная работа.
Ее проявлением является сохранения спокойствия в ситуациях стресса и неопределенности.

Когда имеется сильная самоидентификация, коуч работает над достижением и удержанием у себя доступа к следующим состояниям.
1. Бесстрашие, преданность, твердость, принципиальность
2. Толерантность к неопределенности.
3. Спокойствие и равновесие в «глазу циклона» – центре урагана неопределенности.
4. Работа, как с целью, так и с состояниями (коуча и клиента), на каждой сессии (Цель = Настоящее состояние + Ресурсы).
5. Сохранение системного видения.

Подобное состояние коуча, плюс само содержание сессии способствует достижению эффективности руководителя.
То есть в каждой сессии коуч ставит цель, как для себя, так и для своего клиента.

Коуч осознает свою уязвимость.

При этом преданность целям клиента – важнее, чем ваш дискомфорт. Мы способны выбирать состояние, в котором находимся на протяжении сессии и сохраняем коридор цели. Сохраняем курс и способны дать жесткую обратную связь.
Коуч должен знать свои уязвимые места внутри системы, в которую он привлечен, с тем, чтобы сохранить устойчивость при:

- при вызове, бросаемом ему доминирующими лицами
- очень высоком темпе изменений.
- просьбе о помощи крайне зависимого человека
- перескакивании клиента с одной деятельности на другую, включая и сессии коучинга.

Признаки реактивности:
- замешательство, «размазанность».
- идентификация с клиентом.

Меры: принятие себя и осознание того, что адреналиновая реакция в ситуациях стресса заставляет действовать автоматически. Подобной реакции подвержены все люди.
Без самобичевания и чувства вины. И тогда это помогает вновь вернуться на свой курс.
Не бороться с дискомфортом, а вспомнить свою цель.
Поэтому важно наметить цель перед сессией, с тем, чтобы быть приверженным цели, а не бороться за избавление от дискомфорта.

Системная модель управления собой в ситуации неопределенности.

1. Задействовать ресурсный якорь.
2. Признать наличие неопределенности.
3. Определить для себя и разделить – что ясно, а что неясно в ситуации.
4. Объяснить вовлеченным, где заканчивается ясность и начинается неясность.
5. Высказать свое намерение.
6. Дать возможность другим определить свои намерения.
7. Поддержать вовлеченных.

Это не линейная и не пошаговая задача. Из системного принципа следует - там, где проблема – там точка приложения для изменений.
Присутствие центрированного коуча меняет паттерны и систему в сторону большей эффективности.

Единение с руководителем.
- Присоединение (с использованием НЛП), это еще не единение, а шаг по направлению к нему. Цель – устранение тревоги и передача руководителю ощущения, что у него появился союзник.

- Знакомство с проблемой:
Активное слушание
Конкретность, эмпатия.
Конфронтация, как прояснение. Отражение того, как он сам себе противоречит.

- Уважение, вера в его возможности.

- Готовность коуча отвечать за свое собственное содействие в том, чтобы клиент сосредоточился на собственных возможностях и действиях. Ключ к решению проблем и достижению результата находится внутри руководителя, даже если речь идет об осуществлении изменений во внешней среде. Вместе – мы создаем систему успеха.

- Насколько он способен к рефлексии (компонент эмоциональной компетентности). Мы предоставляем немедленную обратную связь: выявление паттернов, их отражение, анализ и изменение.

Мы проявляем естественность и непосредственность, с тем, чтобы при первом же знакомстве «ткнуть его пальцем в грудь» - ему не нужен еще один поддакиватель.

Условия коуч-компетентного руководителя.

1. Способность честно смотреть на себя.
2. Признавать свою роль в проблемных паттернах.
3. Воспринимать непосредственную обратную связь.
От этих факторов зависит наше согласие на заключение контракта.

Системный взгляд на ситуацию руководителя.
1. Войти в состояние нейтральности по отношению к участникам системного паттерна. Быть безоценочным (3-я позиция восприятия).
2. Вхождение во 2-ю позицию с системой. Идентифицироваться с системой, с тем, чтобы она вызвала у вас резонанс – эмоциональный и когнитивный.
3. Входя во 2-ю позицию с руководителем, ищем паттерны, которые руководитель генерирует в системе, за которую он несет ответственность.
(Техника трехпозиционного моделирования в НЛП.)

Об особенностях заключения и расторжения контракта, о "генерировании треугольников", о взаимодействии коуча с бизнес консультантами, кризисными менеджерами и другими подчиненными можно прочитать в этой книге, где все говорит о практическом опыте автора - Мэри Бэт О'Нил, которая сумела произвести на меня впечатление.

Tags: новация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments