Слабинский Владимир Юрьевич (dr_slabinsky) wrote in rabota_psy,
Слабинский Владимир Юрьевич
dr_slabinsky
rabota_psy

Categories:

Ведическая психотерапия

© В.Ю. Слабинский, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, Россия, 2009

Цитируется по книге Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. Практическое руководство. - СПБ: Наука и Техника, 2009. - с. 380-385

В классической йоге выделяют десять этапов подготовки, из них первые пять («хатха-йога» – «тело и дыхание», «мантра-йога» – «звуки, музыка и слова», «янтра-йога» – «геометрические фигуры и символы», «карма-йога» – «намерения и поступки», «крийя-йога» – «физическое и духовное очищение») объединяются в «путь практики», а оставшиеся пять (тантра-йога, джанана-йога, бхакти-йога, кундалини-йога, сахаджа-йога, лайя-йога) – в царственный путь (раджа-йога).

Н.Р. Гусева в книге «Индуизм и мифы древней Индии» (2005) приводит космогонический миф, описывающий обретение богами бессмертия.

На краю земли простирался далекий океан. В его водах хранилась великая тайна напитка бессмертия – амриты. И боги, и враждебные асуры жаждали бессмертия, как высочайшего из благ. Того бессмертия, что избавляет от недугов и старости, и от ухода во тьму. Всесветлый Вишну сказал:

– Все вы, и боги, и асуры, перестаньте враждовать. Направляйтесь к тому океану и начинайте вместе сбивать мутовкой его воды. Так вы добудете амриту, скрытую в его недрах.

Вняв его словам, устремились все к океану. Но тут сомнение одолело асуров – если они соединят свои силы с силами богов, то кому потом достанется амрита? Боги успокоили их, пообещав отдать половину волшебного напитка. Стали они все вместе думать – где же достать такую огромную мутовку? И снова дал им совет всемилостивый Вишну, пояснив, что нет мутовки лучшей, чем большая тяжелая гора, и нет для такой мутовки лучшего шнура, чем великодлинный змей, известный всем как Шеша.

Общими усилиями оторвали они от земных корней огромную гору и обернули ее змеиным телом. Но побоялись, что воспротивится океан и изольет на землю свои обильные воды. Испросив его разрешения, узнали, что не будет он гневаться, если и ему уделят частицу амриты. Так, с общего согласия взялись боги и асуры за хвост и голову змея и стали поочередно тянуть его, вращая гору, погруженную в океан.

Вращали они гору дни и ночи, сотни лет вращали непрестанно. Кипел океан, змей Шеша извергал из пасти огонь и дым, клубились тучи над водой, изливаясь обильными дождями на этот огонь. После прошествии срока побелели воды океана и стали молоком. А затем из этого молока сбилось масло. Из новых молочных вод вознесся в небо ясный месяц, сияя холодным светом. Вослед за ним возникла богиня Лакшми в белоснежных одеждах. А затем – белый конь и много разных волшебных существ. И тут, где только белое возникало из белого, появился внезапно и сверкающий, как радуга, драгоценный камень. Вишну украсил им свою грудь, что бы все узнавали его по этому знаку. И наконец, из вод возник бог-целитель, возносся в поднятых руках белый сосуд, наполненный амритой.

Сразу же поднялся крик и разразились споры. Все тянулись к сосуду, стремясь захватить желанный напиток. Но Вишну, видя этот спор, взял владычной рукой сосуд и дал богам выпить амриту. Не смогли перенести этого разгневанные асуры. Они ринулись на богов, и вспыхнула у океана невиданная битва. Сверкали в небе отблески золотого оружия, острых стрел и мечей, искры взлетали к тучам, и все вокруг казалось охваченным небывалым светом. Боги, одаренные доблестью и величием, являли себя в облике огня. Тогда Вишну, владыка солнечного диска, бросил его во врагов, и они отступили, скрывшись под землю.

В наступившей тишине пресветлая богиня Лакшми направила свои стопы к Вишну. Эта богиня счастья и красоты склонилась перед ним, сложив ладони в знак избрания его своим супругом.
Проходят века за веками, но эта божественная пара, дарующая радость и помощь во всех добрых усилиях, неизменно предстает перед теми, кто верит и молится.

Так стали бессмертными боги. Так обрели они силу всегда, во все времена миловать праведных и карать грешников. А люди и демоны могли отныне обрести бессмертие, только вымолив его у богов как высшую милость.

Приведенный миф содержит многих персонажей и много деталей известных в Европе из других традиций – здесь и «пенорожденная Афродита», и «напиток бессмертия» амброзия, и белый конь бога Свентовита и т.п. Согласно другим прочтениям этого мифа, пахтанье океана осуществлялось мировым деревом, а в руках родившегося в этом процессе бога-целителя была наполненная амритой морская раковина. К слову, этому богу приписываю и авторство Аюрведы. Любопытно, что волшебным оказался не столько сам эликсир, сколько содержащая его чаша – аналог Святого Грааля. Стоило кому-либо выпить «напиток бессмертия», как чаша вновь оказывалась полной. Более того, однажды, когда бога-целителя пригласили к больному, и у него не оказалось при себе «Грааля», то он просто сложил свои ладони виде раковины и напоил из них страждущего, после чего тот немедленно выздоровел. Так родилась «мудра-йога».

Впрочем, есть и другая легенда уверяющая, что мудра-йога – это жесты, которыми бог Шива творит и разрушает Вселенную.

Мудра (санскр. mudra, «печать, знак») – символическое, ритуальное расположение кистей рук, сакральный язык жестов, практика оздоровления.

Использование жестов в ритуальной практике было характерно и для европейской средневековой традиции. Особенное распространение символизм телесности получил в алхимии. В своих работах К. Юнг показал, что подлинная европейская алхимия во многом была прообразом научной психологии и психотерапевтической практики. Так, цель алхимика – «Человек совершенный». Для достижения этой цели предполагалось использовать, говоря современным языком, фармакологию, духовные практики, и в значительной мере, психотерапию. Под последней понимались на столько приемы лечения психических расстройств, сколько технологии личностного роста. Пристальное внимание Юнга к процессу индивидуализации не случайно, и вытекает из его уважения и приверженности к алхимической традиции. Здесь же причина его разрыва с фрейдизмом.

Тело человека в целом, и его руки в частности, для средневекового ученого представлялись книгой, содержащей исчерпывающие сведения о своем владельце. В этой написанной языком символов «живой книге» можно найти и «медицинскую карту» пациента, и его подробный психологический портрет. Более того, представлялось, что эту, написанную телесными знаками, книгу можно не только читать, но и переписывать, вносить в нее те или иные изменения.

В позитивной динамической психотерапии работа с телесностью пациента и посредством тела с психологическими проблемами и даже психическими нарушениями является одним из фокусов психотерапевтического процесса. Особенно важна проработка телесности пациента в коррекции актуального конфликта, где наличествует одноименная сфера жизнедеятельности, но и психотерапия базового и ключевого конфликтов, также может, и должна осуществляться посредством использования телесно-ориентированных приемов в сочетании с психотерапевтическими техниками, имеющими другую природу (вербальными техниками, приемами направленного фантазирования и т.п.).

Методика телесно-ориентированной психотерапии с использованием «всего тела» приводится в монографии «Основы психотерапии: практическое руководство» (Слабинский В.Ю., 2008), и не будет рассматриваться в этой книге. Однако использование этих (к слову, весьма распространенных в отечественной психотерапии) техник не всегда целесообразно. Сопротивление пациента такой работе, и даже категорическое отрицание самой ее возможности, может быть вызвано целым рядом причин. Достаточно упомянуть наиболее важные из обоснований приводимых пациентами – наличие физического дефекта и культуральное (зачастую религиозное) табу. Исходя из сказанного, представляется важным рассмотреть приемы работы с кистями рук пациента, можно сказать, техники микро-телесной психотерапии, позволяющие психотерапевту расширить целевую группу пациентов.

Как уже было неоднократно сказано выше, заимствование приемов из других подходов обогащает психотерапевтический метод, но и накладывает на психотерапевта дополнительную ответственность, т.к. интегрирование заимствований представляет определенную и достаточную трудность, главная причина которой - опасность вульгарного эклектизма.

Общая рекомендация при использовании в психотерапии специальных жестов – «мудр», которые будут рассмотрены далее, заключается, в необходимости сочетания этих приемов с другими более традиционными для психотерапии техниками, в рамках лечебной программы.

Индийская традиция требует, чтобы мудры выполнялись в спокойном состоянии духа, сочетались с дыхательными техниками и направленной визуализацией. Эти требования представляются обоснованными и обязательными для психотерапевта, практикующего метод позитивной динамической психотерапии. Количество мудр, используемых во время одной психотерапевтической сессии, должно разумно ограничиваться психотерапевтом, лучше, если их будет от трех до пяти. Время, отводимое на работу с телесностью, так же должно быть достаточным, чтобы пациент успевал осознать психологическую составляющую этих техник, но с другой стороны, время этой работы не должно быть избыточным. Конкретная комбинация мудр составляется психотерапевтом, исходя из особенностей личности пациента и его заболевания. Также психотерапевт предлагает для визуализации пациенту наиболее значимый и полезный для пациента в настоящий момент образ. При выборе символа для визуализации психотерапевт может быть использовать как имя мудры, так и ассоциации, возникшие у пациента при знакомстве с «легендой» конкретной мудры. Лучше, если психотерапевт предварительно освоит технику выполнения мудр, и запишет в дневнике самонаблюдения ассоциативный ряд, возникший у него во время этой работы.


Tags: мнение коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments