rorschach_club (rorschach_club) wrote in rabota_psy,
rorschach_club
rorschach_club
rabota_psy

Учебник 1970-го года

"В практической работе кабинетов экспериментальной патопсихологии психоневрологических больниц и диспансеров чаще всего обследуют больных, вызывающие трудности в диагностическом отношении.
Второй, достаточно широкой сферой применения методик экспериментальной патопсихологии является оценка эффективности психотерапии. Подбирая серии однотипных методик, равнотрудных и направленных на оценку определённых нарушений, исследователь получает возможность на протяжении длительного времени оценивать сдвиги в состоянии больных.
Большой удельный вес имеют экспериментально-психологические исследования больных с целью психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, судебной).
"

Цитируем по книге:

Рубинштейн Сусанна Яковлевна
Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. (1970), в переиздании
 – М: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. 224 с.

Со стр. 5
Автор данного руководства включил в него только давно апробированные в отечественных лабораториях методики. Даётся описание 34 экспериментальных методик, направленных на исследование сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, самооценки. Описание каждой методики содержит указание о её назначении, о способе проведения и протоколирования эксперимента, а также о путях анализа экспериментальных данных.
Со стр. 8
При описании методик, и особенно способов анализа экспериментальных данных, использованы опыт работы и результаты научных исследований коллектива сотрудников лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР (проф. Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Поляков, В.В. Николаева, Т.И. Тепеницына, С.В. Лонгинова), а также опыт работы сотрудников кабинетов экспериментальной патопсихологии психоневрологических больниц и диспансеров.

ОБЛАСТИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Со стр. 18
В практической работе кабинетов экспериментальной патопсихологии психоневрологических больниц и диспансеров чаще всего обследуют больных, вызывающие трудности в диагностическом отношении.
Второй, достаточно широкой сферой применения методик экспериментальной патопсихологии является оценка эффективности психотерапии. Подбирая серии однотипных методик, равнотрудных и направленных на оценку определённых нарушений, исследователь получает возможность на протяжении длительного времени оценивать сдвиги в состоянии больных.
Большой удельный вес имеют экспериментально-психологические исследования больных с целью психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, судебной). Дело в том, что каждый больной обнаруживает какую-то заинтересованность в экспертном решении. Одни хотят чтобы их признали психически полноценными, другие, наоборот, чтобы их признали больными <…>
Со стр. 20
Воинская экспертиза (в её наиболее простых случаях) ставит перед психологическим исследованием вопрос об отграничении педагогической запущенности, низкого культурного уровня от своевременно нераспознанной олигофрении. В иных случаях возникают и зачительно более сложные задачи.
Использование методик экспериментальной патопсихологии в психиатрической клинике детского возраста имеет наиболее широкое распространение. Помимо обычного их использования с целью дополнения дифференциальной диагностики (очень часто между олигофренией и последствиями органических заболеваний мозга, между олигофренией и задержками психического развития из-за педагогической запущенности, недоразвития речи и т.д.) и учёта эффективности терапии возникает специфическая для этой клиники задача, - задача прогноза обучаемости детей и практических выводов из такого прогноза. Умелое применение особой группы методик «обучающего эксперимента», основанных на теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, помогает быстрее решить вопрос о желательном типе обучения ребёнка с патологией психики.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Со стр. 23
Практически большинство экспериментов заключаются в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки.
Со стр. 24
Принцип качественного наализа не следует понимать как нечто противоположное количественной статистической обработке данных. При апробации всех экспериментальных методик такая количественная обработка обязательно проводится.
Со стр. 25
Так, например, исследование, проведённое Б.В. Зейгарник, показало, что при использовании метода пиктограммы у больных шизофренией рисунки в 64% носили бессодержательный, формальный характер. В «классификации предметов» ошибки больных по типу конкретно-ситуационных сочетаний встречались в 95% случаев при олигофрении и только в 9% случаев при шизофрении.
Эксперимент требует точной и объективной регистрации фактов. При всех вариациях и видоизменениях конкретных методических приёмов недопустимо сводить эксперимент к свободной беседе с больным или ограничиватсья субъективной интерпретацией экспериментальных данных.
Со стр. 27
Повторяем, для каждой методики существует своя особая форма протокола, но общей для всех методик является запись действий и устных пояснений больного, запись той помощи (вопросов, критических возражений, подсказывающих реплик, прямых разъяснений), которую экспериментатор оказывает больному, и того, как больной принимает эту помощь (сразу спохватывается и исправляет ошибки, оспаривает возражения, считает равновероятными свой собственный неправильный ответ и ответ, подсказанный экспериментатором). Каждый эксперимент должен дать объективно зарегистрированные конкретные данные, которые могут быть повторно получены и другим экспериментатором, и с помощью каких-либо иных контрольных опытов.
Со стр. 29
Даже такая, казалось бы, элементарная особенность психики, как замедленность её процесслв, может по-разному раскрыться при экспериментальном исследовании. В одних случаях замедленность обуслена психогенной депрессией, и тогда больные оказываются способными к быстрому, лёгкому пониманию различного материала, замедленность проявляется главным образом в продуктивной деятельности, в практических действиях больных. В других случаях необычайная медлительность раскрывается как компенсаторный механизм, прикрывающий растекаемость мышления больного, прни переключении от словесно-логических задач к техническим или счётным больной начинает работать быстро, без напряжения. Замедленность некоторых больных обусловлена колебаниями внимания, то есть неравномерностью темпа, чередованием нормальной по темпу работы с эпизодически наступающими паузами, перерывами а деятельности.
Со стр. 30
Многообразие и многоплановость использования экспериментальных методик не должны, однако, заслонять некоторые их недочёты. Несмотря на то, что каждая такая методика апробирована на нескольких тысячах больных, ни одна из них не обладает той степенью достоверности и надёжности, какой, например, обладает в неврологическом обследовании рефлекс Бабинского или характер реакции зрачков на свет. Поэтому обнаруженные посредством какой-либо методики особенности должны обязательно проверяться с помощью других методик.
Со стр. 31
Выбор программы исследования зависит от клинической задачи, от психического состояния больного, от его образования и от степени сложности психических нарушений. О том, как строить программу исследования, как подбирать адекватные методики, будет сказано в конце книги в особой главе. Здесь же следует только подчеркнуть, что экспериментатор всегода стоит перед задачей выбора 7-8 адекватных для данной клинической задачи методик из числа 40-60 вообще существующих.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ
Корректурная проба (сс. 50-54)
Отыскивание чисел по таблицам Шульте (сс. 54-58)
Счёт по Крепелину (сс. 58-62)
Отсчитывание (сс. 62-64)
Методика Кооса (сс. 69-71)
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Классификация предметов (сс. 77-99)
Исключение предметов (сс. 99-102)
Простые аналогии (сс. 109-113)
Сложные аналогии (сс. 114-116)
Соотношение пословиц, метафор и фраз (сс. 119-123)
Заполнение пропущенных в тексте слов (сс. 123-125)
Объяснение сюжетных картин (сс. 126-127)
Установление последовательности событий (сс. 127-130)
ИССЛЕДОВАНИЕ АССОЦИАЦИЙ
Называние 60 слов (сс. 131-134)
Ответные ассоциации (сс. 134-137)
Противоположности (сс. 138-141)
ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Пиктограмма (сс. 161-171)
Воспроизведение рассказов (сс. 172-177)
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Вариант ТАТ (сс. 178-180)
Уровень притязаний (сс. 183-189)
Исследование самооценки по Т.В. Дембо (сс. 190-193).

Классика.
Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments