протяжении изрядной части истории человечества лишь самые сильные из нас могли
справиться не только с угрозами со стороны других видов живых существ, но и с теми
угрозами, источником которых были другие племена, сражавшиеся за ограниченные ресурсы
в ежедневных попытках выжить. С расцветом цивилизации потребность в агрессии как
непременном инструменте выживания человека существенно снизилась. Но, как показывает
богатая история войн, этот основной человеческий инстинкт по-прежнему при нас и будет с
нами еще какое-то время. Поэтому, если мы хотим, чтобы общество успешно развивалось,
мы должны сконструировать культурные и общественные механизмы, которые помогут нам
обуздывать наши агрессивные инстинкты и управлять ими.
Та политическая, экономическая и культурная среда, в которой мы живем, оказывает
сильное влияние на степень нашей агрессивности и формы ее выражения. Скажем,
изначальная идея коммунизма предположительно была в том, чтобы не позволять личным
амбициям и жадности (то есть безудержной индивидуальной агрессии) наносить ущерб
обществу в целом. Однако систематическое подавление человеческого духа сделало эту
«всенародную» систему одним из самых деспотических орудий скрытой агрессии (то есть
инструментом концентрации огромной власти и господства над всеми остальными под
маской «защиты интересов пролетариата»). Капитализм с его экономической свободой под
девизом «выживания наиболее приспособленных» приветствует проявления как
неограниченной, так и направленной агрессии в каждодневной борьбе за личное
благополучие и финансовую независимость. Однако эта система стимулирует (более того,
поощряет) и скрытую агрессию. Работодатели, придерживающиеся идеи свободного рынка,
зачастую не обеспечивают сотрудникам никаких гарантий и никакой защищенности. В итоге
работники предпочитают не сотрудничать , а конкурировать друг с другом за ограниченные
ресурсы компании, привилегии и вознаграждения. Иногда эта конкуренция оказывается
честной и удерживается в определенных рамках, делая всю систему работоспособной.
Честная и напряженная конкуренция, по сути дела, ключевое условие развития и достижения
высокого уровня мастерства. Однако в ряде случаев конкуренция становится безжалостной и
сопровождается подковерной борьбой, подлостью и коварством – яркими отличительными
чертами скрытой агрессии. Я не отношусь к тем, кто принижает значение добросовестной
конкуренции. Но конкуренция как разновидность агрессии может служить залогом высокого
уровня развития только в том случае, если борьба ведется по правилам и со всей
ответственностью. В наше время, боюсь, есть слишком мало людей, которые обладают
достаточной внутренней целостностью для того, чтобы конкурировать честно. Пока не
случилось столь необходимого нам духовного, этического и морального возрождения, в
наших интересах отстаивать идеи сотрудничества, отдавая им предпочтение перед
конкуренцией.
Нынешняя культура настолько ценит победу как таковую и придает так мало значения
тому, каким образом мы ведем себя в борьбе за личный успех и высокое положение в
обществе, что взаимная агрессия – разрушительная, бессмысленная – выходит из-под
контроля. Есть известная фраза, которую приписывают Винсу Ломбарди: «Победа – это не
самое важное. Победа – это единственное, что важно». Она не просто характеризует личную
философию отдельного человека, но служит отражением современных культурных норм.
Когда-то спорт – как любительский, так и профессиональный – был для активной молодежи
основным способом обуздать и выплеснуть свою природную агрессию, почувствовать свою
принадлежность к сообществу благодаря командной игре и укрепить свой характер, развивая
самодисциплину. Сегодня никто не интересуется игрой, если команда не выигрывает,
самореклама одаренных спортсменов уводит усилия команды в тень, а скандалы и потасовки
возникают по малейшему поводу.
Отцы-основатели США стремились к конкуренции и острым дебатам на политической
арене, чтобы власть правительства находилась под контролем и чтобы идеология какой бы
то ни было партии не могла возобладать над всеми остальными. Сегодня борьба в мире
политики также вышла из-под контроля. То, что должно было быть живым соперничеством,
превратилось в свару, где каждый стремится стереть оппонента в порошок, не гнушаясь
никакими средствами. Политики ведут эту борьбу главным образом ради победы, чтобы
заполучить власть или удержать ее. Их цели слабо связаны с защитой тех или иных
принципов, обеспечением безопасности страны или повышением национального
благополучия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такое множество
скрыто-агрессивных личностей чувствуют себя в мире политики как рыба в воде.
Я всегда приходил в смятение от того количества явной и скрытой агрессии, которое
мне приходилось наблюдать в ходе работы с семьями и парами, и от разрушительного
влияния этой агрессии на отношения. Тяжелее всего видеть, какой накал обретает скрытая
агрессия во взаимодействии людей, которые разводятся и спорят об опекунстве (вернее,
сражаются за него). Меня не перестает изумлять, на что способны люди, чтобы отомстить,
наказать, унизить и уничтожить друг друга, – и все это под предлогом заботы о детях. В
большинстве случаев благополучие детей вообще не имеет никакого отношения к делу –
речь идет о том, чего хочет каждая из сторон (отомстить, сохранить лицо, взять реванш,
получить деньги и т. п.) и как далеко она готова зайти, чтобы добиться этого.
Сегодня во многих областях жизни – в политике, юриспруденции, на работе, в спорте, в
личных отношениях и т. д. – мы стали нацией беспринципных, необузданных бойцов и
своим поведением наносим колоссальный урон и самим себе, и нашему обществу. Мы
больше чем когда-либо нуждаемся в том, чтобы вернуться к неким общим принципам,
которые укажут нам, как вести себя в повседневной борьбе за выживание, благополучие и
успех.
Научиться ответственности
Если мы хотим стать более сдержанным обществом, которое соблюдает общие
правила, нам следует больше заниматься обучением детей. Во времена Фрейда воспитание
морально здоровых детей сводилось главным образом к тому, чтобы помочь им преодолеть
тревоги и страхи. В наши дни вырастить детей морально здоровыми в гораздо большей
степени означает научить их выражать в приемлемой форме и контролировать свои
агрессивные побуждения, а также принимать на себя бремя социально ответственного образа
жизни.
Обучение детей управлению своей агрессией никогда не было простой задачей. Дети с
агрессивными чертами личности с большой вероятностью будут сопротивляться нашим
попыткам подчинить их влиянию общества. Чтобы у детей были хорошие шансы научиться
держать себя в определенных рамках, родители должны объяснить им некоторые важные
моменты, связанные с ведением борьбы.
Во-первых, необходимо научить детей понимать, когда борьба уместна, а когда нет.
Придется потратить много сил, чтобы подросток разобрался в том, какие личные
потребности, моральные ценности и жизненные обстоятельства стоят того, чтобы сражаться
ради них. Бывает так, что у человека нет иного выхода, кроме как вступить в схватку
(возможно, даже физически), – например, когда требуется защитить себя. Но родители
обязаны научить детей распознавать и такие ситуации, в которых борьба не имеет никакого
смысла.
Во-вторых, родители должны показать и объяснить все те способы, которые позволяют
получить желаемое без борьбы (явной или скрытой). Нужно растолковать детям, какие
выгоды приносят с собой альтернативные пути, проиллюстрировать эти альтернативы на
практике и показать, как ими пользоваться. Дети должны понять разницу между честной,
конструктивной, упорядоченной конкуренцией и разрушительным соперничеством. Но
прежде чем учить детей навыкам социально приемлемого ведения борьбы, родителям
следует самим больше узнать о том, что это за навыки и как их использовать.
В-третьих, необходимо помочь детям понять, чем агрессия отличается от уверенной
настойчивости – ассертивности. Важно не порицать вспыльчивость, дерзость, упрямство как
таковые и не наказывать за них. Есть старая пословица, гласящая, что родитель должен
«подчинить волю, не сломав дух», – только так можно добиться продуктивной
дисциплинированности. В этой пословице заложен очень глубокий смысл. Родители должны
всячески подчеркивать, что врожденная склонность к агрессии не является злом сама по
себе, но без соответствующих рамок может привести к серьезным конфликтам с обществом
и жизненным неудачам. Нужно наглядно показать детям, что если добиваться желаемого с
должным самообладанием и уважением к правам и потребностям окружающих, то в
долгосрочной перспективе это приводит к более яркому и полноценному личному и
общественному успеху.
Важность этих уроков невозможно переоценить. Психиатрические стационары под
завязку набиты молодыми людьми, демонстрирующими серьезные нарушения характера.
Независимо от диагноза при поступлении большинство из них оказались там из-за
несдержанного, агрессивного поведения.
В учреждения, занятые профилактикой подростковой преступности, ежедневно
попадают толпы молодых ребят, которых открытая агрессия довела до конфликта с законом,
а скрытая агрессия, остававшаяся долгое время незамеченной, сделала искусными
манипуляторами. Нам просто нужно лучше обучать своих детей тому, когда следует
вступать в борьбу, какие есть альтернативы и как вести сражение честно и со всей полнотой
ответственности, если уж оно неизбежно. Вот что мы обязаны сделать, если хотим помочь
нашим подросткам в формировании характера.
Кризис характера
Властолюбие, карьеризм и стремление подчинять окружающих в той или иной мере
присущи нам всем. Увы, на этих бескрайних просторах возможностей появляется все больше
и больше неуравновешенных людей, не желающих выполнять ту тяжелую работу, которая
нужна, чтобы добиваться своих целей плодотворно и с чувством ответственности перед
обществом. Это те, кто вместо самообразования и борьбы за место на конкурентном рынке
затевает грубые драки со своими братьями за контроль над своим районом. Это те, кто не
сумел достичь желаемого уровня благополучия в имеющейся системе и теперь объединяется
с себе подобными в контркультурные группы, которые под знаменем приверженности
каким-либо высшим идеалам ведут войну с заведенным порядком вещей. Нас больше не
объединяет идея взаимной поддержки и общего благополучия – мы до такой степени стали
нацией безудержных, потерявших ориентиры и разобщенных бойцов, которые гонятся за
прибылью и властью, что это вызывает глубокое уныние. В нашей стране становится все
меньше и меньше людей с твердым характером и принципами – и это главная причина того,
что она стремительно теряет свой изначальный дух.
Самая тревожная тенденция наметилась в последние несколько десятилетий. Истинные
неврозы, выраженные в патологической степени, практически исчезли, а нарушения
характера стали очень распространенным явлением – и это приводит к тому, что
общественный груз, который взваливают на свои плечи функциональные невротики, чтобы
обеспечить существование общества, вырос колоссально. Вместе с тем бремя, которое несут
личности с расстройствами характера, склонные увиливать от ответственности перед
обществом, радикально сократилось. Дальнейшее развитие этой тенденции ставит под угрозу
целостность нашего общества. Величие национального характера определяется
исключительно тем, насколько граждане формируют, поддерживают и проявляют характер в
своей повседневной деятельности.
Перегруженность тех, кто и без того несет на себе бремя ответственности перед
обществом, является побочным эффектом еще одной тревожной тенденции – растущей
склонности общества полагаться на законы, ограничения и инструкции, когда речь заходит
об управлении поведением и борьбе с нарушениями в функционировании общества. Есть
старая мудрость, гласящая, что «быть этичным не прикажешь». Хотя этой мудростью часто
пренебрегают, критикуя ее за упрощенчество, она отражает очень глубокую истину: люди с
характером не нуждаются в законе, чтобы вести себя нравственно, тогда как люди с
дефектами характера не уделяют особого внимания законам и относятся к ним без почтения.
Каждый раз, когда я посещаю исправительные учреждения, чтобы провести обучение,
оценку или дать консультацию, я вижу там большие таблички на видном месте, гласящие:
«Запрещается проносить огнестрельное оружие, наркотики, табачную продукцию и
недозволенные вещества». И каждый раз я спрашиваю себя, кому они адресованы. Неужели
тем чистым душам, у которых и в мыслях нет сделать что-то из того, что запрещено этими
табличками? А потом меня разбирает смех, когда я представляю себе человека, прибывшего
сюда, чтобы с выгодой для себя поторговать «недозволенными веществами», – я так и вижу,
как он замечает эту табличку, разворачивается и с опущенной головой направляется обратно
к своей машине, осознав, что его намерения были незаконными.
Новые и новые законы, правила и ограничения – плохой ответ на кризис характера и
болезни общества. Они ограничивают нашу свободу, которую мы так заботливо взращиваем
и которой по большей части обязаны свои благополучием. А люди с ущербным характером
всегда найдут способ обойти любые ограничения, которые мы установим. Общество может
быть нравственным и функциональным только тогда, когда оно в большинстве своем
состоит из целостных личностей.
Когда-то давно, в 1960-х нацию призвали обратить взгляды на «глубинные причины»
нищеты и искоренить их. Люди были в гневе оттого, что в стране изобилия многие все еще
испытывают нужду даже в том, что касается базовых человеческих потребностей. Не
похоже, чтобы кризис характера, который является источником проблем в
функционировании общества, вызывал такой же гнев, и никаких явных усилий для решения
этой проблемы не наблюдается. Тем не менее я вижу надежду в том, что хотя бы школы
стали признавать необходимость «формирования характера», несмотря на печальные отзывы
о нынешнем состоянии нуклеарной семьи и других традиционных общественных
институтов, которые прежде решали эту задачу.
Формирование характера и жизнь с полнотой ответственности
Формирование характера – процесс, который длится всю жизнь. С его помощью мы
укрепляем самодисциплину и развиваем свою способность вести ответственную жизнь
рядом с другими людьми, продуктивно работать и, самое главное, любить. Как отмечает
Скотт Пек, любовь – это не чувство, не искусство и не состояние ума. Это поведение
– то самое поведение, к которому призывают нас две заповеди Иисуса*. Именно
этим я руководствуюсь, предлагая описанную ниже философию формирования характера,
способного любить и жить со всей полнотой ответственности.
Мы начинаем свою жизнь как пленники обстоятельств, сопутствовавших нашему
рождению и развитию, и располагаем лишь тем, что дано нам от природы. Однако мы не
можем оставаться жертвами окружения всю жизнь. В конце концов каждый из нас должен
достичь согласия с самим собой. Разобраться в себе, честно и непредвзято оценить свои
сильные и слабые стороны, стать в полной мере хозяином своих базовых инстинктов и
задатков – величайшие задачи в нашей жизни. Однако целостная и достойная жизнь
становится результатом полной осознанности. Нам необходимо хорошо узнать как себя, так
и других – без отрицания и лукавства. Мы должны открыто встретить лицом к лицу и как
следует изучить все стороны своего характера. Только после этого мы можем по-настоящему
свободно принять на себя бремя самоограничения ради самого себя и всех остальных.
Свободный выбор своего бремени, или «креста», и есть любовь. И именно эта готовность и
обязательство нести свой крест открывают дверь на новый уровень бытия.
________________________________________
*«А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник,
искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и
наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух
заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:34–40).
Джордж Саймон "Кто в овечьей шкуре? Как распознать манипулятора"