Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote in rabota_psy,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin
rabota_psy

Category:

Бесконтрольная агрессия в снисходительном обществе

Наши агрессивные наклонности и поведение не являются безусловным злом. На
протяжении изрядной части истории человечества лишь самые сильные из нас могли
справиться не только с угрозами со стороны других видов живых существ, но и с теми
угрозами, источником которых были другие племена, сражавшиеся за ограниченные ресурсы
в ежедневных попытках выжить. С расцветом цивилизации потребность в агрессии как
непременном инструменте выживания человека существенно снизилась. Но, как показывает
богатая история войн, этот основной человеческий инстинкт по-прежнему при нас и будет с
нами еще какое-то время. Поэтому, если мы хотим, чтобы общество успешно развивалось,
мы должны сконструировать культурные и общественные механизмы, которые помогут нам
обуздывать наши агрессивные инстинкты и управлять ими.

Та политическая, экономическая и культурная среда, в которой мы живем, оказывает
сильное влияние на степень нашей агрессивности и формы ее выражения. Скажем,
изначальная идея коммунизма предположительно была в том, чтобы не позволять личным
амбициям и жадности (то есть безудержной индивидуальной агрессии) наносить ущерб
обществу в целом. Однако систематическое подавление человеческого духа сделало эту
«всенародную» систему одним из самых деспотических орудий скрытой агрессии (то есть
инструментом концентрации огромной власти и господства над всеми остальными под
маской «защиты интересов пролетариата»). Капитализм с его экономической свободой под
девизом «выживания наиболее приспособленных» приветствует проявления как
неограниченной, так и направленной агрессии в каждодневной борьбе за личное
благополучие и финансовую независимость. Однако эта система стимулирует (более того,
поощряет) и скрытую агрессию. Работодатели, придерживающиеся идеи свободного рынка,
зачастую не обеспечивают сотрудникам никаких гарантий и никакой защищенности. В итоге
работники предпочитают не сотрудничать , а конкурировать друг с другом за ограниченные
ресурсы компании, привилегии и вознаграждения. Иногда эта конкуренция оказывается
честной и удерживается в определенных рамках, делая всю систему работоспособной.
Честная и напряженная конкуренция, по сути дела, ключевое условие развития и достижения
высокого уровня мастерства. Однако в ряде случаев конкуренция становится безжалостной и
сопровождается подковерной борьбой, подлостью и коварством – яркими отличительными
чертами скрытой агрессии. Я не отношусь к тем, кто принижает значение добросовестной
конкуренции. Но конкуренция как разновидность агрессии может служить залогом высокого
уровня развития только в том случае, если борьба ведется по правилам и со всей
ответственностью. В наше время, боюсь, есть слишком мало людей, которые обладают
достаточной внутренней целостностью для того, чтобы конкурировать честно. Пока не
случилось столь необходимого нам духовного, этического и морального возрождения, в
наших интересах отстаивать идеи сотрудничества, отдавая им предпочтение перед
конкуренцией.
Нынешняя культура настолько ценит победу как таковую и придает так мало значения
тому, каким образом мы ведем себя в борьбе за личный успех и высокое положение в
обществе, что взаимная агрессия – разрушительная, бессмысленная – выходит из-под
контроля. Есть известная фраза, которую приписывают Винсу Ломбарди: «Победа – это не
самое важное. Победа – это единственное, что важно». Она не просто характеризует личную
философию отдельного человека, но служит отражением современных культурных норм.
Когда-то спорт – как любительский, так и профессиональный – был для активной молодежи
основным способом обуздать и выплеснуть свою природную агрессию, почувствовать свою
принадлежность к сообществу благодаря командной игре и укрепить свой характер, развивая
самодисциплину. Сегодня никто не интересуется игрой, если команда не выигрывает,
самореклама одаренных спортсменов уводит усилия команды в тень, а скандалы и потасовки
возникают по малейшему поводу.
Отцы-основатели США стремились к конкуренции и острым дебатам на политической
арене, чтобы власть правительства находилась под контролем и чтобы идеология какой бы
то ни было партии не могла возобладать над всеми остальными. Сегодня борьба в мире
политики также вышла из-под контроля. То, что должно было быть живым соперничеством,
превратилось в свару, где каждый стремится стереть оппонента в порошок, не гнушаясь
никакими средствами. Политики ведут эту борьбу главным образом ради победы, чтобы
заполучить власть или удержать ее. Их цели слабо связаны с защитой тех или иных
принципов, обеспечением безопасности страны или повышением национального
благополучия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такое множество
скрыто-агрессивных личностей чувствуют себя в мире политики как рыба в воде.
Я всегда приходил в смятение от того количества явной и скрытой агрессии, которое
мне приходилось наблюдать в ходе работы с семьями и парами, и от разрушительного
влияния этой агрессии на отношения. Тяжелее всего видеть, какой накал обретает скрытая
агрессия во взаимодействии людей, которые разводятся и спорят об опекунстве (вернее,
сражаются за него). Меня не перестает изумлять, на что способны люди, чтобы отомстить,
наказать, унизить и уничтожить друг друга, – и все это под предлогом заботы о детях. В
большинстве случаев благополучие детей вообще не имеет никакого отношения к делу –
речь идет о том, чего хочет каждая из сторон (отомстить, сохранить лицо, взять реванш,
получить деньги и т. п.) и как далеко она готова зайти, чтобы добиться этого.
Сегодня во многих областях жизни – в политике, юриспруденции, на работе, в спорте, в
личных отношениях и т. д. – мы стали нацией беспринципных, необузданных бойцов и
своим поведением наносим колоссальный урон и самим себе, и нашему обществу. Мы
больше чем когда-либо нуждаемся в том, чтобы вернуться к неким общим принципам,
которые укажут нам, как вести себя в повседневной борьбе за выживание, благополучие и
успех.

Научиться ответственности

Если мы хотим стать более сдержанным обществом, которое соблюдает общие
правила, нам следует больше заниматься обучением детей. Во времена Фрейда воспитание
морально здоровых детей сводилось главным образом к тому, чтобы помочь им преодолеть
тревоги и страхи. В наши дни вырастить детей морально здоровыми в гораздо большей
степени означает научить их выражать в приемлемой форме и контролировать свои
агрессивные побуждения, а также принимать на себя бремя социально ответственного образа
жизни.
Обучение детей управлению своей агрессией никогда не было простой задачей. Дети с
агрессивными чертами личности с большой вероятностью будут сопротивляться нашим
попыткам подчинить их влиянию общества. Чтобы у детей были хорошие шансы научиться
держать себя в определенных рамках, родители должны объяснить им некоторые важные
моменты, связанные с ведением борьбы.
Во-первых, необходимо научить детей понимать, когда борьба уместна, а когда нет.
Придется потратить много сил, чтобы подросток разобрался в том, какие личные
потребности, моральные ценности и жизненные обстоятельства стоят того, чтобы сражаться
ради них. Бывает так, что у человека нет иного выхода, кроме как вступить в схватку
(возможно, даже физически), – например, когда требуется защитить себя. Но родители
обязаны научить детей распознавать и такие ситуации, в которых борьба не имеет никакого
смысла.
Во-вторых, родители должны показать и объяснить все те способы, которые позволяют
получить желаемое без борьбы (явной или скрытой). Нужно растолковать детям, какие
выгоды приносят с собой альтернативные пути, проиллюстрировать эти альтернативы на
практике и показать, как ими пользоваться. Дети должны понять разницу между честной,
конструктивной, упорядоченной конкуренцией и разрушительным соперничеством. Но
прежде чем учить детей навыкам социально приемлемого ведения борьбы, родителям
следует самим больше узнать о том, что это за навыки и как их использовать.
В-третьих, необходимо помочь детям понять, чем агрессия отличается от уверенной
настойчивости – ассертивности. Важно не порицать вспыльчивость, дерзость, упрямство как
таковые и не наказывать за них. Есть старая пословица, гласящая, что родитель должен
«подчинить волю, не сломав дух», – только так можно добиться продуктивной
дисциплинированности. В этой пословице заложен очень глубокий смысл. Родители должны
всячески подчеркивать, что врожденная склонность к агрессии не является злом сама по
себе, но без соответствующих рамок может привести к серьезным конфликтам с обществом
и жизненным неудачам. Нужно наглядно показать детям, что если добиваться желаемого с
должным самообладанием и уважением к правам и потребностям окружающих, то в
долгосрочной перспективе это приводит к более яркому и полноценному личному и
общественному успеху.
Важность этих уроков невозможно переоценить. Психиатрические стационары под
завязку набиты молодыми людьми, демонстрирующими серьезные нарушения характера.
Независимо от диагноза при поступлении большинство из них оказались там из-за
несдержанного, агрессивного поведения.
В учреждения, занятые профилактикой подростковой преступности, ежедневно
попадают толпы молодых ребят, которых открытая агрессия довела до конфликта с законом,
а скрытая агрессия, остававшаяся долгое время незамеченной, сделала искусными
манипуляторами. Нам просто нужно лучше обучать своих детей тому, когда следует
вступать в борьбу, какие есть альтернативы и как вести сражение честно и со всей полнотой
ответственности, если уж оно неизбежно. Вот что мы обязаны сделать, если хотим помочь
нашим подросткам в формировании характера.

Кризис характера

Властолюбие, карьеризм и стремление подчинять окружающих в той или иной мере
присущи нам всем. Увы, на этих бескрайних просторах возможностей появляется все больше
и больше неуравновешенных людей, не желающих выполнять ту тяжелую работу, которая
нужна, чтобы добиваться своих целей плодотворно и с чувством ответственности перед
обществом. Это те, кто вместо самообразования и борьбы за место на конкурентном рынке
затевает грубые драки со своими братьями за контроль над своим районом. Это те, кто не
сумел достичь желаемого уровня благополучия в имеющейся системе и теперь объединяется
с себе подобными в контркультурные группы, которые под знаменем приверженности
каким-либо высшим идеалам ведут войну с заведенным порядком вещей. Нас больше не
объединяет идея взаимной поддержки и общего благополучия – мы до такой степени стали
нацией безудержных, потерявших ориентиры и разобщенных бойцов, которые гонятся за
прибылью и властью, что это вызывает глубокое уныние. В нашей стране становится все
меньше и меньше людей с твердым характером и принципами – и это главная причина того,
что она стремительно теряет свой изначальный дух.
Самая тревожная тенденция наметилась в последние несколько десятилетий. Истинные
неврозы, выраженные в патологической степени, практически исчезли, а нарушения
характера стали очень распространенным явлением – и это приводит к тому, что
общественный груз, который взваливают на свои плечи функциональные невротики, чтобы
обеспечить существование общества, вырос колоссально. Вместе с тем бремя, которое несут
личности с расстройствами характера, склонные увиливать от ответственности перед
обществом, радикально сократилось. Дальнейшее развитие этой тенденции ставит под угрозу
целостность нашего общества. Величие национального характера определяется
исключительно тем, насколько граждане формируют, поддерживают и проявляют характер в
своей повседневной деятельности.
Перегруженность тех, кто и без того несет на себе бремя ответственности перед
обществом, является побочным эффектом еще одной тревожной тенденции – растущей
склонности общества полагаться на законы, ограничения и инструкции, когда речь заходит
об управлении поведением и борьбе с нарушениями в функционировании общества. Есть
старая мудрость, гласящая, что «быть этичным не прикажешь». Хотя этой мудростью часто
пренебрегают, критикуя ее за упрощенчество, она отражает очень глубокую истину: люди с
характером не нуждаются в законе, чтобы вести себя нравственно, тогда как люди с
дефектами характера не уделяют особого внимания законам и относятся к ним без почтения.
Каждый раз, когда я посещаю исправительные учреждения, чтобы провести обучение,
оценку или дать консультацию, я вижу там большие таблички на видном месте, гласящие:
«Запрещается проносить огнестрельное оружие, наркотики, табачную продукцию и
недозволенные вещества». И каждый раз я спрашиваю себя, кому они адресованы. Неужели
тем чистым душам, у которых и в мыслях нет сделать что-то из того, что запрещено этими
табличками? А потом меня разбирает смех, когда я представляю себе человека, прибывшего
сюда, чтобы с выгодой для себя поторговать «недозволенными веществами», – я так и вижу,
как он замечает эту табличку, разворачивается и с опущенной головой направляется обратно
к своей машине, осознав, что его намерения были незаконными.
Новые и новые законы, правила и ограничения – плохой ответ на кризис характера и
болезни общества. Они ограничивают нашу свободу, которую мы так заботливо взращиваем
и которой по большей части обязаны свои благополучием. А люди с ущербным характером
всегда найдут способ обойти любые ограничения, которые мы установим. Общество может
быть нравственным и функциональным только тогда, когда оно в большинстве своем
состоит из целостных личностей.
Когда-то давно, в 1960-х нацию призвали обратить взгляды на «глубинные причины»
нищеты и искоренить их. Люди были в гневе оттого, что в стране изобилия многие все еще
испытывают нужду даже в том, что касается базовых человеческих потребностей. Не
похоже, чтобы кризис характера, который является источником проблем в
функционировании общества, вызывал такой же гнев, и никаких явных усилий для решения
этой проблемы не наблюдается. Тем не менее я вижу надежду в том, что хотя бы школы
стали признавать необходимость «формирования характера», несмотря на печальные отзывы
о нынешнем состоянии нуклеарной семьи и других традиционных общественных
институтов, которые прежде решали эту задачу.

Формирование характера и жизнь с полнотой ответственности

Формирование характера – процесс, который длится всю жизнь. С его помощью мы
укрепляем самодисциплину и развиваем свою способность вести ответственную жизнь
рядом с другими людьми, продуктивно работать и, самое главное, любить. Как отмечает
Скотт Пек, любовь – это не чувство, не искусство и не состояние ума. Это поведение
– то самое поведение, к которому призывают нас две заповеди Иисуса*. Именно
этим я руководствуюсь, предлагая описанную ниже философию формирования характера,
способного любить и жить со всей полнотой ответственности.
Мы начинаем свою жизнь как пленники обстоятельств, сопутствовавших нашему
рождению и развитию, и располагаем лишь тем, что дано нам от природы. Однако мы не
можем оставаться жертвами окружения всю жизнь. В конце концов каждый из нас должен
достичь согласия с самим собой. Разобраться в себе, честно и непредвзято оценить свои
сильные и слабые стороны, стать в полной мере хозяином своих базовых инстинктов и
задатков – величайшие задачи в нашей жизни. Однако целостная и достойная жизнь
становится результатом полной осознанности. Нам необходимо хорошо узнать как себя, так
и других – без отрицания и лукавства. Мы должны открыто встретить лицом к лицу и как
следует изучить все стороны своего характера. Только после этого мы можем по-настоящему
свободно принять на себя бремя самоограничения ради самого себя и всех остальных.
Свободный выбор своего бремени, или «креста», и есть любовь. И именно эта готовность и
обязательство нести свой крест открывают дверь на новый уровень бытия.
__________________________________________________________________________
*«А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник,
искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и
наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух
заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:34–40).


Джордж Саймон "Кто в овечьей шкуре? Как распознать манипулятора"

Tags: статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments