m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

МОА

© О.В. Бермант-Полякова, 2009

Цитируем по книге:
Хрестоматия по Роршах-тесту. Под ред. О.В. Бермант-Поляковой. - E-Publishing, 2009. 188 с.

§ X Прогноз в психотерапии
Буду краткой. Как всем нам хорошо известно, ни широкий кругозор и богатая эрудиция, ни высокий уровень интеллекта, ни общительность, ни темперамент не определяют душевного благополучия или неблагополучия, готовности к сотрудничеству в социальном взаимодействии вообще и в психотерапии в частности. Определяет то, что диагностическая система PDM относит к Натуре, к способности устанавливать и поддерживать глубокие, разносторонние, устойчивые взаимоотношения.

Психодиагностика позволяет дать быстрый и надёжный ответ на вопрос, какого рода натура перед нами, как обобщая до "жизненного мира" и переживания, так и конкретизируя до "эмоционального возраста" и времени, которое потребуется клиенту для того, чтобы в психотерапии пройти путь от точки, где остановилось развитие, до точки оптимального или приемлемого соответствия возрасту и фазе развития.

Сильной стороной психологов, практикующих Роршах-тест, является их привычка отделять реальность от иллюзий. Работа такая, квалифицировать перцепт и оценивать его с точки зрения соответствия контурам пятна, логике, критичности мышления. Психотерапевту порой необходима некоторая доля слепой надежды на успех любого, даже самого безнадёжного предприятия, и психотерапевты склонны браться за работу любого уровня сложности. Чтобы захотеть дружить с психодиагностикой, психотерапевту нужны несколько лет профессионального опыта, в течение которых он дозреет до идеи "Мужество - это идти по пути, зная, что тебя на нём ждёт".

Благодаря шкале МОА это диагностируется в течение нескольких минут. Клиент, который даёт ответы, где есть взаимоотношения (ответы по движению, по цвету или бленды движение-цвет и зрелые ответы +, где описаны взаимоотношения объектов друг с другом) уровня 1 это кандидат на краткосрочную инсайтную психотерапию. Он достигнет желаемых изменений за несколько месяцев работы с психотерапевтом.
Клиент, который даёт ответы уровня 2, будет "добирать" недостающее в психотерапии продолжительностью год, - а когда научится жить не параллельно другим людям, а вместе с ними, выйдет на новый уровень взаимоотношений и удовлетворённости жизнью.
Клиенту, который даёт ответы уровня 3, понадобится двухлетняя работа с психотерапевтом. Речь о созависимых, так называемых анаклитически депрессивных людях.
Клиенту, который даёт ответы уровня 4, понадобится три года психотерапии. Речь о нарциссической патологии, о необходимости прожить в психотерапии возраст первых трёх лет, достижения фазы постоянства объекта по Маргарет Малер, как бы заново, с нуля, в отношениях с психотерапевтом - благожелательной фигурой. "Каждый настоящий второй раз избавляет от первого", сказал однажды Я. Морено. Это как раз тот случай.

Клиенты, которые дают ответы уровней 5, 6 и 7 показана поддерживающая психотерапия и социальная реабилитация. Временные рамки такой работы не устанавливают, поскольку изначально предполагают другой процесс: если на уровнях 1, 2 ,3, 4 мы говорим о незрелости, о времени, которое потребуется для того, чтобы вызрело то, что заложено внутри,  то здесь идёт речь о том, что было разрушено эндогенным процессом или ненадлежащим обращением и не возродится, а потому необходима терапевтическая среда, которая сможет пополнять дефицит Эго извне.

 

Цитируем по книге: Urist J. The Rorschach Test  and the assessment of object relations // Journal of Personality Assessment, 1977, No. 41, 3-9.
Cо стр. 5

"1. Figures are engaged in some relationship or activity.
2. Figures are engaged together in some relationship or parallel activity.
3. Figures are seen as leaning on each other, or one figure is seen as leaning or hanging on another.
4. One figure is seen as a reflection, or imprint, of another.
5. The nature of the relationship between figures is characterized by a theme of malevolent control of one figure by another.
6. Not only is there a severe imbalance is cast in decidedly destructive terms.
7. Relationships here are characterized by an overpowering, enveloping force."

Шкала Юриста (ударение на первый слог) известна как МОА, по заглавным буквам английских слов Mutuality of Autonomy Scale. В дословном переводе это "Взаимна ли автономия?", адекватный перевод на язык психологии подобрать трудно, в житейской мудрости суть того, что измеряет шкала, можно выразить поговоркой "Ворота на двух вереях, а семья на двух головах держится".
Соответственно, в порядке возрастания баллов по шкале отношения в паре могут поддерживаться двумя отдельными столбами от ворот-головами, могут быть как два берега у одной реки, параллельно, могут быть отношениями, где слепой хромого на себе везёт, могут быть отношениями, которые складывает с окружающими глухой тетерев на току, или один сживает другого со свету, или один из партнёров кукловод, а другой марионетка в его руках. MOA оценивает ОТНОШЕНИЯ, которые складываются МЕЖДУ людьми, ранжируя их от полного равенства до полного неравенства. Сотрудничество, симбиотический перенос, агрессия, эксплуататорский перенос и другие понятия, характеризующие отношения, как раз об этом.

Четверть века спустя шкала Юриста была модифицирована, об этом статья, которую я процитирую в оригинале:
Цитируем по книге: Holaday M., Sparks Ch.L. Revised Cuidelines for Urist's Mutuality of Autonomy Scale (MOA) // Assessment, 2001, Volume 8, Number 2, 145-155.

Cо стр. 151-154

"Level 1: Reciprocity-Mutuality; Collaboration-Cooperation
Figures are engaged in some relationship or activity where they are together and involved with each other in such a way that conveys a reciprocal acknowledgement of their respective individuality. A person who describes a highly  charged verbal battle among equals could have that response scored as 1, even though  the degree of disagreement, competition, or confrontation was significant.  It is only  when the confrontation involves an  imbalanced attsck on one figure by another that a more pathological score of 5, 6, or 7 is given. The reciprocal individuality of figures (human, animal, inanimate) is well-defined. Words or phrases, such as each other, one another, both of them, and together, are helpful in determining whether or not the response should be scored as a scale point 1.

Level 2: Parallel Activity - Simple Interaction
Level 2 responses are based on the fact that there is active movement ("singing") or frozen ("photograph"), or passive action ("they're just thinking")/ Phrases such as looking at or facing each other meet criteria for benign parallel interactions or simultaneous action. Two figures must be reported on the blot. Key words are two, both, and pairs.

Level 3: Anaclitic-Dependent
Level 3 responses reveal a clearly dependent relationship in which  the maintenance of the self is highly related to sustenance from the other object that suggest difficulties in the cohesion of the self and the reliance on an external object for internal stability. There is the stated or implicit sense that the figures  require external support. Figures described as leaning, hanging, catching, or holding connote the need for dependence and reliance on another. Figures are depicted as lacking balance, unstable, unsure of footing, or supporting each other. This includes something being held up, or held on to, by one or more objects or persons. It is important to remember that Level 3 refers to the need for dependency by one or both figures. Key phrases include falling over, about to tumble, growing together, attached to, going to fall, joined together, stuck tugether, lifting, and can't stand alone.

Level 4: Reflection-Mirroring
The relationship between objects here conveys a sense that the definition or stability  of an object exist only insofar as it is an extention or reflection of another. Shadows, imprints, and footprints wood be included here. Key word phrases include identical, reflection, both the same. Additional key words include mirror images, fingerprints, twins, doubles, Siamese twins, two-headed creatures, cut-outs, and verbalizations that the picture looks like it was folded.

Level 5: Control-Coersion
Level 5 describes intent or threat or minor damage. Themes of influensing, controlling, or casting spells can be present. One figure may literally or figuratively be in the clutches of another. Such themes may be seen as a severe imsbalance in the mutuality of relations between figures.  One or more of the figures  may be seen as helpless, while at the same time others are omnipotent and controlling. Aggression can be occured but there is no description of the destruction  to the victim. A score of 5 is given  to responses depicting coersion, one-sided fighting, hurtful influence, or threat. Level 5 is also scored  when there is equal but malevolent intent (two aliens shooting poison to kill each other). Blood or minor damage to one or both obgects could be reported. Blood in an equal relationship is level 5; blood in an unequal relationship is level 6.

Level 6: Severe Imbalance-Destruction (threat carried out and destruction)
Two figures simply fighting is not "destructive" in terms of the individuality of the figures, thereas a figure being tortured by another, or an object being strangled by another, are considered to reflect a serious attack on the authonomy of the object. For example, if something has bin shot, it can be assumed  that it was shot by a creature or person with a gun, or if it has broken legs from a fight, it can be assumed that the damage was caused by a malevolent other. However, things dying of a natural death, or decaying, or aging would not be scored because there is no malevolent other. Shooting, piercing, or lying in wait would also be key words or phrases.

Level 7: Envelopment-Incorporation
Figures are seen as swallowed up, devoured, or generally overwhelmed by forses completely beyond their control. These responses describe annihilation and overwhelming destructiveness by a larger than life cataclysmic event usually caused by inanumate, calamitous forces, and they represent a primitive level of self-object fusion. Destructive forces include explosions, raging fires, bombs, hurricanes, germ warfare, tornados, force of nature, floods, alien invasions, warfare, and the like. Objects on the blot are usually seen as destroyed, dead, mangled, evaporated, or burned, and there are often only parts of objects, smoke, or other debris that remain."

Коллегам,
если вы учили в школе немецкий или французский, отметьтесь в комментариях, я дам критерии шкалы МОА в переводе, а не в оригинале.




Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments