Леонид Дымент (dyment) wrote in rabota_psy,
Леонид Дымент
dyment
rabota_psy

Category:

Подходы к моделированию мудрости в контексте терапии

«Мудрость»...
Это слово изгнано из сферы помогающих профессий, как недоступное объективной проверке.
Вместо того чтобы бы быть интеллектуальной обязанностью всякого думающего человека, мудрость оказалась сосланной в регион пословиц и приписана к области «здравого смысла», которая для академического мира служит чем-то вроде кладбища.

В конце концов, кто кроме тренера по фитнесу знает, как жить правильно?


Ныне принято считать, что место мудрости, разве что в немногих сохранившихся архаичных культурах, там, где отсутствует технология и высокие уровни образования, а власть в деревнях продолжает принадлежать вождям и старцам.

Но в современной жизни наименее мудрыми слывут именно старики.
Мудрость считается недостаточно технической вещью, чтобы ее можно было превратить в алгоритмизированные навыки, увеличивающие наше господство над природой; нет в ней и достаточно ума, чтобы она помогала зарабатывать деньги.

Приговор академических психологов не убедил, однако человека с улицы: тот не согласился выбросить мудрость на помойку и продолжает поиски мудрых людей и мудрых действий, не зависимо от интеллектуальной моды.

Факторы мудреца и мудрости:
- исключительное понимание
- способность сообщать его другим.

Терапия связана с фундаментальной прагматикой жизни и не может не «заныривать» в жизненный хаос, с тем, чтобы помочь клиенту – «человеку с улицы», сформировать адекватные суждения о этических, духовных и материальных предметах.

Клиенты хотят стать мудрее в отношении своей жизни – потому они и обращаются за терапией.
Потребность в мудрости возникает у взрослого человека тогда, когда он встречается с плохо структурированными проблемами, когда набор известных правил и подходов не дает решения.

Никто не ожидает «клинической мудрости» от начинающего терапевта – достаточно дотягивать до базовой профессиональной компетенции: быть знающим, эмпатичным, безопасным и проницательным.

Мудрость как цель, характеризует:

- адекватность суждений.
- выбор времени для тех или иных интервенций.
- а так же личностную, теоретическую, техническую и этическую интеграцию в работе терапевта.
Изречения типа «доверяйте космосу» - не проходят.

Составляющие профессиональной мудрости.

1. Теоретическое и техническое знание.

- Необходим большой запас информации, богатое фактологическое знание. То, что называют тезаурус.
- Знание жизни и этапов человеческого развития.
- Знание теории, предшествующих работ и техник, в своей и смежных областях.
- Очень высокая способность структурировать клиентские проблемы в интеллектуальном контексте.
- Наличие собственной интегрированной терапевтической теории.

2. Процедурное знание.
Обладание теоретическим и уличным знанием.
Компетентность в фундаментальной прагматике жизни.
Он не сидит всю жизнь в кабинете, а функционирует как-то в этой жизни вместе с другими людьми.

- Знание фундаментальной прагматики жизни в целом и профессии в частности
- Отсутствие одержимости придерживаться одной теории
- Высокая способность выполнять рутинные и продвинутые профессиональные операции и навыки.
- Гибкость в применении теории к практической работе с клиентами.

3. Качество суждений.
Нравственное чутье. Наличие собственного этического кодекса, основанного на добродетелях и принципах, а не на легитимных интерпретациях правил или прецедентах.

Обладание чувством времени – знает не только «что» сказать, но и «когда».
А так же когда не нужно ничего говорить и делать.
Он является хорошим слушателем, ведет честную игру, способен признавать ошибки и учиться на них.

- Высокое качество суждений, понимания и комментирования трудных жизненных проблем и целей, основанных на глубинном и комплексном восприятии действующих факторов.
- Временное видение прогресса клиента.
- Знание себя.
- Осознание собственных ограничений.
- Внутреннее этическое чувство и достойная подражания этическая практика.

4.Проницательность.
От мудрого терапевта определенно следует ожидать интуитивности, способности видеть вещи «сквозь» их внешние проявления.
Системное мышление позволяет понимать и интерпретировать свою среду и свое в ней участие.
Он способен исследовать ход своей мысли, постоянно отстраивая знание от его источника и контекста.
Он комфортно чувствует себя, имея дело с неоднозначными явлениями, более того, рассматривает их как фундаментальный аспект природы вещей, скорее правило, чем исключение в человеческой жизни.
Стремясь понять клиентские сценарии, его нарратив и то, что делает их таковыми.
Что значит, для клиента думать именно так, как он думает, говорить то, что он говорит, и делать то, что он делает?

Общие признаки проницательности следующие:
- Сенсорная острота.
- Сверхординарное понимание человека
- Системное понимание действий, контекста, убеждений и чувств.
- Способность видеть собственную роль в системе.
- Исключительная способность понимать и интерпретировать свою среду
- Разрешенность главного конфликта в собственной жизни в такой степени, чтобы быть способным помогать другим.
- Спонтанность.

5.Интегрированная личная теория терапии

Проведя 1-2 года в кресле терапевта и пройдя супервизию, прежде чуждые методы становятся знакомыми и родными, а то, что казалось "техниками", ощущается как некое продолжение собственной личности.
Первоначальное очарование практикой терапии и приобщения к универсальной мудрости - это очарование вскоре тускнеет.

И тогда возникает, потребность в более глубоком понимании терапии и человеческой жизни, потребность в цельности.
Отсюда берет начало стремление к достижению и построению более интегрированной личной теории терапии, теории своей собственной, а не заимствованной.

Формирующаяся "культура мудрости" содержит противоречие, когда человек может испытывать сомнения и все же находить основу для уверенных действий.
Так формируется способность выносить суждения, прокладывая себе путь через непроходимые, на первый взгляд , профессиональные и жизненные ситуации. Терапевты обретают проницательность, годами слушая и проявляя уважение к том, что клиенты имеют им сказать.

Мудрые люди выносят здравые суждения и принимают решения перед лицом трудностей и неопределенности.
Мудрые терапевты помогают клиентам стать мудрыми людьми.

В формировании "интегрированной личной теории терапии", если ей суждено когда-нибудь появиться, вносит вклад опыт как успехов, так и поражений.

Род знания необходимого в терапии не всегда может быть выражен словами и не всегда усваивается в словесной форме. Однако терапия зачастую основывается почти исключительно на сказанном слове.

Образы и действия - бедные родственники в вербальной терапии: последнее слово остается за словом.
Чтобы не выглядеть "чокнутыми" терапевты и супервизоры ведут себя себя иногда так, словно полностью игнорируют такие человеческие пути к пониманию, которые заключаються в том, чтобы смотреть и делать.

Однако визуальные методы, движение и упражнения - позволяют терапевту символически экстернализировать личность или систему отношений.

Это позволяет как определить систему, так и инициировать новые реакции, порождать взгляд в долговременную перспективу, неизменно включая экологические последствия нашей работы.

Литература: Энтони Уильямс. Вы супервизор.

Tags: теоретическая модель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments