m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Виньетка про кандидатскую

Как я уже говорила, интервизия это совещание психологов одной или разных специальностей, где обсуждается состояние терапии и коллегами высказываются идеи, до которых сам психолог не додумался или не догадался. Психолог делится субъективными переживаниями с коллегами, которых отождествляет с профессиональным "мы", с людьми, которые дорожат встречей друг с другом, подхватывают мысли на лету, хотят догадаться, отчего и почему, и понимают друг друга с полуслова.
Психологи натренированы осознавать взаимо-влияния в процессе взаимо-действия. Случается, что этап осознавания "себя-терапевта в терапии", затягивается, и переход от супервизии к интервизии всё откладывается и откладывается на потом. Как сказал классик, "Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве". Уверена, что коллеги умеют любить то, что делают - а делаем мы терапию, диагностику, консультацию. Верю, что будут заинтересованно обсуждать своё дело, - терапию, диагностику, консультацию, кандидатскую, частную практику, карьеру...

В качестве иллюстрации хочу процитировать часть обсуждения в сообществе "Сами себе психологи" темы "кандидатская диссертация",

Работа в авральном режиме. Виньетка про кандидатскую.

Собеседник:
Прошу совета. Положение, прямо скажем, критическое. Племянник мой, пишет сейчас диссертацию. Вернее "пишет". То есть три года он околачивал груши, кое-как собирал материал, собрал, имеет его на руках, предзащита через месяц (!), а диссертация так и не написана.

(Имя) мне как брат. Последний год я клевал ему мозг на предмет занятий наукой ибо работаем мы вместе, я в курсе всех его дел, а так же характера и личной жизни. Парень он не без способностей. В институте мог вполне за ночь подготовиться к сложному экзамену и сдать его на 4-5, хотя занимался до этого шаляй-валяй весь семестр. Видимо этот стиль поведения закрепился, я прямо даже не знаю, что делать. Понятно, крутыми способами вправлять ему мозги нужно было куда раньше, пока этот "стиль" не стал для него привычным и теперь грозит крупным провалом.

Он не понимает, что защита кандидатской - не экзамен и даже не диплом. Это очень и очень серьёзно. Говорит, что справится, что всё под контролем, что вот-вот сядет за уже честное написание, сведение всего материала в одно. Но так и не делает этого. Отдыхает развлекается, мол, когда ещё такой случай представится, потом ведь всё, работа, семья - не оттянуться.
Я верю в него, верю, что он сможет. Но только если возьмётся за это ПРЯМО СЕЙЧАС. Я защищался при чём в той же области, знаю, как это сложно и что с ходу, как он расчитывает, у него не получится. При всём его уме и способностях.

Что мне сделать? Я для него фигура не слишком авторитетная. Скорее старший брат. Как мне донести до него, что всё очень и очень серьёзно? Как повлиять, как сдвинуть с места, как заставить хотя бы начать работать, вот прям сейчас, сегодня?!!

m-d-n:
Поделюсь личным опытом.

Я была одной из первых аспиранток у профессора, и к моему диссеру он относился с такой же требовательностью, как к своим монографиям :)

В итоге, когда диссертация была подготовлена, он решил улучшить А, Б и В, фактически - переписать две главы из трёх. За два месяца до предзащиты пришлось переделывать 270 страниц текста, "кирпич". С работы я временно ушла, муж тогдашний стал работать за двоих, я взяла компьютер и переселилась в квартиру к родителям. Мама кормила, ходила на рынок, взяла на себя весь быт, папа вечерами распечатывал на визжащем матричном принтере готовые параграфы и назавтра в свой обеденный перерыв возил куски текста научному руководителю на замечания. За литературой в читальный зал / на ксерокопию мотались друзья, привозили нужные страницы. Переплетали в воскресенье, умоляя выполнить работу по любому тарифу, потому как рецензентам отвозили уже в последний возможный день.

Для того, чтобы вы представили базу данных для аналитической работы - таблица в 20,000 строк и 79 колонок, ВСЕ художественные книги, выпущенные ВСЕМИ авторами для взрослых (те самые двадцать тысяч авторов) в советский период истории (1917-96).

Где-то за неделю до предзащиты научный руководитель сказал "а давайте проверим ещё такую гипотезу" и фактически нужно было делать ещё одно эмпирическое исследование базы данных, менять теперь ещё и третью прикладную главу, добавлять во введение новую гипотезу, переписывать автореферат и т.д. Объём работы неподъёмный за такой срок в принципе. Честно скажу, свою реакцию в этот момент я не помню - видно, была уже на грани от долгой работы в интенсивном режиме, и психика решила переживаний по новому поводу не добавлять :) Знаю только, что мои родители позвонили жене профессора и вечером в гостях у них дома пришли к решению новую гипотезу сейчас не проверять :)

Что вам сделать? Организовать работу команды и вместе вытянуть застрявший воз.
Только так.

Собеседник:
Интересный, впечатляющий и воодушевляющий пример.
Наблюдение: кто писал, тот, в конце концов, делится непосредственным опытом, а не рассуждает "а может не надо?"
Понимает, что это такое.
Спасибо Вам большущее!

m-d-n:
Это было десять лет назад :)

Я писала про письменную ментальность на материале художественного книгоиздания для взрослых. Базу данных, ту самую таблицу, составляли по статистическим справочникам Книгиздата больше года(!) коллективом технических помощников.

Это ещё что, вторая аспирантка, Галина Анатольевна Орлова, написала исследование о российской бюрократической ментальности по материалам 1801-1917 годов. ВСЕ указы и бюрократические постановления за ВСЮ историю Области Войска Донского за 116 лет.

А самарская аспирантка Владимира Александровича, Е.В. Бакшутова проанализировала ВСЕ публикации ВСЕХ номеров журнала "Русская мысль" 1880-1918 годов, изучая как в текстах журнала объективирована ментальность русской интеллигенции. 38 лет умножьте на число выпусков.

Следующее поколение аспирантов исследовало всю детскую художественную литературу, всю адыгейскую и ногайскую письменную художественную литературу и т.д. по методологии, которую отрабатывали на диссертации, о которой я рассказала в первом комментарии.

Самая известная монография профессора В.А. Шкуратова, к школе которого я имею честь принадлежать, называется "Историческая психология".

Комментарий в сообществе:
Интересно посмотреть вашу книгу по Посттравме, но ссылка с вашего сайта почему-то не работает...

m-d-n:
Тогда кликайте сразу сюда
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2693895/
или погуглите Бермант-Полякова :)

Комментарий в сообществе:
А про что диссертация? Перелопатить всю советскую художественную литературу - это выше моего понимания.
(хотя сама под конец работы над диссером тоже думала, что в дурку попаду :)

m_d_n:
:)

Если серьёзно спрашивали, про что диссертация - вот ссылочка на аналитическую статью, где я сравниваю результаты диссертационного исследования с замерами социологов спустя десять лет
http://i-p-p-l.livejournal.com/23715.html


Фотоиллюстрация Ильи Горохова


Слова собеседника "кто писал, тот, в конце концов, делится непосредственным опытом, а не рассуждает... Понимает, что это такое" являются, на мой взгляд, ключевыми. Именно поэтому к участию в интервизии приглашаются работники, те, кто получает деньги за то, что он делает как психолог или психотерапевт, а учеников и гостей просим во время интервизий придерживаться политики "только чтение", read-only.
Tags: интервизия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments