Илона Романова (romailo) wrote in rabota_psy,
Илона Романова
romailo
rabota_psy

Category:

История про девочку со спичками, продолжение. Статья Ю.Власовой

Продолжение предыдущего поста. Статья Ю. Власовой часть 2

Девочка со спичками. Часть 2.

Anamnesis morbi: История болезни

И у читателей, и у участников семинаров обязательно возникает вопрос: от чего она не вернулась домой? Там холодно и отец прибил бы ее, но вернулась бы она домой и в этот вечер была бы живой. Часть слушателей обычно полагает, что целесообразно героине было бы вернуться, а часть надрывно отрицает возможность возвращения, апеллируя к жестокости отца и отсутствию тепла в доме. Впрочем, приходилось слышать и более тонкую аргументацию, мол девочка идет по пути Героя, исполняет свою Судьбу, даже движется к Самости. Позволю себе усомниться в возможности естественной индивидуации такого рода, при котором тело отщепляется и остается на земле, а душа улетает в рай, иначе добровольная смерть была бы наиболее эффективным шагом к совершенству. Важны и интересны аргументы тех, кто полагает, что избитая отцом живая девочка хуже, чем погибшая от замерзания. О чем в действительности здесь вопрос? О стремлении, во что бы то ни стало избежать насилия? О безвыходности? Когда читаешь текст истории, поведение Девочки представляется осмысленным и единственно возможным. Но внутри социодраматического пространства все выглядит по-иному. Заметно, как внутренняя реальность Девочки раскалывается на плохую, то есть улица, и невыносимую, то есть дом. Дом с щелями, побои отца – как это плохо! Но это ее настоящая жизнь. Трудная жизнь, с которой необходимо смириться. Девочка предпочитает выбирать иллюзии. Одна из значимых проблем зависимых клиентов – неспособность вынести, выдержать повседневную, порой жестокую реальность. Они словно отщепляют ее, бросают за борт своего внутреннего мира.

История показывает нам, что Девочка последовательно ставит себя в более и более опасные ситуации. Она находит выступ дома, некое псевдочрево (неполное, холодное), где безуспешно пытается спрятаться от холода уличной реальности. Но выступ способен защитить ее только от ветра и дать ей возможность зажигать спички. Если здесь рассматривать ветер и воздушную стихию как символ интеллектуальной, отцовской, функции, то можно говорить о том, что героиня отказывается от когнитивной переработки происходящего с ней и отдается во власть бессознательным силам. Эго на этой стадии имеет весьма низкую способность к действию, направленному на выживание. Появляется необходимость во внешних волевых факторах. Но не находится прохожего, способного выдернуть девочку из ее безнадежного укрытия – ее не заметно в каменной нише. Субъективно нашей героине кажется, что она, наконец, обрела некое подобие покоя. Но это смертельно опасный покой.

И тут она вспоминает, что располагает неким материальным отцовским ресурсом – спичками. Отметим, что это серные спички, товар в те времена недешевый. Она не смогла превратить его в деньги… Отцовский ресурс – ресурс Духа – нуждается в символизации, его нельзя использовать буквально. Его необходимо развивать и трансформировать, а не расходовать непосредственно. Это потенция и потенциал действия и развития, которые будут направлены на материальное воплощение (феминную сферу). Будучи снабженными новыми феминными ресурсами мы, в свою очередь, можем вновь направлять их на духовное, маскулинное. И мы развиваемся в этом постоянном круговороте. Дары Отца обладают потенциалом, но и опасностью. Вырвавшийся на свободу неукротимый дух, способен уничтожить, не дав возможности к развитию. В социодраме я отметила следующее: вспомогательные Я из роли спичек часто говорят о своем возмущении, о том, что их так бессмысленно и буквально используют. Спичка предназначена, чтобы только помочь разжечь огонь – о спичку нельзя согреться. Маленькое пламя способно лишь заворожить и осветить на короткий срок ограниченное пространство. Так кратковременный рай, который получает зависимый при актах своего аддиктивного поведения, неспособен исправить жизнь и судьбу, а только очаровать приятными аутистическими переживаниями. И некоторые «спички» просто наслаждались властью давать убивающее наслаждение.

Видения, которые последовательно возникают у Девочки, имеют свою символическую значимость. Первая спичка показывает простую и понятную вещь: горячую печку. Но видение исчезает, как только Девочка пытается погреться. Обнаружив обман картинки, девочка могла бы опомниться, войти в контакт с реальностью, выйти из заточения иллюзии и остаться в живых. Но разве кого-то удерживало от второй попойки первое тяжелое похмелье?.. Первый сигнал о ложности происходящего не остановил ни одного из зависимых, увы.

Вторая спичка показывает Девочке накрытый праздничный стол и удивительного гуся, на образе которого стоит остановиться подробнее. Если первая картина выглядела абсолютно реальной, то вторая прямо указывает на то, что это лишь видение – жареный гусь, с воткнутыми в него вилкой и ножом, вскочил со стола и пошел к Девочке. Можно рассматривать это видение как переходное пространство между миром мертвых и миром живых. Гусь здесь выполняет функцию психопомпа, заманивающего трикстера, увлекающего Девочку все дальше от реальности и жизни. Мы так называем эту фазу зависимости – «фаза потери реальности». Здесь есть и неадекватные поступки, и контакты с неподходящими людьми, и утрата чувства времени, и потеря способности планировать будущее. Удивительно наблюдение: одна из участниц семинара, играющая Девочку в социодраме, увидев ходячего гуся, вскрикнула и убежала, словно очнувшись. К сожалению, людей, которые очнулись, столкнувшись с искаженной реальностью, гораздо меньше, чем людей, продолжающих «зажигать спички» и грезить.

Третья спичка, которую зажгла неразумная Девочка, показала ей рождественскую елку, которая может ассоциироваться не только с символом возрождения и вечной жизни, но и родовым деревом, на котором селятся души людей. С догоранием спички сюжет постепенно меняется: огоньки с елки трансформируются в звезды (символы судьбы человека), одна из которых падает с небосвода, знаменуя смерть Девочки. Очевидно, что Девочка не понимает, что умирает именно она: «Кто-то умер», - подумала девочка». Как тут не вспомнить о диссоциации, расщеплении мышления зависимых людей, сводящих с ума специалистов. Кто-то умер от передозировки, кто-то спился, кто-то проиграл все имущество, кто-то, но не я.

текст отсюда http://jula-vla.livejournal.com/7513.html
продолжение следует
Tags: зависимость
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments