bogatr (bogatr) wrote in rabota_psy,
bogatr
bogatr
rabota_psy

Category:

Сказкотерапия. Как сочинить Сказку. ч.1

Статья от сказкотерапевта Афины Сафоновой http://a-52.ru/
Здесь вступление про то, как помогает это в жизни, случаи из практики и рекомендации о том как самому сочинять свою сказку.


- Начну с предисловия.
Мои самые первые сказки я сочиняла в 11-14 лет. Совершенно «терапевтическим» методом: на ночь, перед сном, лежа с закрытыми глазами. Это были целые истории, романы с продолжением, и там я была – за каждого героя поочередно…
Эти сказки заменили мне тогда кукол, в которых стыдно уже стало играть. Но – больше…
Эти сказки дали мне СТОЛЬКО эмоций! Проживание счастья, горя, разлуки, встречи, достижения, разочарования, любования красотой…
Что я превратилась в «сама себе терапевта». Это потом я узнала, что такие сказки весьма часто сбываются в жизни; а тогда я не знала этого, и просто фантазировала, чтобы получать сильные чувства.
Невысказанные, запертые эмоции закомплексованного ребенка – находили выход. Внутренняя боль находила выход. Находило выход и огромное желание любить, и быть любимой.
Потом, в очередной период жизни, я забыла рассказывать себе сказки перед сном. Сильные эмоции стала мне давать непосредственно Жизнь. Но способа выразить свои чувства я не знала.
Запертые невыраженные чувства – стрессовая энергия. Она формирует болезнь.
И сейчас я понимаю:

Если мы не рассказываем сказки себе – мы рассказываем их окружающим.
(Ну, это просто. Еду в трамвае, задумалась, и понимаю вдруг: на меня ОРУТ. Орет женщина с костылем, стоящая прямо передо мной.
Орёт про то, что молодежь такая плохая (я, то есть), расселась, нет бы место пожилым больным инвалидам уступить, ни совести ни стыда…
А я вижу: эта женщина рассказывает мне – и всем вокруг – СКАЗКУ. Про то, как ее обижает и не любит муж, соседи, дети; про то, что ее обвесили в магазине, нахамили в собесе, и негодяй выбросил перед дверью подъезда свой мусор…
А если б не было внутри ее этой СКАЗКИ, если б она ту СКАЗКУ прежде самой себе рассказала, поплакалась, пережила горе и гнев, успокоилась и отпустила, - тогда она не орала бы сейчас неадекватно на окружающих. Она обратилась бы к ним по-другому.. наверное, так:
«Не могли бы вы уступить мне место, пожалуйста? Большое спасибо!»)

Итак, СКАЗКА – это в первую очередь способ выхода эмоций.
А во вторую очередь, это наслаждение от выхода эмоций.
А в третью очередь, понимание того, что происходит. Диагностика.
(Потом, иногда, «случайно» встречается Предвидение. И практически всегда встречается Помощь — подсказка откуда-то «свыше» , как разрешить то, что казалось невозможным...)
Но самое главное достоинство тех сказок, о которых идете речь, не это.
Вот оно, главное:

Сказка позволяет смоделировать новый вариант развития жизни, ситуации, судьбы.
Вы можете «заглядывать в будущее» (или в прошлое), и смотреть что будет если поступить так, или так, или так. Вы больше не слепы. У вас есть «фонарик», и даже «лазерный луч»!...
Как сочинить сказку.

Просто. Главное в этом деле — НЕ ДУМАТЬ. Или еще проще, как говорят психотерапевты: НЕ ИМЕТЬ НАМЕРЕНИЙ.
Нужно заранее отказаться в себе от всех намерений и представлений. Не Вы управляете сказкой, не вы ведете ее. Все, что вам нужно — это внимание, сосредоточенность, интерес.

(А что же должно получиться?)
...Сказка первая — обычная (пример номер раз).
Консультирую женщину по переписке. Основная проблема — ссоры с мужем. Прошу ее представить себя в любом образе, лечь, закрыть глаза, и сочинить спонтанную сказку.
Пишет:
«Я девушка в длинном платье, сижу на березе. Мне тут хорошо. Ветер дует, береза качается, я побаиваюсь немного упасть.
Внизу ходит какой-то злой мужик и ругается.» Прошу ее мысленно попробовать слезть с березы , и посмотреть что будет.
«Не могу: я оцепенела, словно впала в анабиоз! Хочу чтоб мужик ушел подальше,
тогда слезу.»
Рождается стишок - «А я тут на березе сижу в анабиозе!» Смеемся. Со смехом становится легче, есть готовность попробовать другие варианты. Прошу ее посмотреть дальше, что видно вокруг березы и мужика.
Оказалось — там есть забор, за которым скачут молодые красивые лошади. Прошу ее позвать себе жеребца; она мысленно подзывает, теперь ей не страшно слезть. Сев на коня, свободно уезжает. Приезжает к какому-то дому,
ее тянет зайти; заходит — там мужик с ружьем. Прошу ее попробовать мысленно погладить ружье, сказать ружью ласковое слово.
Она, изумленно:
«Ружье превратилось в рыжего жеребеночка, и убежало играть с моей
лошадкой! А мужик мне улыбается и рад, что я пришла!»
********************************
Какие мы сделали выводы из этой сказки. Ну, во первых, принять свою собственную «вольность» (коня) - «что хочу то делаю, сама себе хозяйка.» И тогда чего, собственно, продолжать в анабиозе-то сидеть?
Второе — понять, что агрессия другого человека — это его «вольность», то й же природы, что и моя. И с этой силой надо договариваться и любить ее (в себе — в первую очередь).
Ну а итогом сказки стала выпущенная энергия стресса. Сила героини получила «вектор направления», уменьшился внутренний страх.
********************************
В приведенном выше примере моя помощь могла быть и не нужна. Все действия (посмотреть вокруг, попробовать занять свое прочное место - спуститься с березы; подружиться с тем, что внушало страх...) героиня могла проделать самостоятельно.

Сказкотерапия — это метод трансформации глубоких стратегий подсознания. Один из методов. Следуя ему, важно соблюдать несколько ключевых правил:
- Ни к какому объекту, встреченному во внутреннем мире — мире СКАЗКИ — нельзя относиться с агрессией.

Ибо все эти объекты, даже злые, страшные и некрасивые, являются частью  вашей души. Нельзя пытаться убить часть собственной души. С ней надо пытаться помириться: очистить ее от самообвинений и ярлыков
«нехорошести» (мысленно помыть, например). Ее можно попытаться полюбить, попросить у нее прощения (не помешает при контакте с любым объектом внутреннего мира!)
Но есть исключения. Исключения — то, что называется «интроектами», они представляют собой безоценочно принятые от окружающих убеждения и чужие стрессы. Интроекты массово принимаются в раннем детстве, а зрелом возрасте — только в бессознательном состоянии (например, внушение под наркозом). Интроекты любить бесполезно, их нужно отделять от своей сути и выкидывать вон.
Как отличить интроект от части собственной души:
нужно быть внимательным к своим ощущениям. И честным в своей сказке. Если нечто, что вы желаете в сказке изменить, на любовь и принятие реагирует плохо (увеличивается, душит, давит, а тело реагирует негативной
психосоматикой) — значит, это интроект, выкидывайте. Если выкинуть не получается никак, оно либо возвращается, либо вас что-то тянет обратно — значит это ваше, и его только принять и любить. От своего убежать невозможно.

- Не пытайтесь «навязать сказке хороший конец».
Это нечестность в своей сказке. Сказка может кончиться как угодно или не кончиться вообще (остановиться «ни туда ни сюда». Это ее право.

- Так как же сочинять сказку:
– Ложитесь, закройте глаза. Представьте себя в любом образе, любым существом. Опишите себя.
– Промоделируйте разные события, с существом происходящие. Посмотрите, как оно реагирует. Как оно хочет действовать, и что оно получает в ответ.
– Посмотрите - какие существа находятся рядом, какой ландшафт, и т. д.
– Почувствуйте желания этого существа. Посмотрите, нет ли вокруг чего-то неприятного, угрожающего.
Следуйте за самыми сильными желаниями души.

Сказка вторая — нечестная (пример номер два).
Консультирую женщину по переписке.
Проблема - «не знаю в чем проблема, хочу совершенствовать себя».
В сказке сочиняет:
«Я девица-красавица, в прекрасном доме, рядом молодец красивый, одежда на нас прекрасная, любо-дорого смотреть... Потом прилетает дракон с золотыми крыльями, это ангел, он несет нас на райский остров...» Ну и так далее в том же духе: все в шоколаде, интересного ничего.
Интересного ничего, потому что в сказке не происходит ничего, нет сильных чувств.
Человек боится испытать сильное чувство, оно заблокировано.
Эта сказка хороша, как школьное сочинение на заданную тему, но ее незачем рассказывать самому себе. Она вас не исцелит. Это не та сказка, которая ВАС ВЕДЕТ.
Это всего-навсего продукт вашего ума , никому не нужная «красивость».
Настоящие внутренние сказки тоже бывают красивы, но по-другому. Они цепляют за живое. Их сочинение вызывает бурю чувств, подобную разве что оргазму:) Они честны и правдивы до крови, и обнажают все внутренние «углы» личности.

... заключительная часть будет позже. Любые обсуждения и мнения профи по теме приветствуется!
Tags: истории из практики, мнение коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments