© Бермант-Полякова О.В., 2015
В мире привязанностей Алины к маме, папе, сёстрам и лучшей подруге поручение Кости ставит девочку перед выбором:
Алина весело фыркает. Вот как хохотали бы они вместе с Бебой над этим смешным положением! Но ничего этого Беба никогда не узнает. Не узнает она и о тайном поручении Кости, о том, что под матрасом, на котором спит ее верная подружка, лежит в газетной бумаге карточка настоящего предателя, сыщика… Ничего этого не узнает Беба. Потому что есть на свете вещи превыше дружбы и любви… (Д Ч2Гл10)
Это психологически важный момент, когда Алина в конфликте лояльности и привязанности делает выбор и отказывается быть "мы" с любимой подругой, перестаёт делить с ней тайны. Она поступает как " принципиальный" человек, разрывает доверительные отношения и отдаляется от подруги, сохраняя верность собственным идеалам. Любопытно, что рахметовские настроения владеют Алиной недолго, она уверена в том, что Беба сохранит "мы" с ней:
И только, может, когда-нибудь, обливаясь горькими слезами, Беба передаст ей в тюрьму запеченный, в хлебе томик Пушкина.
«За что посадили твою подружку Алину?» — спросят ее девочки в гимназии. «Она выследила и поймала самого главного предателя!» — с гордостью ответит Беба. (Д Ч2Гл10)
В фантазиях Алины Беба уже знает подробности поручения, - что избавляет старшую сестру Динки от необходимости терять дружбу и снимает конфликт между лояльностью и привязанностью.
Глубинная мотивация Алины, вместе с тем, тоска по отцу. Её готовность выполнить поручение Кости это практика подражания отцу, желание длить "мы" с ним, делая то же, что и он:
А Алина будет стоять в камере в своем коричневом форменном платьице, заложив назад руки и прислонившись спиной к сырой стене, совсем как княжна Тараканова…
И на допросе она скажет только:
«Я дочь своего отца…»
Громкий стук в дверь нарушает мечты Алины о тюремной решетке. (Д Ч2Гл10)
"Принципиальная" Алина верна своим убеждениям и готова идти за них в тюрьму. Парадоксальным образом, когда её муж проявляет принципиальность и действует исходя из своих убеждений, - отказывая от дома брату, который был судим, - Алина не готова мириться с принципиальностью в другом человеке.
Вот как это показано в книге:
- Мамочка, Алина не писала тебе?
– От Алины было два письма… Жизнь ее налаживается, она ушла от мужа, – с удовлетворением кивнула головой Марина.
Дети удивленно и вопросительно смотрели на мать.
Леня пробормотал:
– Вот так налаживается…
– Как ты сказала, мама? – боясь ошибиться, быстро спросила Динка.
Марина улыбнулась:
– Я повторяю: жизнь Алины налаживается, она ушла от недостойного человека. Она работает, и я думаю, что мы с папой не ошиблись в ней!
– Но как же так… – начала Мышка.
Но Динка в бурной радости обхватила за шею своего Нерона и покатилась с ним на траву.
– Господи! Спасибо тебе за моих собак и за всю мою семью!
– Дина, не дурачься! Это была очень тяжелая ошибка в жизни твоей сестры, ей дорого стоил разрыв с мужем, – строго и печально сказала Марина.
– Она еще любила его? – тихо спросила Мышка.
– Она не уважала его, значит, и не любила. Но Алина ведь очень серьезный человек, ей надо было убедиться самой…
– Убедиться! – с горечью воскликнула Динка. – Да ведь его же сразу было видно!
– Это нам было видно, и то не совсем, – задумчиво сказала Марина. – Есть люди, которые умеют как-то незаметно уклоняться от серьезного разговора и в то же время держаться товарищества… Одним словом, Алина случайно узнала, что младший брат ее мужа – политический – вернулся из ссылки, а Виктор не захотел принять его… И Алина ушла. (ДПсД Гл47)