Anna Simonova (Anna Simonova) wrote in rabota_psy,
Anna Simonova
Anna Simonova
rabota_psy

Categories:

Драма гипертимного ребенка 32/36

Драма гипертимного ребёнка. Психологический разбор повести В.А. Осеевой "Динка"
© Бермант-Полякова О.В., 2015

***

Все люди умеют скрывать/показывать. В начале двадцатого века национальная игра в скрывать от чужих/показывать своим была на тему участия в революционном движении. В советское довоенное время скрывали от чужих /показывали своим социальное происхождение, в советское послевоенное время скрывали/показывали нетрудовые доходы, в советское застойное время скрывали/показывали диссидентские настроения и самиздат. В конце двадцатого века скрывали/показывали участие в приватизации, в начале двадцать первого века скрывали/показывали капиталы, выведенные в оффшор, в новейшее время скрывают/показывают нелояльность Российской Федерации. Темой ближайшего будущего будет, скорее всего, национальный дух и технологическая планетарная общность. Что из двух будут скрывать, а что показывать, - поживём, увидим.

Вышеназванное описывает умонастроения эпохи, зафиксированные пишущими людьми. Те, кто не пишут, передают другим поколениям практики, а не тексты. Повесть В.А. Осеевой интересна тем, что зафиксировала практику начала двадцатого века: избегать размышлений о конфликте привязанностей, конфликте привязанности и лояльности, конфликте лояльностей. Рассказывает о ней линия Алины, старшей сестры Динки. Чтобы разбирать этот материал, необходимо прежде дать несколько определений.

Чувство "мы" в социальной психологии называется аффилиацией (от англ. affiliation присоединять, присоединяться). Это эмоциональная связь человека с другими людьми, тяга, потребность, стремление находиться в обществе людей, нужда индивида в создании тесных, доверительных, тёплых, эмоционально окрашенных взаимоотношений. Данное переживание оформлено как знание о других людях, "свои" они или "чужие". С чужими нет никакой эмоциональной связи, тепла и доверительности, как на уровне малой группы – семьи, так и на уровне большой группы – общества.

Интериоризацией (англ. introjection) называется неосознаваемый процесс перехода практики в идею, то есть действий в представления о них, и формирование внутренних структур речи и мышления посредством освоения социальной практики и перевода её во внутренний план психики. Осознаваемый процесс называется самообразованием или формирующим обучением.

В опыте каждого человека есть практика общения первых лет жизни, когда о нём заботился значимый взрослый. Уходя на внутренний план в процессе интериоризации, она становится представлением, что существует Другой-для-меня. Позднее возникают представления Я-для-Другого, Я-для-Себя и Другой-для-Себя. Разные варианты проживания аффилиации во внутреннем плане в психологии принято обобщать словом "интроекты".

Привязанность (англ. attachment) это эмоциональная связь Я и Другого в ситуациях заботы и разлуки, а также способ реализации этой связи на практике.

Лояльность (англ. loyalty) это приверженность идее, ценностям, мировоззрению, а также поступок как результирующая размышлений и совершённого выбора в противоборстве двух идей, ценностных ориентаций, мировоззрений.

Конфликт привязанностей (англ. conflicting affiliations) это невозможность сделать выбор, с кем быть "мы", когда доверительные, тёплые, любовные чувства связывают человека с двумя членами семьи, находящимися между собой во вражде.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments