© Бермант-Полякова О.В., 2015
Подытожить рассказ о том, как может выглядеть "ноль" той или иной натуры (циклоидной, эпилептоидной, истероидной, паранояльной) можно так:
"ноль эмотивности" в натуре это эмоциональная тупость человека,
"ноль эпилептоидности" в натуре это или неуклюжесть, моторная неловкость, или органическое неприятие иерархичности в отношениях.
"Ноль истероидности" встречается очень редко, поскольку истероидная натура укоренена в инстинкте самосохранения. Такие люди органически неспособны раздваиваться на сцену и закулисье, быть театром в себе и скрывать/показывать одновременно. Поскольку они сами этого не знают и не умеют, то и не предполагают в окружающих такого умения. Наивность и бесхитростность людей с "нулевой истероидностью", их сердечность и крайняя доверчивость служат лакмусовой бумагой, проверяющей суть каждого. Психологически здоровые люди стараются заботиться о них, психологически уязвимые – злоупотребляют их доверием. Роман Ф.М. Достоевского "Идиот" описывает человека с "нулевой истероидностью", 26-летнего князя Льва Николаевича Мышкина. Без попечения близких об их благополучии люди с "нулевой истероидностью" становятся лёгкой добычей посягателей на их деньги, имущество и здоровье.
В русской классической литературе персонаж с "нулевой паранояльностью" это 32-летний Илья Ильич Обломов, герой одноимённого романа И.А. Гончарова. В натуре такого человека недеяние это удовольствие, он согласен всю жизнь плыть по течению, его не манит неизведанное, не радуют замыслы, не окрыляет загад на будущее, будь то ближайший день, выходные, сезон, год, пятилетка или десятилетие. "Ноль паранояльности" это то, чего нет в художественном мире Валентины Осеевой. В повести "Динка" все герои целеустремлённые, все мечтают о будущем и строят планы разных временных масштабов, и все активно действуют.