A. M. (a_malinine) wrote in rabota_psy,
A. M.
a_malinine
rabota_psy

Categories:

Когда важнее не сыр, а чувство правоты


Что после длительного проживания в США увидел в России психотерапевт и поэт Виктор Каган

Новая Газета

 
PhotoXPress

Когда большая часть жизни прожита в России и только лишь одно, последнее, десятилетие — за рубежом (Даллас, США), особо становятся заметны любые перемены на родине. Виктор Ефимович Каган уехал в 1999 году, а до этого успел сделать многое. Первые в СССР книги о детском аутизме для врачей и родителей были основаны на его кандидатской диссертации. В первой и единственной на всю страну специальной службе детских неврозов в Петербурге он не просто работал более десяти лет (с 1973 по 1985 годы), а вместе с коллегами создавал, по сути, основы отечественной детской психотерапии.

О Викторе Ефимовиче — враче и поэте говорят как о человеке штучном. Его книгами зачитываются и специалисты, и люди, далекие от этой профессии. Он — лицензированный клинический психолог, в США занимается психотерапией, в том числе и дистанционной, а его интернетовские посты обрастают откликами из разных уголков мира. Он приехал в Москву на пару дней — на презентацию своего нового поэтического сборника. Но мои вопросы к нему были большей частью прозаические.

— Московские психологи все больше говорят о насилии, о том, что оно становится нормой жизни, ощутили ли вы это, Виктор Ефимович?

— Я увидел и буквально ощутил в глазах практически каждого встречного тревогу… У тревоги два выхода: найти источник или перевести ее в страх — cо страхом уже не так страшно; когда знаешь, чего боишься — чужой религии, группы лиц, жабы, — ты уже знаешь, с кем бороться… и к кому притулиться, чтобы бороться вместе. Люди борются с пустотой, запас тревоги от этого на самом деле не становится меньше, и им не становится легче, но насилия становится больше. В 70-х годах Владимир Лефевр в США провел эксперимент, в котором испытуемыми были коренные американцы и наши эмигранты, — это была в то время политическая эмиграция, не самые советские люди. И все-таки результат: у американцев — четкие границы добра и зла при высокой готовности к компромиссам, у наших — размытость границ при бескомпромиссности. Вы представляете, к чему может привести бескомпромиссная борьба не отличимых друг от друга добра и зла? Хотя зачем представлять — сегодня потребность в образе врага плодотворно растет снизу, есть этот запрос.

— Вы хотите сказать, что уровень тревоги людей не зависит напрямую от принадлежности к стране побеждающей или терпящей какие-то поражения? Что не в этом дело? Что дает тревогу и агрессию?

— Давайте смотреть на то, что есть. Многие десятилетия тяжеленной алкоголизации. Масса людей с так называемым вьетнамским синдромом — следствие афганской и чеченской войн. В 90-х годах в Ростове собирались строить реабилитационный центр, в котором вроде бы как все предусматривалось: психиатрическое наблюдение, физиотерапия… Я говорил о том, что не с того конца надо начинать — надо прежде всего готовить семьи к возвращению с войны их родственников. Готовить социальных работников, психологов, которые помогут устроиться на работу, адaптироваться. И только если все это не срабатывает, возникают психиатрические проблемы — тогда к психиатру. Одна мать рассказывала мне, что сын, вернувшись с войны, два месяца лежал лицом в стенку, а она все приставала: «Поговори со мной. Ну поговори». И однажды он заговорил, да так, что она взвыла: «Как ты мог это делать!» И он снова замолчал, уткнулся лицом в стену. Она не была готова, сама получила травму и его заново травмировала…

И мы с известным в ту пору политиком Мариной Салье придумали программу, которую назвали «Oчищение воина». Так называется обряд американских индейцев: когда мужчина приходит с войны, племя встречает воина и три дня празднует его возвращение. Никто не оценивает: справедливая это была война или нет, трусом он там был или героем — радуются возвращению. Это же психологически не только празднование — они через три дня получали из воина сеятеля, охотника…

— Психологическое разоружение?

— Психологическое разоружение, да. Очищение воина у нас происходило на групповых тренингах. В группах были матери погибших в Чечне солдат и чеченские женщины, потерявшие мужей и детей, были демобилизованные ребята и полковник из дивизии особого назначения c лейтенантами-замполитами, которых по приказу Mинистерства обороны сделали в одночасье психологами… Напряжение запредельное, страшные рассказы — люди были открыты. Три таких группы мы провели… Но этого мало, по стране гуляет огромное количество людей с непроработанными постстрессовыми расстройствами — это гигантский источник тревог… Порочный круг чувства вины и героизации насилия — смесь, равная по своей убойной силе противопехотным минам.

— Если допустить теоретически, что Россия по всем мыслимым и немыслимым параметрам вдруг оказывается впереди планеты всей — все Hобелевские премии наши, мы первые в футболе и в экономике, призыв «Россия, вперед!» — уже не просто лозунг, а реальность, — тревожности и насилия в стране станет меньше?

— Если мы возьмем бочку меда и бросим туда ложку дегтя под названием «тревога» — у нас будет бочка дегтя. Старые врачи говорили, что от здоровья до кризиса болезни и назад от кризиса болезни до полного здоровья проходит одинаковое время. Если считать кризисом болезни пик перестройки — 1989 год, то надо отсчитывать, когда болезнь началась — в 1917 году? Или в 1913-м? Или 400 лет назад? Нужно время, чтобы переболеть и по-настоящему встать на ноги общественному организму. Противопехотные мины, оставшиеся после войны, еще очень долго будут взрываться…

— Вы говорите о количестве людей с непроработанными постстрессовыми расстройствами и имеете в виду только людей, вернувшихся с войны… Мне представляется, что этот круг шире: родственники пострадавших в Беслане, в «Норд-Осте», родители детей, которых не смогли вылечить от излечимых диагнозов, люди, пострадавшие в авариях, от милицейского произвола, от дедовщины в армии, — перечислять можно сколько угодно… Но в большинстве своем у россиян до сих пор существует достаточно устойчивое предубеждение к помощи профессиональных психологов. Потому что не обо всем человек готов говорить…

— Конечно, все люди с непроработанными постстрессовыми расстройствами нуждаются в реабилитации. Мне хорошо знакомо мнение о том, что некоторые вещи лучше придавить бетонной плитой в себе, не надо их раскапывать… Но я вижу, как они из-под плиты прорастают — это вроде мин, о которых мы с вами уже говорили. Здесь очень важно, какую роль себе отводит психотерапевт. Когда не было места, где репетировать, трубачи играли в углу. Так вот, я угол, только не каменный, я должен меняться вместе с пациентом. Если за время консультации я говорил больше 10 минут — я работал не очень хорошо. Я должен слушать, помогая говорить,  — остальное пациент делает сам. Человек думает примерно со скоростью 3 тысячи слов в минуту. А говорит со скоростью — 200—300 слов. Когда вы едете со скоростью 150 км в час — вы не видите деревьев. А при скорости 30 км в час — видите.

Человек получает возможность слышать самого себя. Не нужно проламываться к его больному месту, нужно дать возможность человеку самому к этому прийти. Я как-то наблюдал за работой одной женщины-психотерапевта. К ней приходит ребенок, она его притягивает к себе и спрашивает: «Ну что ты, Вася, вчера опять дрался?» Он отвечает отрицательно, она его отодвигает от себя и говорит, что он — молодец, драться не надо. Она ему дарит объятия, говоря о драке, и отталкивает от себя, когда говорит, что он хороший! Это — психотерапия наоборот. Только 8 процентов коммуникации делают слова. 35 — интонация. А все остальное — язык тела. Поэтому, конечно же, от личности психотерапевта зависит очень многое…

— Есть очень жесткое лечение работой: перед человеком, которого постигло горе, ставят еще больший круг рабочих задач, чем прежде, никакого снисхождения, наоборот — требования завышенные, справляйся. Это правильно?

— Не видя людей, я не могу подобрать регистр: кому-то действительно надо срочно погрузиться в работу, а кому-то и трех месяцев недостаточно для того, чтобы вернуться к прежнему ритму жизни. У человека должно быть право решать это самому. У меня умер отец, через 4 месяца — брат, а через пару лет — мать. Вот я бы не хотел, чтобы меня кто-то отвлекал при помощи труда. Я буду защищать свое горе. Для меня горе — это любовь, которая продолжается в ситуации, когда человека нет. И у меня вопрос: «А кто такие эти люди, которые могут у меня это отнимать?»

— А как строить отношения с властью, которая вовсе не психотерапевт, а как раз та субстанция, которая может отнять и любовь, и горе?

— Важно понять, что власть нигде и никогда не будет совершенно гуманной. Разница в том, как с этим живут в разных странах. К примеру, американец — индивидуалист. Он рассчитывает на себя и прежде всего в любой ситуации думает: что делать, чтобы, прежде всего, жить нормально. Он нацелен на результат. Для японца (в обобщенном варианте) главное — процесс. А для бывшего советского человека, к сожалению, до сих пор очень типично: отбыть процесс достижения результата. Как говорил на психотренингах один мой коллега: «Ваша жизнь не работает!»

Я расскажу вам о таком эксперименте: построили лабиринт, положили в коридор № 4 кусок сыра и запустили крысу. Она в 5-й ткнулась — ничего, в 7-й — пусто, потом в 4-й — сыр! Две-три пробежки, и она научается бегать целенаправленно в 4-й коридор. А сыр тем временем взяли и переложили в коридор № 1. Крыса в 4-й — нет. Она опять побегает и туда же — нет. Пробегает все и находит сыр в коридоре № 1.

К сожалению, в России до сих пор слишком высок процент людей, которые годами будут бегать в 4-й коридор, потому что для них важен не сыр, а чувство правоты.

— В России так происходит потому, что даже в молодых людях до сих пор сидит советский человек?

— Я полагаю, проблема глубже. Недавно мой коллега, профессор, доктор психологии Дмитрий Леонтьев подсказал то, на что я прежде не обращал внимания. Практически ни на один язык мира невозможно перевести фразу «Мне хочется». Будет: «Я хочу» или «Я бы хотел». Правда, потом нашелся еще один язык — из группы балканских, я не запомнил какой. Но в принципе это — непереводимо, потому, что «мне хочется» — это что-то хочет само себя мной…

— Из этого вытекает неприсутствие человека в собственной жизни?

— Вытекает поведение человеческое. Я вижу это в психотерапии: когда удается переключить регистр — найти «я», — люди начинают думать иначе, брать на себя ответственность. Это интересные вещи: человек начинает себя вести так, как говорит, как думает, это проявляется везде — в его отношении к жизни, к власти, в манере продумывания своего поведения в любой ситуации. Все в конце концов будет приходить не от государства, а от отдельных людей, которые возьмут на себя ответственность за свою жизнь…

— Представьте себе людей, у которых нет интернета, нет денег на газеты, есть только телевизор, который ловит всего-навсего два канала, — таких мест, поверьте, пока еще немало в стране. По одному каналу разговаривает с этими людьми реанимированный Кашпировский, по другому — чудодейственный Малахов. Если так все время жить, можно постепенно нечувствительно для самого себя и поверить в бред, а вы говорите про людей, которые будут ответственны за свою жизнь…

— Да, возможно, эти люди поверят. С другой стороны, я же не знаю, во что они верят сейчас и чем одна вера лучше другой. Мы как будто бы ищем одной умной ТВ-политики — это неверно. Для меня решение проблемы лежит не в том, чтобы изменить программу телевидения, а в том, чтобы в этих селах и поселках исчез информационный голод, чтобы люди могли выбирать. Сузить выбор под девизом заботы о людях — это не выход. Распутин появился не тогда, когда он сам появился, а тогда, когда в нем была потребность. Малахов и Кашпировский — это потребность, симптом напряжения, психологической и социальной тревожности. Люди живут с ощущением, что все сыплется, когда сыплется — нужны транквилизаторы, и телевидение это чувствует — ходит с валерьянкой.

— Неужели такая валерьянка поможет кому-нибудь?

— По-настоящему — никому. Как пластиковая булка никого не накормит. Это не будет, как говорят медики, патогенетическим лечением. Будет паллиативным — на сейчас, на сегодня, на час, на минуту. Для противопоставления расскажу о том, что потрясло меня в Далласе, когда я приехал туда в первый раз. Там есть небольшой сквер выживших онкобольных, его разбили родители больной девочки. Сквер выходит на улицу, и туда ведет скульптурная группа — понурая семья, растерянная, а на выходе та же семья выбегает, счастливая, взявшись за руки. По всему скверу столбики с табличками: тебе поставили диагноз «рак» — что делать. Каждая дощечка — ответ на вопрос, пошаговые инструкции. Также сказано, что, если ты прожил больше пяти лет с диагнозом «рак» — ты можешь вступить в это общество. А если ты болен — позвони и с тобой поговорит выживший, имевший ту же форму рака, что теперь у тебя. Но сердцевина этого сквера — огромный, переливающийся, крутящийся шар из гранита весом около двух с половиной тонн. На табличке написано: этот шар символизирует твой рак, подойди к нему, положи на него ладонь и раскрути так, как тебе хочется, — ты это можешь. И этот шар — тебе подвластен!

Это — совершенно потрясающая психотерапевтическая процедура, в которой слово «рак» можно заменить словом «диабет» и еще чем-то. Я видел, как это работает, потому, что потом возил туда группы. У людей уменьшались боли, они начинали лучше спать. Это — культура психологии, вынесенная прямо к тебе — она работает.

Галина Мурсалиева
 

28.10.2009

Tags: мнение коллеги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments