Anna Simonova (Anna Simonova) wrote in rabota_psy,
Anna Simonova
Anna Simonova
rabota_psy

Драма гипертимного ребенка 20/36

Драма гипертимного ребёнка. Психологический разбор повести В.А. Осеевой "Динка"
© Бермант-Полякова О.В., 2015

9.3. Привязанности в мире Динки

Динка охотно и с чувством поёт, и под шарманку, и дома на крыльце, музыкальный интеллект пишем "высокий".

Организовывать других людей и проявлять чудеса дипломатии у неё не получается, соотносить между собой много элементов она не может в силу дефицита внимания, но комбинация в своих интересах, где один-два участника, как мы только что прочли выше, Динке вполне по силам. Межличностный интеллект пишем "высокий".

Внутриличностный интеллект у неё работает, она понимает сама себя с детсих лет:
Слезы Динки сразу высыхают, глаза загораются злыми огоньками.
— Ты совсем не то поешь! Просто как дурак какой-нибудь! — сердито кричит она.
— Ну вот! Теперь злишься, а сама ведь сказала: «Я буду реветь, а ты пой!» — хохочет Ленька.
— «Сказала, сказала»! Зачем мне про попа какого-то. Надо вот какую песню…
Она вытирает ладонью глаза и, глубоко вздыхая, старается войти в настроение другой песни.
— Сейчас… только отозлюсь, — тихо говорит она, видя, что Ленька ждет.
— Ну ладно, отозлись… А то подожди, поедим каши… — мирно соглашается Ленька, пробуя разваренную бурую жидкость. (Д Ч2Гл68)

Учитывая, что ей в этом эпизоде восемь лет, пишем "высокий".

Ни телесно-кинестетический, ни натуралистический, ни музыкальный интеллект, ни межличностный или внутриличностный академическая система образования не востребует. Динка мало того что "бесталанная" с точки зрения чистописания и арифметики ученица. У неё дефицит внимания и она двигательно расторможена. Ей нужно двигаться, - бегать, прыгать, идти куда глаза глядят, - здесь и сейчас, чтобы постоянно подзаряжать свою оперативную память, чтобы "держала" в фокусе внутренний план.

Если этого не делать, она будет смотреть на мир как через узенькую щёлку забора, и на поле сознания эмоции будут бессвязно сменять друг друга, а мысли устроят чехарду. Окружающие ожидают, что она держит в памяти слова и настроение другого, подумала о его мотивах, о ситуации здесь и сейчас, о своих желаниях, выбрала подходящий способ реагировать, проверила, уместен он в данной ситуации с данным человеком или нет, и отреагировала, - а Динке из этого списка доступны одновременно только два дела в лучшем случае, и при этом ей нельзя остаться без подзарядки, - то есть надо двигаться физически, а не сидеть.

Когда объём слухоречевой оперативной памяти у человека с дефицитом внимания меньше, чем у сверстников, в любой ситуации информационных перегрузок другие люди как бы журчат им, как ручей, - бессмысленно и неустанно. А на самого ребёнка ругаются "неслух", потому что он не понимает того, что прекрасно слышит. Фокус в том, что и собственные мысли обдумывать словами при нехватке оперативной памяти тоже трудно, - в уме задерживается лишь часть мысли или только связка между мыслями, а сами мысли человек уже не помнит. За это на самого ребёнка ругаются "бестолочь". Динка для Кати и старших сестёр три в одном: непоседа, неслух и бестолочь, одним словом, сестра-монстр. Её драма в том, что ни характер, ни дефицит внимания она себе сознательно не выбирала.

Она отзывается "невпопад" и выглядит глупой в глазах взрослых, она суматошная, она невнимательна к другим, она вечно занята своими делами и никогда не помогает, когда её помощи ждут близкие. Она "трудный ребёнок", - и именно трудным детям посвятит Осеева свою сознательную жизнь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments