Anna Simonova (Anna Simonova) wrote in rabota_psy,
Anna Simonova
Anna Simonova
rabota_psy

Драма гипертимного ребенка 6/36

Драма гипертимного ребёнка. Психологический разбор повести В.А. Осеевой "Динка"
© Бермант-Полякова О.В., 2015

О натурах и как их определять, подробно рассказано в конспекте по радикалам характера, который есть здесь http://moemesto.ru/rorschach_club/file/14250701/Методика 7 радикалов К печати 34 страницы.doc

Динка тоже истероидно-эпилептоидно-гипертимная по натуре. В наши дни психологи назвали бы её ребёнком-россыпью, потому что "рассыпания" Динки трудны для всей семьи, а детские психиатры говорили бы про СДВГ, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ситуацию усугубляет эмпатический провал в отношениях Динки с её тёткой.

О концепции Хайнца Кохута про эмпатический провал empathic failure понятными словами на примерах из семейной жизни я писала в 2010 году здесь http://m-d-n.livejournal.com/150887.html.

Ребёнок-россыпь это авторский перевод книги американского психолога Грина Р.В. Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей, отрывки из которого есть онлайн здесь http://olga.co.il/knigi/rebjonok-rossyp.html

Её родители оба эмотивно-паранояльны по натуре и не понимают девочку, - об этом, собственно, и книга, - а Лина и Лёнька понимают. Русский паранояльно-циклоидный характер мы обсуждали, когда разбирали Записки княгини Дашковой здесь http://rorschach-club.livejournal.com/159452.html, родители Динки оба такие же, как княгиня Екатерина Дашкова, только idee fix у них революционная.

Буйная натура Динки с самого рождения девочки перегружает окружающих, которые не могут найти подходящего поля деятельности для приложения её талантов. Любой нереализованный талант разрывает изнутри, несчастна и Динка в семье, не нашедшей практики, которая оформит её душевные силы в социально приемлемые действия.

Психодинамика действия в "Динке" такая же, как в классическом романе взросления: книга начинается с описания "большого бабаха отношений" между героиней и Лёнькой, пробуждающем в Динке совесть. Дальше происходит становление эмоциональной саморегуляции и овладение эпилептоидным кругом аффектов (с выплесками злобы) и истероидным кругом аффектов (сокращает практику скрывать/показывать и честно рассказывает маме о своих делах), а к десяти годам формируется волевая саморегуляция. Её гипертимность (жажда новых впечатлений, аффект циклоидного круга) становится другого свойства: тяга бродить по свету из ежедневной неконтролируемой превращается в сдерживаемую неделями – запойную. Родители сублимируют свою истероидность, играя в скрывать/показывать с окружающими и жандармами и злятся на Динку за то, что она не так эмотивна, как они. Но обо всём по порядку.
Tags: родителям, семейное чтение, спецпроект rabota-psy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments