m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Про контейнирование

Душевную организацию людей можно сравнить с тканью, только у одних эта ткань - марля, а у других - холст. Удар по холсту пружинит, удар по марле оставляет в ней прорехи. «Бьют» сильные эмоциональные переживания, - как отрицательные, так и положительные. В современной психологии даже направление такое есть - изучение резильентности = способности отпружинивать стресс, быть холстом. Пример про это в работа-пси был здесь
http://rabota-psy.livejournal.com/538653.html

Когда говорят про контейнирование, путают такую эластичность-резильентность и способность осознавать действие проективной идентификации. На мой взгляд, происходит это от того, что англоязычные слова-кальки в одно ухо влетают, в другое вылетают, не задерживаются. Поэтому и осмыслять трудно.

Как "контейнируют" бессознательное других людей, или, как говорят в психологии, "отщеплённые аспекты эмоционального мира"? Откуда вообще взялась идея про то, что другой человек может что-то моё "вместить в себя"? Почему его-человека это разрушает изнутри, а вас-другого, который это "уловил" и "сконтейнировал" в себе, совсем не разрушает?

Мне уже приходилось писать о том, что "контейнировать" это не про "отпружинивать" гнев другого и не "хранить" гнев другого вместо него. Это "перерабатывать" гнев другого для него и возвращать его ему переработанным. По-русски - осмыслять вместо кого-то и обсуждать это с ним.

В общении партнёры часто (на уровне бессознательной коммуникации) отказываются "перерабатывать" для нас то, что мы им "подкинули". Обманывают наши бессознательные ожидания (думать, воспринимать и переживать можно не только на сознательном, но и на бессознательном уровне, и ожидания тоже могут быть сознаваемыми и бессознательными. Пример бессознательной жизни - мысли героев в сновидящем Я, то, что видит, слышит, чувствует или переживает сновидящее Я и то, какие ожидания есть у сновидца).


Уилфред Бион, которому принадлежит приоритет в исследовании данной темы, говорил о том, что все необработанные переживания изменяются, когда осмысляются, подобно тому как "перерабатывается" проглоченная пища в организме.

Многим людям трудно наладить искренние и лёгкие отношения со своими близкими, потому что они не справляются с перегрузом эмоций и бессознательно взваливают на близких свою ношу, а те от неё отбрыкиваются. Гнев, зависть, чувство униженности, страх нищеты, отринутую боль - да мало ли чего приходится "улавливать".

Когда ваши дети были маленькими, вы "улавливали" их желания: устал, перегулял, нет сил терпеть, хочу кушать... Улавливали бессловесно, на уровне дословесного понимания.

Вы осмысляли это вместо них и возвращали из своего внутреннего мира (где осмыслили) во внешний мир, в реальность отношений (делали что-то, о чём сам бессловесный ребёнок словами не просил). Это невозможно отключить. Это всегда будет с нами.

В сондиане это е+, желание заботиться и p+, умение видеть неочевидное.

Про резильентность.
Одна из новейших тем в психологии травмы - поиски секрета "резильентности", сейчас моден этот термин (калька с английского resilience — упругость, эластичность). Понятие пришло в англоязычную психологию из физики, где оно означает способность твердых тел восстанавливать свою форму после механического давления. В психологии оно обозначает способность сохранять в неблагоприятных ситуациях стабильный уровень психологического и физического функционирования, выходить из таких ситуаций без стойких нарушений, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям.

Чаще всего слово резильентность можно встретить в статьях клинических психологов и военных психологов, обсуждающих тему посттравматического синдрома, почему в одних и тех же ситуациях у одних людей возникает ПТСР, а у других нет.

Почему советские люди военного поколения, про которых Л. Гинзбург пишет Иначе, например, люди нашего поколения были бы давно непригодны для дальнейшей жизни. пережили ужасы войны и радовались мирной жизни? Им формировали резильентность.

Л. Гинзбург наблюдает действие резильентности (упругости, способности психики "отпрыгивать" эмоционально интенсивный опыт) на себе. Она, со свойственным писателям чувством слова, в записках 1941 года сравнивает блокадный опыт с "резиновой тканью жизни", не ведая о предстоящих академических штудиях 2014-го о подобной эластичности и о психотерапевтических размышлениях 1990-х о проработке нарратива и забвении.

Цикл постов по Л. Гинзбург здесь http://rabota-psy.livejournal.com/487333.html

Для желающих поупражняться в академическом английском, лекция Lori Haase, Ph.D. 2014 года на эту тему - на видео ниже.
Докладчик - Assistant Professor, Department of Psychiatry, UC San Diego School of Medicine, The Neurology Center of Southern California, School of Medicine at the University of California San Diego. Работала с военными.

Рекомендует как учёный развивать mindfulness, то есть осознанность и само-рефлексию, чтобы повысить устойчивость к переживаниям. Равняться на пережившего блокаду советского Эн :) образца 1941 года.

https://youtu.be/qgYSqeW3FbQ


Про проективную идентификацию.
http://rabota-psy.livejournal.com/553267.html
Tags: наставничество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments