m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Как перестать делить себя на части

Работа с травмой это, в моём понимании, исцеление. И именно целостность и цельность - результат, к которому идёт терапия. В сети популярен сюжет о работе с "частями личности". Это теоретическая концепция, в реальной жизни тело человека никто на куски не пилит и фрагменты тела с мозгом не разговаривают.

Вот как выглядит ход мыслей, когда к абстракции пытаются пристегнуть чувства (мои примечания даны в скобках):

Оригинал взят у transurfer в Первый шаг в работе с ранеными частями личности
Еще по теме раненых осколков личности.

(сначала личность определили, потом разбили, потом поделили осколки на раненые и здоровые)

Практически каждый травматик рано или поздно обнаруживает внутри себя маленького, одинокого ребенка, который горько плачет и просится к маме.

(речь о группе желаний, которые есть внутри любого человека, не только "травматика")

Радости от такой находки мало, потому что маму взять негде.

(помним, что семья это не весь мир, есть и среда, и система, и социальная стихия. И желание принимать заботу другого человека можно удовлетворить не только в семье)

Горе ребенка вызывает чувство бессилия, отчаяния, беспомощности и желание закопать этого ребенка обратно, потому что ему ничем не помочь, а слышать его плач невыносимо.

(горе это то, что объединяет людей, писала уже, что невозможно прожить жизнь без утрат, и разделить чувство горя может каждый человек. Травма это трагический опыт. Нельзя прожить жизнь без утрат, но можно без трагедий)
[Spoiler (click to open)]

Моя тер много-много-много раз повторяла, что нашим раненым внутренним детям не нужно, чтобы мы подрывались решать их проблемы, находить им маму и делать их счастливыми.

(разумеется, путаница внешнего реалистичного плана и внутреннего фантазийного - это другой уровень нарушений, искажения в способности адекватно оценивать реальность)

Им важно совсем другое - наша способность оставаться в контакте с ними и не разрушаться от их горя.

(напомню, речь о представлении о себе-ребёнке в идейном плане, в контакте с которым может быть или наблюдающее Я, или собственная эмпатия. Механизм либо отключает эмоциональность, либо включает её, но этот момент не поясняется автором текста)

Тоже самое, что нужно и любому человеку в состоянии горя и боли - чтобы его выслушали, не пытаясь его срочно чинить и делать счастливым, чтобы признали его опыт и не отвергали его, не сбегали и не разрушались от его горя.

(специфика горя - признали утрату. О чём горюет внутренний ребёнок, о какой утрате чего именно, в тексте не поясняется)

Нет, это не просто. Это один из тех навыков, которым нас в ходе жизни не обучают. Несчастных принято пытаться взбадривать, трясти, отвлекать их от горя на мороженки, шоппинги, шейпинги и походы в салоны красоты.

(речь об отношениях в реальном мире, которые у некоторых становятся интроектом "взбадривателя" и ресурсом в ситуации, когда нужно себя мотивировать)

Несчастных так же принято лупить, чтобы немедленно заткнулись и собрались, тряпки.

(речь об отношениях в реальном мире, с абъюзером)

Если ни то, ни другое не работает, от несчастных принято уходить, не оборачиваясь.

(есть ещё варианты: сработают психологические защиты, поворот агрессии против себя и депрессия после, дереализация и многое другое)

Кто пытался проделывать это в отношении своих раненых частей, быстро понимает, что ничего из этого не работает.

(возможно, здоровые части поладят с "ранеными" лучше, чем наблюдающее Я?)

Посттравматический синдром происходит не потому, что травма случилась. Травма - это дело проживаемое, и часто без последствий, ПТСР же происходит, когда пережившему травму не была оказана психологическая поддержка и помощь в том, чтобы найти случившемуся место в картине мира так, чтобы оно не сформировало токсичных представлений о себе, отношениях, люди и мире.

(без комментариев)

Именно поэтому в работе с ранеными внутренними частями первый шаг - это дать им этот самый неслучившийся опыт принятия, поддержки вместе с их опытом и переживаниями.

(да и здоровым частям личности можно поддержку дать, отчего же их поддержки лишать?)

И очень важно, чтобы это происходило в сопровождении грамотного терапевта, который может контейнировать клиента в то время, как он контейнирует свои раненые части.

(дать определение контейнирования не помешало бы)

В этом плане все примерно также, как и в работе с обычным родителем и его ребенком - терапевт становится опорой родителю, чтобы тот, в свою очередь, имел достаточно ресурса, чтобы быть опорой своему ребенку.

(завершается аналогией со здоровыми отношениями в реальном мире, хотя обещали дать рецепт для внутреннего мира и "раненых" частей этой концепции).



Про контейнирование
http://rabota-psy.livejournal.com/552836.html

Ликбез по проективной идентификации
http://rabota-psy.livejournal.com/553267.html
Tags: наставничество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments