m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

К размышлениям о судьбоанализе

Три дилеммы сегодняшнего дня

Предисловие

Из беседы в комментариях здесь в сообществе:

Собеседник: "Когда терапевт Влияет на клиента, Изменяет клиента и Воздействует на него - это очень близко к области психологического насилия. Вопрос не в словах, а в мотивах и методах. Я хочу на тебя влиять - это мой мотив. Ты хочешь изменений и тебе нужна моя помощь - твой мотив. А моим будут деньги, которые ты мне платишь. И других мотивов у меня не будет. У меня не будет комплекса Бога, и удовольствия от сознательного именения других людей какими угодно методами."

О.В.: "Добрый вечер! Как деньги могут быть мотивом, можете пояснить? Деньги это средство решения задач, как оргтехника в офисе. Не будете же вы утверждать, что психолог работает именно психологом ради того, чтобы у него имелась в наличии оргтехника?"

Собеседник: "Добрый.
Вы ниже ответили на свой вопрос, поэтому я не знаю осталось ли мне место для ответа. Профессиональный труд должен быть оплачен на мой взгляд. Если один человек оказывает другому платные услуги, то получение оплаты за эти услуги на мой взгляд это мотив. Хочет человек получить плату за услуги, или деньги ему навязывают?
При этом я не упрощаю психолога до инфузории туфельки и отлично понимаю, что есть эмпатия, и другие чувства.
Я написал о том, что мотив - я хочу на Вас влиять, Вас изменять итд - на мой взгляд это из области комплекса Бога."

О.В.: "Есть разница между разряжать влечение (я хочу на вас влиять - это разряжать. Любое публичное выступление, в том числе и публикация статей в Живом Журнале, это позиция, которая подразумевает читателя и отклик читателя на прочитанное, то есть реакция под воздействием влияния, поэтому все пишущие в ЖЖ, пользуясь вашей терминологией, "из области комплекса Бога") и сублимировать влечение.
Сублимация по механизму отрицание+смещение, и в работе психолога сублимируют все восемь влечений,
гомосексуальное, любовь к себе подобным,с разной степенью разрешения трогать тело клиента, в телесно-ориентированной или танцевальной это позволено, в психоаналитической удовольствие извлекают, идентифицируясь с рассказом клиента о телесных переживаниях,
садистское, ведь психолог та сторона, которая определяет, где будут проходить занятия с клиентом, клиент подчиняется и едет в офис,
эпилептоидное, как авелево, спасительство в его светлом, священническом и гуманистическом воплощении, так и каиново, как отрицание зависти и враждебности по отношению к людям. Работа в МЧС в качестве спасателя, как пример, позволяет видеть, что другие искалечены и им плохо, и бессознательно утвержать собственное превосходство сильного и здорового и переживать зависть социально приемлемым способом,
истероидное, понятно, реализуют в выступлениях перед семьёй или клиентом или студенческой аудиторией,
кататоническое, с его стремлением следовать инструкциям и схемам, психолог реализует, подчиняясь сеттингу и правилам проведения встреч (требовать от клиента, чтобы он соблюдал правила сеттинга, это садистская сторона),
параноидное, там где интуиция, медитация, вдохновение, творчество,мистицизм думаю, не надо объяснять, как можно разрядить в пси-профессии,
депрессивное, идентификация с утратой и разлукой, это вообще профпригодность для психотерапевта, основа эмпатии, как вы правильно сказали,
маниакальное, то есть красноречие и желание общаться, неотъемлемая часть работы, психолог не с бумагами дело имеет, а со стихией непосредственного общения.

Ни одно из этих влечений не оплачивается клиентом.
Профессия как труд - это часть сохранения душевного здоровья человека. И сообщество, где мы с вами беседуем, в профайле своём просит участников определить себя как психолога по профессии, либо студента психологии. Что честно и прямо проводит границу между такими похожими, на первый взгляд, занятиями, как
"грызть интеллектуальную кость" вместе с клиентом, и
откровенно говорить на профессиональные темы с коллегами.

Напиши вы пост в "Сами себе психологи", я бы не стала писать слова, которые для вас "ёрш". Однако вы комментируете в сообществе для профессионалов, созданном для общения профессионалов и на профессиональные темы, и тут никому не надо оправдываваться в том, что у него есть в родовом бессознательном параноидные влечения, сверхценные идеи, желания рассуждать про комплекс Бога или упоение властью, это k+ строго говоря, то же самое Эго-влечение, только кататонический фактор. Садистское влечение это грубая физическая сила, штангу тягать, как пример, и доминирование над другими людьми в роли приказывающего, тюремщика, тренера, педагога, директора школы.

Профессионалы, которые обсуждают здесь судьбоаналитическую динамику, не упадут в обморок от того, что вы признаете в них наличие желания упиваться властью k+, в каждом человеке действуют все восемь влечений, они разряжаются или сублимируются, ДЫШАТ, переходят из плюса в минус в форме реализации, благодаря дружбам, любовям, хобби и профессии.

Психопатологией или мучительным душевным состоянием мы называем ситуацию, когда влечение
АМБИВАЛЕНТНО (и плюс, и минус одинаковой силы) или когда перед нами АМПЛУА (влечение всё время в одном и том же знаке, нет смены формы выражения).

Амбивалентные женятся/выходят замуж за амбивалентных, то есть себе подобных, Амплуа женятся/выходят замуж за Амплуа с противоположным знаком, то есть противоположность по содержанию, подобные по форме.
Расставания предсказуемы, и выбор партнёра тоже предсказуем, ведь родовое бессознательное остаётся одним и тем же.

Именно ПОНИМАНИЕ того, что человек живёт так, как бессознательно в согласии с собой умеет жить, и есть клиническая мудрость. Она даёт психотерапевту нужную в работе интонацию заинтересованного наблюдателя, который созерцает происходящее в жизни клиента, не помышляя вмешиваться в неё.

Именно поэтому ДРУЖИТЬ с клиентами или СПАТЬ с клиентами это означает вмешаться в их жизнь и запрещено этикой.

Именно поэтому начинающим психологам супервизор помогает увидеть, кто их так называемый "судьбоаналитический клиент", то есть тот, с кем неизбежен "большой бабах отношений", если психолог не проработает в себе отрицание того или иного влечения.

И, конечно, чтобы вести диалоги в "Работа психолога", то есть на площадке профессионалов, мало желания. Нужна ответственность за свои слова, - читали Бахтина "К философии поступка"? А ответственность за свои слова, - в том числе и за идею о том, что коллеги одержимы "комплексом Бога", даёт только личное имя и правдивая информация о своём профессиональном уровне. На любой конференции, поднимаясь на кафедру для выступления, представляются коллегам."

Главная часть

Те из сообщников, кто читает платную рассылку "Интерпретация проективных тестов", знакомы с выражением "Битва за сеттинг", так я называю происходящее между двумя людьми, где один устанавливает правила, а другой отказывается навязываемым ему правилам подчиняться.

Битва за сеттинг неизбежна в начале любого дела, вот два примера, один с семинара для психологов по тесту Роршаха, другой из беседы с пациенткой, больной расстройством пищевого поведения:

Пример.
Ведущая семинара: "И УМОЛЯЮ, не присваивайте псевдонимы самостоятельно, иначе я сбиваюсь с учёта, какие протоколы уже выверила и оценила по всем правилам, какие уже оценила, но ещё не распечатала, какие распечатала, но ещё не взяла из них примеры для заданий на семинар, - в работе на сегодняшний день 80 протоколов по двум шкалам, 160 тестов, и пишу я для вас 60 заданий одновременно.

А кто присвоит псевдоним сам, несмотря на мои мольбы, тому проинтерпретирую симбиотический перенос и желание слияния с авторитетной фигурой, и буду права.

Искренне ваша,
Ольга Викторовна"

Участница семинара: "тому проинтерпретирую симбиотический перенос и желание слияния с авторитетной фигурой, и буду права. интерпретациями пугаете, забавно! Хороший такой психоаналитический сеттинг"

Ведущая: "Моя позиция достаточно прозрачна:
есть просьба опубликовать два протокола,
тот, кто проявляет самодеятельность и инициативу, не вполне отдаёт себе отчёт в том, что вмешивается в мою часть работы, нарушая учёт,
я озвучиваю просьбу не присваивать псевдонимы самостоятельно,
тот, кто игнорирует полученную обратную связь

- либо невнимательно читает форумы, (натура)
- либо прочёл и не понимает прочитанного, (процесс восприятия и переработки информации)
- либо всё прочёл и всё понял, однако испытывает потребность публиковать по-своему. Это или проблемы с доминированием-подчинением, или симбиотические тенденции. (характер)

В любом случае, имеет смысл начать с осознания простого факта, что обратная связь была проигнорирована..."

Ещё пример:

О.В.: "Ваш вопрос: "И какова цель консультации диетолога на раннем этапе лечения?" В Израиле диетолог - специальность, лицензируемая Минздравом, и работать с больными людьми может только клинический диетолог, то есть требуется стажировка в медучреждении и продолжение учёбы после степени бакалавра на магистерскую. Этический кодекс у них, как и у психологов, и у социальных работников, и у врачей, диктует определённые правила работы. Психолог не может разбираться в диетологических вопросах на профессиональном уровне. Приступ обжорства продуктами из холодильника на 3000 калорий отличается от приступа обжорства из нескольких пачек муки, перемешанных со сливочным маслом и килограммом сахара-песка, на 8000 калорий. "Наказание" себя за приступ обжорства "разрузочным днём" отличается от "наказания" надрезами ног на внутренней стороне бёдер. Принято просить пациента подписать бланк "разрешения на отмену тайны обращения в отношении ..." далее имя диетолога и психиатра, которые наблюдают пациентку, чтобы избежать ситуации, когда диетолог понятия не имеет о "наказаниях", а психолог ни сном ни духом не ведает о регрессивном материале во время обжорства. Естественно, когда случается такой эпизод, просят психиатра принять пациентку и увеличить назначенную дозу антидепрессантов, к примеру. Без сотрудничества между специалистами-смежниками пациентка ставится в ситуацию, когда она сама себе "case-manager" и не может себе позволить освободить голову от пищевого расстройства, она же обязана помнить все детали, иначе никто вместо неё не сведёт их в целостную картину.

Опыт "бытия опекаемой пациенткой" является на бессознательным уровнем пугающим, потому что подмывает главную психологическую защиту пациентки, патологически ригидное чувство всемогущества. Встреча с собственной беспомощностью в присутствии замещающих родительских фигур (врача, психолога, диетолога), которые берут на себя "родительское представительство" и заботу о здоровье пациентки, становится отправной точкой в изменении взглядов на потребность контролировать других людей и свой вес ежеминутно. К середине терапии ложь-сопротивление лечению сменяется ложью-отстаиванием собственной автономии, и если проведена работа с семьёй, то появляется способность быть правдивой и независимой психологически от родительского неодобрения или одобрения. На этом этапе визиты к диетологу постепенно делают всё более редкими, а к концу терапии и визиты к психологу переходят на раз в две недели и потом раз в месяц.

Собеседница: "//Без сотрудничества между специалистами-смежниками пациентка ставится в ситуацию, когда она сама себе "case-manager" и не может себе позволить освободить голову от пищевого расстройства, она же обязана помнить все детали, иначе никто вместо неё не сведёт их в целостную картину.// Это как раз то, к чему я сейчас пришла."

Как видно из примеров, битва за сеттинг направляется разными бессознательными устремлениями, однако имеет место в любом случае. Вот и сейчас перед сообществом "Работа психолога" дилемма:

запрещать клиентам комментировать посты или разрешать им писать комментарии?

если разрешать, то кого в сообществе назначать ответственным за "ликбез" и разъяснение азов, к примеру, функций речи, которых две, номинативная и предикативная, имена существительные и глаголы, и разъяснение того, что без "бирочек" и определений невозможна никакая концептуальная работа, а без теоретической подготовки и концептуализаций работа клинициста и практического психолога превращается в хождение по житейскому морю по воле ветра? И ветер дует из кармана клиента, где деньги лежат?

Разъясняются же у нас в сообществе азы пользования Живым Журналом для тех сообщников, кто только-только начал осваивать кнопки и действия в ЖЖ.

Вторая дилемма:
контролировать усвоение материала читателями или пустить дело на самотёк?
Думаю, для многих очевидна стратегия, выбранная смотрителями сообщества: сначала материалы общего плана, потом обсуждение случаев, сначала прояснение позиций, уровня эрудиции коллег и практикуемого каждым подхода на нейтральном материале, потом обсуждение эмоционально нагруженного материала. В профайле сообщества прямо написано, что мы будем обсуждать случаи из практики, и что делать это будем только под замком, - однако, если на начальном этапе нет обратной связи о том, насколько усвоен материал, как можно вести дискуссию? Я не говорю про "устроить базар" и "переругаться в комментариях", интервизия это не первое и не второе.

Третья дилемма:
как подавать материал? Подходов два: опубликовать информацию к размышлению, а выводы пусть каждый делает сам, - или дать готовые выводы и проиллюстрировать их примерами из конкретной работы, а "Ага!" пусть каждый говорит о своём. Оба легитимны, каждый на своём уровне опыта и мастерства в профессии.


Фотоиллюстрация Ильи Горохова


Тот же судобоанализ, представьте, что вы ведёте продолжающуюся группу, и на одном из занятий просите участников вспомнить школьные годы и коллекцию, которую они собирали в детстве и юности.
Вам расскажут о том, как собирали бутылочки из-под маминых духов, или открытки с цветами или открытки с котами, или ГДР-вские переводные картинки с красавицами, или газетные заголовки, наклеенные в альбом, а газеты друзья привозили из командировок и отпусков, или марки, или книги на определённую тему, или пробки от бутылочек с лекарствами, настоящие из коры пробкового дерева...

Вы как пси-профи работаете с прошлым плюс коллекционировать, собирать то, что дорого тебе в прошлом, и РАЗРЯЖАЕТЕ депрессивное влечение у участников группы. Понятно, что после упражнения с воспоминаниями у вас в группе будет то, что называется "пошла такая динамика, вау!" или "меня так колбасило после последней встречи" и т.д.
Секрета тут никакого нет, у большинства начнёт работать соседнее маниакальное влечение, и к гадалке не ходи у ваших подопечных будут после группового занятия траты денег на свои давно мечтаемые и желаемые вещи, или алкогольные эксцессы, или - если "ход конём в соседний подъезд" - избыток энергии окажется в другом влечении и будет нежный и трепетный секс с партнёром, трогательный вечер, где сердечность и забота о детях дадут прочувствовать умиление, или творческий порыв, где будет написан вдохновенный текст или как-то оформлено смутно прочувствованное, в зависимости от того, h, e или р будет проинвестировано этой освободившейся энергией.

СМЫСЛ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА не в том, чтобы "заколбасить" участников, применив технику, от которой "пробрало даже самых стойких". Смысл в том, чтобы psychological mindedness, психологический склад ума участников, от примитивного стал многоуровневым, внутренний мир из простого - сложным, или из из сложного противоречивого - гармоничным и изощрённым, чтобы в репертуаре появилась психологическая защита высокого уровня "самонаблюдение" и в итоге рефлексия стала делать для человека работу, которую пока делает психотерапевт. Поэтому пережитое на группе ОБСУЖДАЕТСЯ после того, как проделано и пережито, и излюбленные тропки бессознательной энергии осознаются... Из психотерапии выходят с "инсайтами относительно самого себя", в сухом остатке мы работаем на новое знание человека о самом себе, - час за часом, в темпе, который удобен клиенту.

Рефлексия это способность наблюдать собственную внутреннюю жизнь:
- на самом низком уровне неспособен осознавать свои чувства и переживания, даже в настоящем. Самоосознание часто состоит из простых основных эмоций без различия оттенков чувств, неполное, может сопровождаться тенденцией к фрагментарному,
- на среднем уровне может понимать то, что переживает в текущий момент, но не соотносит с личной историей, с ценностями и целями, самоосознание ограничено отсеком сегодняшнего дня,
- на высоком уровне может отражать чувства и переживания себя и других и в настоящем, и во временной перспективе только для определённых переживаний, соответственных возрасту, а для других не может. Теряет способность самонаблюдения, когда чувства сильны.
- на профессиональном уровне может переживать и наблюдать в одно и то же время полный спектр своих собственных чувств и чувств других (включая оттенки переживаний и чувств). Описывает свой внутренний мир и в настоящем, и в прошлом, соотнося чувства с ценностями и целями. Способен проанализировать комплекс разноречивых чувств в разных контекстах, как сквозь призму задач, соответственных возрасту, так и за рамками личного опыта. (Только что в сообществе был материал Илоны Евгеньевны Романовой, про Метапрограмму Я и метапрограмму Другой, так вот, Другой - это за рамками личного опыта. )


Выводы и рекомендации :)

У нас впереди Сонди уровень 3), Сонди уровень 4) и Сонди уровень 5) , и в какой форме я буду рассказывать материал, зависит от читательской аудитории. Статистика показывает, что сообщество открывают каждый день от 60 до 90 человек, в опросе приняли участие 22 человека, высказывайтесь, если хотите, чтобы ваши пожелания были учтены в дальнейшей работе.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова
Tags: многоликая депрессия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments