Artour Malinine (psicoterapeuta) wrote in rabota_psy,
Artour Malinine
psicoterapeuta
rabota_psy

Categories:

Психотерапия: миссия понимания и понимание миссии

АВТОР(Ы): Каган Виктор Ефимович

Специалисты могут прочесть статью целиком, рекомендую.

Текст статьи полностью в формате DOC (156 Kb)
...

Медицинская и психологическая парадигмы психотерапии

Характеристики
Медицинская
Психологическая
Методология
Поиск причин, механизмов нарушений.
Описание явлений и закономерностей.
Соотношение теории и практики
От науки, эксперимента — к практике, прикладная психология.
Опыт как основа, психологическая практика.
Этика
Отправляется от биологических, коллективистских, социальных норм и представлений о центральном месте человека в мире.
Отправляется от индивидуальности, уникальности человека и представлений о нем как о части экологической системы.
Картина мира
Объективная.
Субъективная.
Мышление
Аналитическое, дедуктивное.
Синтетическое, индуктивное.
Понимание человека
Совокупность органов и систем, специализированных по их функциям. Основная задача — приспособление.
Целостная и неделимая развивающаяся система. Основная задача — совладание.
Обращение
К нарушениям и болезням с точки зрения объективной науки.
К человеку и его потенциям с точки зрения бытия, значений и смыслов.
Диагностика
Выявление симптомов и болезней, основанное на научных данных, эксперименте, статистике.
Прояснение актуального состояния и проблемы, основанное на индивидуальном опыте.
Диагноз
Психиатрический.
Психологический.
Цели помощи
Ликвидация симптомов и возврат к норме
Разрешение проблем, личностный рост и развитие, качество жизни
Вектор времени
Обращение к прошлому для возврата к норме.
Здесь-и-теперь — обращение к тому, как прошлое и будущее представлены в настоящем.
Позиция терапевта
Вооруженный знаниями, изучающий и воздействующий, проводник научных методов, дистанцированный от своих и пациента субъективных переживаний, расспрашивающий и оценивающий, ответственный за результат, руководитель.
Сопереживающий, взаимодействующий, работающий с собой, принимающий пациента таким-какой-он-есть, паритетный партнер, слушающий, ответственный за процесс, партнер.
Позиция пациента
Больной, подчиняющийся, получающий.
Клиент, сотрудничающий, создающий.
Фокус отношений
На болезни, методиках, результате.
На ресурсах, взаимодействии, процессе.
Направленность методик
На достижение результата, ликвидацию симптома/болезни.
На обеспечение и развитие процесса, помогающего совладанию и преодолению.
Окончание терапии
Определяется терапевтом по критериям достижения результата.
Определяется клиентом.
Критерии эффективности
Объективная оценка степени восстановления здоровья.
Удовлетворенность достигнутым качеством жизни.

..............
Я бы не стал смешивать признание невозможности редукции психического к доступному для анализа объективной наукой с иррационализмом. Это так даже в физике: «Когда мы объясним все, останется некий метафизический остаток, который на самом деле все и объясняет» (Г.И. Будкер). По точному замечанию Ж. Дюамеля, «Допустить в принципе, что разум не в состоянии всего объяснить, значит заранее сложить оружие, отступить перед химерой. Но утверждать, будто разум может все объяснить, значит насаждать от избытка самомнения новое заблуждение, новую разновидность невежества и варварства». Это тем более так в психотерапии: «Тайна объемлет знание, содержит знание. Тайна – бесконечна; знание – конечно. С ростом знания тайна делается еще больше. Тайна является скрытым смыслом, вечно ждущим, пока его обнаружат. Она всегда больше, чем наше знание. <…> От психотерапевтов, конечно, требуется знание, но они должны быть скромны в его оценке. Давайте прямо признаем: наше знание никогда не является достаточным. С той скоростью, с которой мы познаем, с той самой скоростью, с которой мы получаем знание, увеличивается то, что на предстоит познавать. Притворяться перед клиентом, будто мы знаем, что ему нужно, значит отрицать тайну и предавать клиента. В действительности, проводимая терапия должна помочь встретить и принять тайну, которую клиент несет в себе и которой он окружен. <…> Этот психотерапевт скрыто или явно передает клиенту такой взгляд на мир, при котором все может и должно быть понято и поставлено под контроль. Подобная терапия рождает в клиенте ожидания, впоследствии неизбежно приводящие его к разочарованию. И это разочарование будет воспринято клиентом, как жизненная неудача, как провал, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление критического отношения к себе, депрессию и отчуждение от своих природных способностей и талантов»[1].


У меня вызывает большие сомнения тезис о необходимости подвергать психотерапевтические методики «серьезному научному анализу» – по крайней мере, до тех пор, пока этот анализ связывается с «научным мировоззрением», на основании которого, якобы, не желают действовать психотерапевтические методики, и пока точно не определено, что должен представлять собой «серьезный научный анализ», которому они, якобы, не хотят подвергаться. Тут уместно вспомнить анекдот: к человеку, стоящему в длинной очереди на такси, подъезжает частник: «Подвезти?» – «Но вы же не такси» – «Вам что нужно – шашечки или ехать?». Ставшая уже крылатой фраза: «Я не знаю, почему это работает, но это работает» отражает ситуацию в психотерапии гораздо точнее, чем якобы научные «шашечки» (вспомним, что несколько столетий назад докторские диссертации посвящались перемножению многозначных чисел или «самозарождению мышей из старого тряпья» и представим себе отношение к нынешним научным критериям спустя несколько столетий). Если же речь идет об объективации следующих из теории результатов, то пальма первенства, безусловно, принадлежит бихевиоральной терапии. Но можем ли мы на этой основе «научно анализировать» когнитивную, психодинамическую, экзистенциальную и другие терапии? На основе какого такого «научного мировоззрения» можно построить единую, всеобщую научную теорию и некий единый подход к научному анализу психотерапии? Если понимать под наукой science, то миссия психотерапии состоит, в числе прочего, в том, чтобы избежать вырождения в «подлинно научную дисциплину». «Искоренить мифологию» из психотерапии, во-первых, если быть последовательными, предполагает искоренение из нее и медицинской мифологии, а во-вторых, означало бы искоренение самой психотерапии (см. выше: Т.Заз и Р.Д. Тукаев).



[1] Бьюдженталь Дж. В поисках свободного бога. В кн.: А. Бадхен, В. Каган Новая психология и духовное измерение. СПб: Гармония, 1995, с. 106-110


...». Обвиняя психотерапию и психологические практики в миссионерстве, мы почему-то не говорим о миссионерстве психиатрии, «подсадившей» на хронический прием психотропных средств сотни миллионов людей и всерьез работающей над идеей вживления микрочипов для контроля психического состояния человека. В любой области деятельности есть склонные расшибать лбы при молитве люди и неизбежные издержки развития и прогресса, с которыми приходится совладать – в психотерапии их не больше, чем в химии, языкознании или психиатрии.
.......

Думая о том, что такое психотерапия и какова ее миссия, я всегда вспоминаю два высказывания: «Хотите верьте, хотите нет, но средний человек нашего времени использует в жизни максимум 5-15% своего потенциала. Человека, которому доступны даже 25% его потенциала, можно уже назвать гением»[1]... это, с одной стороны, мировоззрение и практическая философия жизни, с другой стороны – система практических психологических приемов и технологий достижения поставленных целей»[3]. Миссия психотерапии (психологической практики), на мой взгляд, состоит в ответе на вызовы жизни/времени и помощи клиенту (индивиду, семье, группе, организации) в принятии вызовов жизни/времени и реализации своего потенциала в ответе на них таким образом, чтобы поддерживать качество жизни и, в широком смысле, здоровья, способность развиваться и быть готовым принимать новые вызовы и совладать с ними. Следовать этой миссии психотерапия может настолько и так, насколько и как понимает себя.Это то общее, что определяет весь спектр психологических практик, реализуясь в конкретике целей, задач и средств, определяемой каждой из них – от медицинской психотерапии через психотерапию немедицинскую до организационного консультирования и и «Психотерапия – это процесс борьбы двух людей с проблемой бытия в этом мире и в это время»[2]. В обобщенном виде психотерапию хорошо описывает определение: «PR-психологии. Задача состоит не в размежевании с отнесением объединения в область горизонтов светлого будущего, а в поиске и поддержке того, что нас объединяет здесь и сейчас.

Закончить хочу одной притчей: «Однажды равви Пинхас процитировал такие слова: «Душа человека научит его». Объясняя их, он сказал: «Нет такого человека, которого бы непрерывно не учила его душа». Один из учеников спросил равви: «Если это так, то почему люди не слушаются своих душ?». «Душа учит постоянно, - продолжал равви Пинхас, - но никогда не повторяется»[4]


[1] Perls F. Gestalt Therapy Verbatim. Real People Press, 1969, p. 29
[2] В кн.: Зейг Д., Мьюниен М. (Ред.) Психотерапия – что это? М.: Класс, 2000.
[3] Макаров В.В. Миссия психотерапии: сегодня и завтра. Проф. Психотер. Газета, 2005, 3(30)
[4] Бубер М. Хасидские предания. М.: Республика, 1977, с.123


Tags: автор, теоретическая модель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments