Artour Malinine (psicoterapeuta) wrote in rabota_psy,
Artour Malinine
psicoterapeuta
rabota_psy

Categories:

КАК НЕ ПОПАСТЬ НА «ПЛОХОЙ» ТРЕНИНГ

Перепост с http://psy.1september.ru/2002/32/11.htm
via
a_malinine

ДОБРАЯ ДЮЖИНА

Прежде чем посетить какой-либо тренинг, надо выяснить следующее.

1 Какая организация проводит тренинг (лицензирована ли ее деятельность), кто является лидером организации, каков опыт ее работы?
Если вам заявляют, что тренинг проводит «Международная академия святого духа», «Институт света», «Академия парапсихологической науки», «Лаборатория эзотерического знания» и т.д., и т.п., — есть все основания насторожиться. Уточните цели организации (попросите выслать устав), выясните, кто учредители «академии», в каких отношениях организация с другими, более известными, признанными научными организациями, академиями, университетами.
2. Кто
Полезно также будет узнать, в каком учебном заведении тренер получил образование. Если есть кандидатская, докторская работы и т.д. — уточнить тематику. Если есть научные публикации, монографии — попросить дать ссылки.
Психологи, практикующие сомнительные методы, обычно не принимают участия в научных конференциях, форумах. Отметьте заявления типа: «Они — теоретики, а я — практик, я приношу реальную пользу — лечу людей», «Наука закоснела, она несостоятельна, пришло время новой психологии, новых людей».
Если тренер считает себя разработчиком собственной теории, направления, либо концепции — спросите, насколько она обоснованна, признана ли в научных кругах (если да, то кем) и на каких работах зиждется. Так как основы фундаментальной психологии (социальной, личностной, возрастной и т. д.) заложены, практически невозможно создать собственное направление (школу, теорию), не опираясь на их опыт. Изолированная от научного знания теория, концепция личности и т. п., скорее всего, говорит о ее несостоятельности, намеренном дистанцировании. Если автор приводит в качестве фундаментальной базы своего психологического направления авторитетные религиозные труды (Библию, Веды и т.п.), нередко на них ссылается, стоит учесть, что немалая часть утверждений священных писаний абстрактна, не определена. Да и само по себе странно, что психолог, имея обширный опыт теоретической и практической психологии, основывает собственное направление исключительно на религиозной почве.
3. В рамках какой психологической школы проводится тренинг (гештальт-психологии, трансактного анализа, психосинтеза, драмотерапии, психоанализа)?
Запомните, что такие науки, как парапсихология, трансцендентальная психология, эзотерическая психология и т.п., научной психологией не признаны. Они научно не обоснованы, не имеют четкой парадигмы, методологии и т. д.
4. На что конкретно направлен тренинг (работа со страхами, с эмоциональной сферой и т. д.), каковы его цели?
Постарайтесь добиться содержательного ответа, а не абстрактных слов о счастье, о мире во всем мире, о путешествии в глубины своего Я и самосовершенствовании. Чем более размыты цели («Мы несем добро людям», «Мы стремимся улучшить человеческие отношения», «Если несколько миллионов людей пройдут через наши тренинги, ситуация в мире качественно изменится, люди станут добрее, милосерднее, ближе друг к другу»), тем больше возможностей направить тренинг в любое русло. Сравните цели с методами тренинга.
5. Какие психотехники используются в тренинге (методы НЛП, эриксонианский гипноз, методы гештальт-терапии, трансактного анализа, драмотерапии, психосинтеза)?
Попросите перечислить все методы. Сравните образование и квалификацию тренера с методами, которые используются в тренинге. Если ведущий тренинга доктор физических наук, прошел двухмесячные психологические курсы, а в процессе тренинга использует методы НЛП, психосинтеза, есть все основания сомневаться в экологичности тренинга.
Если тренеры прибегают к методам гипноза или медитации, спросите, насколько обоснованно использовать данные техники в этом тренинге. Уточняя техники тренинга, полезно будет спросить, работают ли тренеры с подсознанием участников, если да, то как и для чего. Сравните методы с целями тренинга, иногда это позволяет сделать весьма интересные выводы.
6. Критикуется ли организация
Отметьте заявления типа: «И Иисуса вначале не признавали», «Все новое пробивает себе дорогу с большим трудом», «Некоторые сумасшедшие вообще утверждают, что мы какая-то секта», «Мы много раз предлагали ему пройти наши тренинги, чтобы убедиться в их эффективности, но он отказался...», «Есть люди, стремящиеся все опошлить, облить грязью, к сожалению, и мы стали их жертвой». Непринятие критики, попытки выставить критикующих людей злыми, закоснелыми и т.д. говорят сами за себя.
7. Является ли тренинг эффективным на 100%?
Если вам уверено отвечают «да», у вас есть повод насторожиться. Попросите обосновать эффективность.
8. Руководствуются ли тренеры какими-либо этическими правилами? Если да, то в чем их смысл? Можно ли с ними ознакомиться?
Посмотрите, есть ли там пункт вроде: «Тренер всегда прав», «Тренера слушаться в любом случае». Заметьте, что профессиональные тренеры чаще всего руководствуются профессиональным этическим кодексом психолога. Если в качестве этического кодекса вам предлагают свод религиозных правил, абстрактных, предполагающих разную трактовку, уточните, почему используются именно эти правила и как тренеры относятся к профессиональному этическому кодексу психолога.
Желательно получить какой-то текст от ведущих тренинга с основными этическими принципами. На этот документ можно ссылаться в процессе тренинга.
9. Нужно ли ожидать со стороны тренеров директивных инструкций, подавления мнения участника тренинга, жесткого контроля, манипуляции, провокации?
Если вам уверенно заявляют «нет», а в процессе тренинга вы столкнулись именно с этими техниками, у вас есть право немедленно указать на обман, отказаться от тренинга, потребовать возмещения расходов. Обязательно уточните, действует ли в тренинге правило «стоп» (возможность «выключиться» из упражнения, возможность неучастия).
10. Подписывают
Есть ли там пункт вроде: «Чтобы ни произошло на тренинге, ответственность за все несет сам участник тренинга, он сам виноват во всех возможных эксцессах». Подписывают ли участники тренинга после тренинга документ о неразглашении информации о содержании тренинга. Если да, то почему? Иногда документа нет, но в группе принимается обязательное правило о неразглашении информации. Обычно это правило действует в терапевтических группах, в остальных случаях его использование редко бывает обоснованным. Если выясняется, что тренинг сугубо психотерапевтический, спросите себя, требуется ли вам групповая психотерапия?
Учтите, что групповая психотерапия подразумевает наличие тренера — специалиста высочайшего класса, действующего психотерапевта с хорошей репутацией. Групповая психотерапия — отдельный вид психологической практики, длящийся месяцами, порой годами. Если тренинг имеет четкий терапевтический эффект, выясните, в чем он заключается, намеренно ли достигается.
11. Бывали ли эксцессы с участниками тренинга во время (после) тренинга? В чем их суть? Было ли так, что человеку после тренинга становилось хуже? Почему это происходило?
Часто ли во время тренинга люди плачут (рыдают), рассказывая о своих проблемах, не случалось ли массовых истерик (рыданий), психотических срывов? Если да, то по какой причине они происходили и насколько оправданны?
12. Чем обоснована сумма, которую надо уплатить за тренинг?

РАЗЛОЖИТЕ ПО ПОЛОЧКАМ

При оценке тренинга желательно использовать следующую таблицу фактической информации (см. табл. 1 и табл. 2).

Таблица 1

1. Организация

Международная академия психологических наук (г. Урюпинск)

2. Тренер (ведущий)

Иванов Иван Иванович, кандидат физических наук, образование высшее физическое, защитил диссертацию на тему «Позитроны и протоны»

3. Тема тренинга

«Путешествие в глубины Я»

4. Цели тренинга

Осознание смысла жизни, своего места в жизни

5. Задачи тренинга

Расширение границ сознания; задействование интеллекта на 100%; раскрытие творческого потенциала личности

6. Методы тренинга (психотехники)

НЛП, эриксонианский гипноз

7. Результат тренинга

Улучшение отношений с людьми, повышение эффективности, отсутствие страхов и тревог, возможность эффективно влиять на других людей

Таблица 2

1. Организация

Международный институт парапсихологии (г. Санкт-Петербург)

2. Тренер (ведущий)

Сидоров Сидор Сидорович, доктор биологических наук, академик Академии парапсихологии, автор более 1000 научных работ

3. Тема тренинга

«Путь в параллельный мир»

4. Цель тренинга

Постижение древней мудрости

5. Задачи тренинга

Подключение к эгрегору; очищение кармы

6. Методы тренинга (психотехники)

Христианское целительство, шаманизм, НЛП

7. Результат тренинга

Увеличение добра во всем мире!

В приведенных таблицах явно видно противоречие между целями, задачами, методами и результатом тренинга. В методах заметен также эклектизм, свидетельствующий о непрофессионализме, использованы псевдонаучные понятия. Есть и противоречия между образованием (квалификацией) тренеров и употребляемыми методами.
Составить подобную таблицу полезно для любого из предлагаемых вам тренингов.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

На что следует обратить особое внимание:

а) С вами неохотно делятся информацией, все обходится фразами типа: «Тысячам людей (миллионам, миллиардам...) мы принесли реальную пользу...», «Можете прочитать отзывы о нас участников тренинга...», «...Будьте уверены — после нашего тренинга у вас значительно улучшатся отношения с...»
б) Утверждают, что программа тренинга уникальна и будет проводиться либо вообще только один раз, либо единственный раз за названную вам специальную цену.
в) Утверждают, что больше нигде и никогда, кроме этого тренинга, вы не получите подобную информацию и не приобретете подобные навыки. Не посетив тренинг, вы потеряете единственный шанс духовно (правильно) развиться.
г) Говорят, что это единственная возможность, которую вы обязаны использовать. Даже если вы утверждаете, что не уверены, нужен ли вам такой тренинг, вам упорно доказывают, что «вы просто не знаете всей глубины своих проблем», «в любом случае этот тренинг пойдет вам на пользу», «вы сможете переоценить свой взгляд на мир».
д) На все вопросы о содержании тренинга вам упорно твердят одно и то же: «Только посетив тренинг, ты поймешь, что это такое. Это нельзя объяснить словами, это надо пережить»;
е) Утверждают, что в тренинге, наряду с психологическими методами, применяются древние практики целительства (христианское целительство, эзотерическое целительство, языческое целительство, шаманизм).
ж) Говорят, что вы «слишком критичны», «не видите положительных сторон, а только негативное».
з) Используют понятия: карма, эгрегор, целительство, астрал, астральное тело, тонкий мир и т.д. Ни одно из этих понятий не употребляется психологией в качестве научного явления, феномена, факта.
Если даже часть вышеизложенной информации подтверждается, стоит перестраховаться. Можно проконсультироваться с психологом (лучше не с одним), прежде чем пойти на рекламируемый тренинг, поискать информацию об организации, проводящей тренинг, ее лидерах в Интернете.
На тренинги со сложной тематикой, предполагающими «погружение» в какую-то тему, усиленную работу над собой, лучше прийти с другом (друзьями), родственником. Можно посетить первое занятие в качестве пассивного участника.

К тренингам, рассчитанным на 3—4 дня, требующим поездки в другой город и отрыва от семьи, надо относиться заранее осторожно.

Михаил БЕДИЛО


Cсылка
Tags: мнение коллеги, новация
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Игра в жмурки

    "В Китае придумали новую игру для вечеринок: ведущему завязывают глаза и дают в руки телефон, а он делает серию фотографий наугад. Побеждает тот,…

  • С 1947 по 1959 логика и психология были в программе средней школы

    Советских детей систематично обучали мыслить логически, понимать себя и управлять собой. Из поста…

  • Половинка

    "В ноябре прошлого года я вышла на новое место работы. Там мне начал оказывать знаки внимания коллега. Постоянно искал повод зайти в наш кабинет,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments