Anna Simonova (Anna Simonova) wrote in rabota_psy,
Anna Simonova
Anna Simonova
rabota_psy

Category:

Театр Спонтанности Джакобо Морено 7/8

Я.Л. Морено: Театр спонтанности (1949)
Морено Дж. Театр спонтанности / под ред. Б.И. Хасана; Фонд ментального здоровья, Красноярск, 1993.
Отсюда http://pd-v-np.livejournal.com/3689.html

АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА И КАТЕГОРИЯ МОМЕНТА

Внутренняя структура театра легко осознаваема, если иметь в виду порождение специфической драматической продукции. В застывшем, «догматическом» театре творческий процесс задается: он возникает в своей окончательной, непоколебимой форме. Драматург здесь более не нужен, поскольку его произведение полностью отчуждено от него. Его труд, создание которого составляло самую суть недавних мгновений, возвращается в действительность лишь для того, чтобы лишить настоящий момент каких бы то ни было элементов творчества. Да и актеры, соответственно, вынуждены поступаться своей инициативой и спонтанностью. Они теперь всего лишь сосуды наполняемые творением, давно пережившим тломент истинного создания. Между драматургом, актером, режиссером и зрителем словно бы существует негласный сговор об интерпретации этого безжизненно-механистического момента. Они предаются наслаждению спектаклем вне времени и в безвременья. Ценности, объявляемые высшими, оказываются ни чем иным, как духовным наследством трупа.

В этом смысле драма является некоторым предметом прошлого, побежденным реальностью. Традиционный театр, в лучшем случае, посвящается прославлению мертвых людей и мертвых событий, — это своего рода культ воскрешения из мертвых. Следовательно, институт театра для того, чтобы воссоздать из ничего хотя бы подобие существующей действительности, вынужден становиться Deus ex machina. Театральные реформаторы, приведенные в замешательство закатом их искусства и разрушением его общественной популярности, не были в состоянии вскрыть истинную причину заболевания, поскольку они так и не смогли увидеть, что патология нашего театра — это лишь часть еще более значительного процесса разложения, патологии нашей культуры в целом, одним из наиболее характерных симптомов которой является «консервация культуры». Иллюстрацией этому является консервация драмы. Конечные продукты драмы — сцены пьесы, диалоги — вкладываются в сознание предполагаемых творческих носителей (актеров) задолго до того, как драма действительно ставится перед зрителями, не оставляя, таким образом, места для творчества актеров в критические моменты сценического действия. И неважно, написана ли пьеса современным автором или давно умершим, как неважно и то, является'ли сам автор одним из актеров в этой пьесе. Представление в любом случае является творением прошлого. Рассматриваемые с этих позиций драматические Статусы Происхождения — действие, режиссура, костюмы и декорации — все это приобретает лишь второстепенное значение.

Задача воссоздания естественного Места театра может быть решена в четырех вариантах: театр конфликта или театр критики, театр спонтанности или театр момента, терапевтический театр или театр взаимности и театр создателя.


ТЕАТР НА СЦЕНЕ И ЗРИТЕЛИ, ИЛИ ГРУППОВОЙ ТЕАТР
Сила, которая высвобождает театральное и драматическое действие, находится не на сцене, в образе актера; не за кулисами, в образе режиссера или сценариста; она заключена в зрительской аудитории. Зритель обращается в актера в тот момент, когда вступает в конфликт с теми, кто играет на сцене —с их не- спонтанностью (консервация драмы) и отсутствием личностного (роль).

Он, спонтанный зритель, врывается на сцену, несмотря на сопротивление старого традиционного актера. Сценическое действие наступающего (претворяемого Фителем), обращенное против действия защищающегося (претворяемого актером), порождает конфликт.

Театр конфликта, следовательно, состоит из двух театров. Он возникает в результате столкновения между н атром на сцене и театром в зрительском зале. Он имеет два антагонистического полюса; театр, который пытается установить драматическое искусство, основанное на принципе прошлого, и театр, основанный на принципе настоящего момента. Театр на сцене — это театр прошлого; зрительский театр — театр спонтанности. Две бесконечно враждебные силы, противостоящие друг другу. Приведенные во взаимодействие, оба этих театра порождают третий театр, театр конфликта. Драма возникает из столкновения между ними, из их взаимного конфликта. Всякая сценическая драма имеет соответственно i мецифическую драму конфликта. Традиционному театру и присущей ему структуре — режиссер, драматург, актер, соответствует драма конфликта, зеркально отражающая структуру этого театра и поглощающая его. Но сам критицизм, развивающийся в аналитической традиции, становится продуктом драмы, поскольку сам анализ носит драматический характер. Это критика творца, а не аналитика. В его руках даже анализ становится творением.

УЧАСТИЕ ЗРИТЕЛЕЙ И РЕЖИССЕР ЗРИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА
Переход от зрителя-эго к зрителю-актеру, зрительской аудитории в зрительский театр представляет новую область исследований для организаторов театрального действия. Участие в зрительской аудитории должно постепенно освобождаться от хаоса и беззакония с тем, чтобы быть подчиненным эстетическим нормам. Лидерство присваивается определенным членом зрительской массы, режиссером зрительского театра, параллельно со сценическим режиссером на сцене. Вокруг него, зрительского режиссера, группируется активная часть зрителей, тогда как большинство из них Остаются в пассивной позиции Время от времени, тем не менее, вся зрительская масса занимает активную позицию.

Деление всей аудитории на активную и пассивную части, основные эго и члены группы, приобретает дополнительное значение в силу следующей организации, зрительские лидеры напоминают в театре спонтанности некоторых зрителей традиционного театра, обладающих в нем анонимным авторитетом — хотя последние приобретают этот авторитет после сценического представления: критиков. Эти основные эго берут на себя руководство зрительской массой в борьбе против актеров. С обеих сторон две эти силы организуются, с момента начала драмы, соответственно определенным нормам. Актеры сцены, с одной стороны, представители зрителей, — с другой начинают первое действие, в то время как основная балансирующая масса зрителей образует общий хор, включающий и содействующий в критические моменты. Критики образуют время от времени организованные труппы из зрительских актеров и могут получать тренинг и разминку для.решения своих задач. Фигура критика сама по себе претерпевает переход от писателя к актеру.

Драма конфликта не может состояться лишь на сцене, для нее необходимо две сцены хотя бы потому, что изначальный конфликт театра помещает друг против друга двух непримиримых позиционеров: актера и зрителя.

Окончание http://rabota-psy.livejournal.com/513950.html
Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments