Илона Романова (romailo) wrote in rabota_psy,
Илона Романова
romailo
rabota_psy

Category:

Социальные эксперименты ХХ века: есть ли шанс избежать конфликтов?

Социальная психология, развивавшаяся длительное время в рамках философского знания в середине 20-го столетия становится совершенно самостоятельным научным знанием, и таким переломным моментом считаются широко известные социальные эксперименты двадцатого столетия.

Американский психолог Музафер Шериф в классическом эксперименте, проведенном в 1954 году разделил 22 не знакомых друг с другом 11—12 – летних мальчика на две группы и отправил их в бойскаутский лагерь порознь, поселив в разных местах. Почти неделю каждая из групп ничего не знала о существовании другой. Сотрудничая в разных совместных делах и играх, каждая группа за это время стала тесно сплоченной. Тогда экспериментатор позволил им «обнаружить» друг друга и предложил устроить турнир с различными видами соревнований (бейсбол, перетягивание каната, поиск кладов и пр.). Все призы доставались победителям, причем победитель мог быть только один. Результат оказался весьма наглядным: мирный лагерь стал местом «боевых действий». Конфликт начался с про¬стой перебранки во время соревнований и постепенно достиг стадии взаимных «набегов» и потасовок. Между ребятами из двух групп не было никаких культурных или экономических различий, все они принадлежали к «приличным» слоям общества, но в тот момент, по признанию М. Шерифа, они напоминали сборище злой и разнузданной шпаны. Причем их никто не провоцировал на агрессивные действия: в роли спускового механизма межгрупповой враждебности оказалась сама ситуация конкуренции за ограниченный ресурс, в роли которого выступали медали, ножи и прочая бойскаутская атрибуция. Причем масштабы «призов» и обнаружившейся вражды заведомо не сопоставимы.
Вторая часть этого эксперимента состояла в том, что обе группы были привлечены к ремонту водопровода, починить который силами одного отряда было невозможно, а вода была нужна всем. Постепенно, в процессе совместной работы члены враждующих групп стали более дружелюбно относится друг к другу. Вражда постепенно затихла и прекратилась.

В другом же, не менее знаменитом эксперименте Филиппа Зимбардо, проведенном в 1970 г. на факультете психологии одного из американских университетов, двум группам студентов и делить-то по большому счету было нечего. Но и там дело дошло до жестокого противоборства.
Ф. Зимбардо всего лишь предложил студентам-добровольцам «поиграть в тюрьму». Его интересовал вопрос: являются ли тюремные зверства порождением соответствующих качеств людей (пороков преступников и злобного нрава охранников) или же само заведение, то есть распределение социальных ролей, ожесточает тюремный персонал?
Отобрав 24 студента, мужчин, не замеченных ранее в агрессивном или жестоком поведении, экспериментатор по жребию разделил их на «охранников» и «узников». Первым Зимбардо выдал униформу, дубинки, свистки и объяснил, как поддерживать дисциплину. Вторых же запер в камеры, облачив в какие-то балахоны, символизирующие тюремные одежды. Порядки в этой игровой тюрьме были установлены самые либеральные. В принципе «заключенные» могли делать все, что хотели, кроме одного: они не должны были «сбегать». «Охранники» же отвечали за то, чтобы «узники» не сбежали. По разрешению охранников «узник» мог получить разрешение читать, вести переписку, встречаться с родственниками, выходить на прогулку и т.д.
Первый день эксперимента прошел вполне мирно и весело — все вживались в свои роли. А дальше начался кошмар. «Охранники» и «заключенные», словно позабыв об условности ситуации, начали всерьез выяснять отношения как в самой настоящей тюрьме. «Охранники» стали унижать «заключенных», придумывать для них жестокие и оскорбительные правила. «Узники» не выдержали и взбунтовались, «охранникам» пришлось применять силу и т.д. Опасаясь непредсказуемой эскалации насилия, Ф. Зимбардо был вынужден уже на шестой день прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели.
Легкость, с которой чисто условная ситуация вызвала настоящее межгрупповое столкновение, озадачила. Парадоксально то, что в ходе эксперимента не было задано реального дефицита ресурсов. Конфликтующим сторонам нечего было делить. «Надзиратели» создали обширный свод ограничений для «заключенных», которые не предусматривались условиями игры. Самоутверждение одной из сторон осуществлялось через унижение второй. Агрессивность задавалась антагонизмом социальной роли.
Безусловно, социальные эксперименты демонстрируют некие формы нашего поведения в «химически чистом» виде. В реальной повседневной жизни эти формы могут сдерживаться множеством факторов и проявляться не так сильно, как в условных ситуациях. Но они есть. Их фиксация и составляет главное значение описанных выше социально-психологических экспериментов.

Текст цитируется по: Романова И.Е. Конфликтология. Учебное пособие. - М.:Изд-во "Алтекс", 2007, стр.105-107. Подробнее о закономерностях конфликтного поведения в разных жизненных ситуциях можно прочитать там же.
Tags: социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments