penata (penata) wrote in rabota_psy,
penata
penata
rabota_psy

Category:

Бодинамичекий анализ телесного развития (бодинамика).

Бодинамика - современный метод телесно–ориентированной психотерапии. Для нее характерно особое понимание психомоторного развития и структур характера, сочетание целостного подхода к человеческой личности с глубоким знанием мышечной анатомии. Бодинамический анализ, или анализ телесного развития, часто называют соматической психологией развития.
В семидесятых годах двадцатого века Лисбет Марчер (Lisbeth Marcher, датский телесно-ориентированный психотерапевт) и ее коллеги создали новый метод телесно–ориентированной психотерапии. /…/
Новое направление изучало тело в динамике. При работе с клиентами было замечено, что некоторые из них слишком зажаты, их мышечная система чрезмерно напряжена. Мышцы таких людей надо было расслабить, и обучить пациентов, как это можно делать осознанно. Некоторые, наоборот, были слишком расслаблены. Их мышцы как бы «капитулировали», сдались и были не способны справляться с внешними воздействиями. Для коррекции состояния их надо было привести в тонус.
В процессе взросления, человек приобретает свой собственный способ взаимодействия с внешним миром. На основе этого опыта соответствующие мышцы и группы мышц приобретают свой способ реагирования на различные жизненные ситуации. Было обнаружено, что для того, чтобы приспособиться к внешнему воздействию, в одном случае мышцы напрягаются, а в другом - могут стать очень расслабленными, слабыми. /…/

Новый метод получил название «Бодинамика». Слово Bodynamic - образовано от слияния двух английских слов - тело (body) и динамика (dynamic).
Лизбет Марчер и ее коллегам удалось найти и исследовать взаимосвязь между мышцами (и группами мышц) и их психологическим содержанием. Было замечена интересная особенность, что при воздействии на определенные мышцы в процессе психотерапевтической сессии, клиент начинал рассказывать о проблемах, психологически связанных с этими мышцами. Было установлено, что каждая отдельная мышца, и группы связанных мышц соответствуют определенным этапам развития ребенка, а также определенным функциям Эго. Каждая мышца на каждой стадии развития связана с определенной психологической функцией. Отклонения, произошедшие в развитии конкретных групп мышц, соответствуют определённым схемам поведения человека. Тестируя состояния мышечных групп и отдельных мышц пациента, можно совершенно точно определить, в каком периоде развития возникла определенная проблема.
В результате была создана бодинамическая модель структур характеров – теория личности, основанная на психомоторном развитии ребенка. Согласно этой модели, развитие личности начинается еще до ее рождения и продолжается до возраста 12-13 лет. На каждой стадии психомоторного развития ребенок осваивает новые стороны жизни и приобретает соответствующие моторные навыки.
Различные варианты мышечных реакций (гипо, гипер и нейтральная) характерны для трех позиций характера каждой структуры развития. Первая позиция (ранняя) связана с большой пассивностью, отказом от деятельности, коллапсом и капитуляцией. Она формируется в том случае, когда стресс или нарушение нормального развития происходит на ранней стадии возрастного периода. Вторая (поздняя) позиция формируется в случае, если нарушения происходят на поздней стадии возрастного периода. Для поздней позиции характерно сдерживание импульсов, напряжение и сопротивление. Третья позиция – нейтральная, или нормальная. Так называется здоровая структура. Обычно она связана с ресурсом.

Бодинамическая модель структур характеров включает в себя семь стадий развития ребенка и стадию подросткового возраста.
Каждый ребенок, по мере своего развития, проходит все возрастные периоды и (в идеале) осваивает все три позиции характера каждой структуры. При этом он приобретает ресурсы и защитные паттерны, свойственные каждой позиции соответствующей структуры. У ребенка формируется собственный профиль (карта) из позиций структур характеров, своя собственная индивидуальная структура. В некоторые периоды жизни одни структуры могут быть проявлены в большей степени, чем другие. Человек и его телесная структура формируется и изменяется в зависимости от воздействий внешнего мира.
Рассмотрим структуры характеров.
Первая структура – структура существоания. Она формируется, начиная со 2-го триместра беременности и до 3 месяцев после рождения. Основные темы развития ребенка на этой стадии – духовное и физическое существование и контакт, другие темы, связанные с импринтом рождения. Каждый имеет право существовать (быть) и право на безопасный контакт./…/
Вторая структура –структура потреностей формируется в возрасте от одного месяца до полутора лет. Основные темы развития в этом периоде – создание собственных ритмов (сон-бодрствование, голод-насыщение и т.п.) и своевременное удовлетворение потребностей, установление баланса между принятием и отдаванием, развитие способности говорить «да» и «нет». Каждый имеет право ощущать собственные потребности и заявлять о них.
Третья структура – структура автономии, формируется в возрасте от восьми месяцев до двух с половиной лет.
Основные темы развития в этом периоде - любопытство и исследование мира, обучение различению чувств и действий, осознание причинных связей. У ребенка появляется способность ощущать собственное любопытство, стремление исследовать мир, сохраняя контакт и получая поддержку, когда это необходимо. В этот период ребенок начинает отсоединятся от симбиотического контакта, начинает понимать, что он отличается от другого мира./…/
Четвертая структура – структура воли, формируется в возрасте от двух до четырех лет. В этот период ребенок приобретает способность планировать, определять приоритеты и совершать выборы, использовать собственную силу, совершая действия. Он старается справиться с различными задачами, осваивает и овладевает телесные функции. Эксперименты могут привести к чувству силы или беспомощности. Ребенок начинает различать намерение и действие, материальную реальность, воображение и экстрасенсорный опыт. Он обучается выражать эмоции и регулировать степень их проявления.\...\
Пятая структура – структура любви и сексуальности. Она формируется от трех до шести лет. В этот период у ребенка появляется способность поддерживать баланс между любовью и чуственностью-сексуальностью, и способность создавать альянсы и осваивать семейные роли. Ребенок начинает говорить длинными предложениями, понимает и различает причины и мотивы действий. Он может перемещать фокус внимания от мира воображения и фантазий на конкретную реальность, осознает мышечное напряжение и расслабление.
Он начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, развивает способность переживать любовь и свою сексуальность, чувственность. Энергия начинает идти от сердца. В этом возрасте дети направляют свою любовь и сексуальность на родителя противоположного пола (девочка – за папойц, мальчик – за мамой), затем на других взрослых, и после - на своих сверстников../…/
Шестая структура – структура мнений. Она формируется от пяти до девяти лет.
У ребенка развивается способность формулировать и выражать собственное мнение, включая нормы, ценности и правила. Каждый имеет право на свое мнение, и каждый имеет право высказать свое мнение. В этот период ребенок начинает понимать разницу между левой и правой стороной своего тела. Это возраст «Почему». Ребенок становится маленьким философом, начинает делать умозаключения, не может усидеть на месте.

/…/
Седьмая структура – структура солидарности и проявления себя своих интересов. Она формируется в возрасте от семи до двенадцати лет. Ребенок приобретает способность проявлять себя наилучшим образом и в то же время помогать и поддерживать всех членов группы и группу в целом с целью оптимального функционирования.
В этом возрастном периоде дети объединяются для работы в группы. Их волнует иерархия группы и позиция в ней – «быть в группе», «быть вне группы», «быть вверху/внизу группы». Дети стараются найти баланс между отношениями с просто друзьями и «лучшими друзьями». Они проводят много времени в группах сверстников одного с ними пола, продолжают развивать свою индивидуальность и чувство солидарности. В этот период развивается чувство ответственности за выполнение обязанностей, появляется интерес, стремление к знаниям, хобби. Начинают понимать ценность денег. Конкурируют, соревнуются с самими собой и другими.
Подростковый возраст (пубертат, от 11 лет до 21 года) - время принятия решений и повторного прохождения через все вышеперечисленные темы. Подросток принимает решения относительно будущей жизни, готовится жить, как взрослый, выбирает свой жизненный путь. В этом возрасте устанавливается интеграция взрослой сексуальности и социальных функций. В этом периоде снова отыгрываются паттерны ранних стадий развития, с возможностью еще большего их закрепления или интеграции на новом уровне.
/…/

Таким образом, Взаимная связь является важным организующим принципом Бодинамики.
Желание и стремление к взаимной связи существует у человека подсознательно. Зародыш постоянно находится во взаимной связи с матерью, зависит от нее. После рождения, новорожденный ребенок стремится к тесному контакту с матерью. Но иногда что-то происходит не так, например, родители чем-то заняты, глупо поступают и отвергают контакт с ребенком. В этом случае, чтобы сохранить контакт с матерью, ребенку приходится отказываться от чего-то. И этот выбор напрямую влияет на его индивидуальность.
Взаимосвязь – естественное состояние нашего отношения к жизни, это состояние, когда два человека могут быть самими собой и так же быть друг с другом, и с группой людей. «Я могу быть самим собой, со своими эмоциями, восприятием и духовностью, и ты можешь быть самим собой и иметь свое.» Быть вместе – не значит отбирать что-то у другого, взаимная связь дает чувство, что каждый признаваем таким, какой он есть.
Вторая важная концепция Бодинамики – Достоинство.
Существует предел тому, насколько мы можем позволить себя наказать. И когда ситуация приближаемся к нему, дальнейшие события зависят от чувства нашего собственного достоинства.
Одни люди отказываются от чувства Собственного Достоинства, чтобы сохранить Взаимную связь и контакт, а другие отказываются от Взаимосвязи, чтобы сохранить Достоинство. «Я могу поддерживать или разрушать Взаимосвязь, могу сохранять мое Достоинство или отказаться от него. Чтобы сохранять собственное Достоинство во взаимодействиях с другими, я должен уважать самого себя, чтобы то, как я живу, мои действия и мои чувства были в гармонии с моей глубинной сущностью – с моими истинными потребностями, импульсами, предпочтениями, желаниями и взглядами. Я могу потерять Собственное достоинство, если мои отношения с другим человеком станут невыносимо трудными, и тогда я должен буду внутренне выйти из контакта, разрушить Взаимосвязь. Но я не могу сделать это и, вместо этого, я выбираю сохранить взаимосвязь, отказавшись от собственного достоинства.
Защиты структур характера возникают из глубинного стремления ребенка установить наилучшую (из возможных) Взаимосвязь со значимыми для него людьми. Иногда это происходит за счет потери собственного Достоинства. Бодинамическая модель Структур Характера позволяет понять, как и почему человек выбирает сохранить Взаимосвязь за счет Достоинства, чтобы оставаться в контакте с другим человеком, или с ситуацией, которую он не может вынести (пережить). В этом случае потеря контакта (связи) сильно пугает, и при этом, потеря собственного достоинства оказывается более предпочтительным выбором. И наоборот, в определенных случаях человек уходит из невыносимого для него контакта, чтобы сохранить собственное достоинство.
Баланс между Взаимосвязью и Достоинством очень важен, он влияет на формирование позиций всех структур характера. Бодинамика всегда держит в фокусе внимания взаимодействие и глубинный баланс между Взаимной связью, с одной стороны, и Достоинством, с другой.
В бодинамической системе приоритетным считается осознанный выбор взаимодействия, чтобы человеку не приходилось вступать в противостояние со своей глубиной целостностью и не платить собственным достоинством за право иметь контакт.
/…/
Источник:
http://bodynamic.by/bodynamic.html
Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments