penata (penata) wrote in rabota_psy,
penata
penata
rabota_psy

Category:

Аутентичное движение как инструмент психолога

По материалам статьи
Бирюковой И.В. Аутентичное движение и мудрость тела

"Аутентичное движение помогает нам верить в присущую телу мудрость.
Это практика быть собой во всей своей истинности в присутствии других."
Андреа Олсен
Мне бы хотелось остановиться на таком направлении танцевально-двигательной терапии, как Аутентичное движение, поскольку влияние этой практики на мое понимание, видение и качество присутствия как практикующего психолога огромно, даже когда я работаю в вербальной модальности. \...\
В поле танцевально-двигательной терапии аутентичное движение является отдельным направлением. Основательница этого метода - Мэри Старк Уайтхаус, танцовщица и преподаватель танца-модерн. В начале ХХ века она обучалась танцевальной импровизации у Мери Вигман в Германии. Эти навыки Мэри Уайтхаус привезла назад в Лос-Анджелес и стала использовать импровизацию в преподавании танца и в своих хореографических работах.
\…\ У М. Уайтхаус был дар видеть символический смысл в физическом движении, и она стала исследовать символические, выразительные и коммуникативные аспекты человеческого движения. Она назвала этот способ работы - "движение в глубине" (movement in depth) или "глубинное движение", которое она продолжала преподавать до конца своей жизни (Pallaro, 2000). В связи с творческим и личным кризисом она обратилась за психотерапевтической помощью к юнгианскому аналитику. Так аналитическая психология помогла ей концептуализировать, то, что она чувствовала и делала всегда, но не находила достаточно слов, чтобы выразить это (Franz, 1972). Позже М. Уайтхаус обучалась аналитической психологии в Цюрихе. Термин "Аутентичное движение" был закреплен за данным видом практики ее учениками. \...\
Аутентичное движение - это метод активного воображения в движении. Оно представляет собой вид медитативной практики, где главным являются парные взаимоотношения: между свидетелем и двигающимся. Последний начинает движение из точки покоя, он ждет, когда его внутренние импульсы обретут форму и выразятся в позе и в движении. В аутентичном движении обучают, как развивать свое кинестетическое, физическое осознание с тем, чтобы человек смог замечать и осознавать любые физические ощущения. Это в свою очередь развивает способность фокусироваться на физических ощущениях, на внутренних переживаниях, внутреннем опыте, которые могут также обретать форму образов, звуков, эмоций, а дальше этот опыт переживания трансформируется в движение. \...\
Абрахам Маслоу говорил, что человеческое создание имеет похожие на инстинкты высшие потребности, которые являются частью его биологической природы, среди них -потребность в самоактуализации. На невербальном уровне это означает, что у каждого индивида есть потребность быть увиденным в своей сути, как он есть. И только движение как выраженная телесность делает человека по настоящему видимым.
Вот почему обучению практике свидетеля отводится особое место. На протяжении всего этого процесса свидетель "ВИДИТ" движущегося всем своим сердцем, всем своим существом, полностью и осознанно присутствуя в каждом моменте настоящего времени.
Практика Аутентичного движения имеет простую структуру, которою важно соблюдать беспрекословно, как ритуал. Все служит безопасности движущегося, чтобы он мог раскрыться в своих истинных проявлениях. Базовый ритуал выглядит следующим образом:
Наблюдатель и двигающийся встречаются и договариваются между собой: сколько времени будет продолжаться движение и обсуждение. Наблюдатель находит место, где он будет сидеть, а двигающийся находит место, где хочет начать движение, закрывает глаза и начинает слушать, все, что происходит внутри - образы, чувства, звуки, воспоминания, мысли - и каким-то образом выражает это своим телом. И этот опыт, эти движения могут быть видимыми и невидимыми для наблюдателя. Но в то же время, когда свидетель наблюдает двигающегося, он также наблюдает свои собственные переживания, ощущения, мысли, воспоминания, чувства, может быть, звуки. Он удерживает в себе осознание, осознанность своего опыта ответной реакции на происходящее с двигающимся. Он также ответственен за лимит времени и безопасность движения в комнате, хотя двигающийся также ответственен за безопасность собственного движения. Свидетель показывает, когда время закончено, затем они встречаются вместе, и, если двигающийся хочет, он рассказывает о своем опыте. Если двигающийся хочет, то он может попросить обратную связь у наблюдателя, который может только тогда сказать о собственном опыте. Свидетель говорит только о тех эпизодах, которые описываются двигающимся. \...\
В аутентичном движении важно помнить, что мы постоянно имеем дело с полярностью сознательного - бессознательного. К.Г.Юнг (Юнг, 1998) определял их как две главные части нашей личности. Он рассматривал эмоциональную дисфункцию или психологическую проблему, как фиксацию человека только на одной стороне своей личности, чаще всего "западая" на сверхценности сознательной точки зрения. Но при этом всегда существует другая сторона, которая формируется автоматически, - бессознательное. Человек часто не имеет к ней доступа, и это разделение, односторонность сознательного, не имеющего доступа к своей противоположности, к бессознательному, рождает очень сильное напряжение, ощущение дисгармонии или конфликта. Способ нахождения взаимодействия и согласования этих двух частей личности. К.Г.Юнг назвал трансцендентной функцией, и это является движущей силой процесса индивидуации, т.е. обретения своей целостности. Он описал ее так: "… движение из напряжения между двумя противоположностями, живое рождение, которое ведет к новому уровню бытия, к новой ситуации". \...\
Эта практика развивает открытость своему опыту, тонкость реакций. Человек становиться более воспринимающим и принимающим, ориентированным на настоящее, эмоционально более отзывчивым по отношению к другим.\...\
В заключение, хотелось бы выделить несколько аспектов, которые развивает Аутентичное движение и которые актуальны в общей психотерапевтической практике, с моей точки зрения. По крайней мере, это то, что питает мою преподавательскую и психологическую практику:
1. Внутреннее слушание - внимание к непрерывному потоку ощущаемой на телесном уровне информации. Эта способность необходима в глубинной психотерапии. Умение слушать, дифференцировать, признавать и откликаться на текущие переживания лежит в основе наполненных и осмысленных взаимоотношений с собой и с другими. Этому мы учимся сами, как психологи и психотерапевты, и этому мы обучаем своих пациентов.
2. Свидетельствование - внимательная, доброжелательная и сердечная сопричастность. Сопровождение человека на его пути развития - так тоже можно определить психотерапевтический процесс. Это прежде всего -отношения. И мы надеемся, что наше отношение к пациенту изменит и его отношение к себе, если он сможет развить такого внутреннего свидетеля в себе. Навык полного присутствия с человеком, которое нельзя изобразить и навык сенсорной обратной связи (то есть вербализация своих переживаний), которые развиваются в практике свидетеля, не раз помогали мне находить нужное слово или фразу в самых сложных терапевтических взаимодействиях и по-настоящему быть с человеком в его самых сокровенных переживаниях. Аутентичное движение помогает постигать суть эмпатии и эмпатических отношений.
3. Отношение с неизвестностью. В психотерапевтическом процессе мы по-настоящему не знаем, что произойдет в следующий момент, бывает, что понимание происходящего приходит не сразу или не видишь результатов работы. Столкновение с неизвестностью - экзистенциальная ситуация, вызывающая тревогу. У психологов есть тенденция "уходить в голову", чтобы снизить ее влияние. Аутентичное движение учит выносить состояние ожидания, неизвестности, когда ничего не происходит, оно учит оставаться в теле и быть открытым, к тому, что может произойти, не давая властвовать контролю и своим "любимым гипотезам". Этот навык позволяет быть очень открытым в восприятии и по- настоящему слушать и видеть человека.
4. Эмоциональная толерантность - если опыт может быть выражен в движении, значит, он переносим. Аутентичное движение помогает развивать переносимость чувств, или дает человеку информацию на телесном уровне о том, что еще требует внимания и воспринимается как "невыносимое" переживание. Психологу это дает прямое знание о своих возможностях и границах.
5. Катарсис. Благодаря Аутентичному движению в теле не застревают "ненужные" переживания. Когда работаешь с человеческой болью через эмпатические терапевтические отношения, можно легко унести с собой частицу чужой боли. Иногда это бывает на таком глубоком бессознательном уровне, что это трудно осознать, пока не начнешь двигаться. Аутентичное движение можно рассматривать как форму профессиональной экологии, одну из форм профилактики синдрома сгорания, которая позволяет освобождаться от ненужного опыта, преобразовывать свою энергию и возвращаться к основам своего бытия, к основам своей сути, чтобы и дальше служить людям.
Аутентичное движение в своем классическом виде - новая практика в России, интерес к которой растет невероятно быстро. Можно надеется, что она станет интересна:
• Психологам и психотерапевтам, которым эта практика даст возможность на глубинном телесном уровне пережить нюансы и богатство эмпатических терапевтических отношений и овладеть своими проекциями.
• Учителям и преподавателям, которым Аутентичное движение поможет воссоединиться и поддерживать связь с мудростью тела, а вместе с ней эта практика может помочь не забывать о такой значимой стороне метаболизма жизни как способность принимать, а не только отдавать; слушать свои потребности, а не только служить на благо другим.
• Танцовщикам и актерам, художникам и музыкантам, которым Аутентичное движение может предоставить возможность выйти за границы своих привычных паттернов движения и найти свою эстетику выражения.
• А также всем людям, которые ищут возможность воплотить искания своей души и своего духа в движении, для кого движение является способом самопознания, самораскрытия и источником творческого вдохновения.
Полностью статья:
Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела// Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - №1.
https://psyjournal.ru/drupal_journal/articles/autentichnoe-dvizhenie-i-mudrost-tela
Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments