m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Как писать текст про психологию, который цепляет

Ликбез на примерах был тут
Пример 1 http://rabota-psy.livejournal.com/493114.html
Пример 2 http://rabota-psy.livejournal.com/493541.html
Пример 3 http://rabota-psy.livejournal.com/493806.html
Пример 4 http://rabota-psy.livejournal.com/493899.html
Пример 5 http://rabota-psy.livejournal.com/496043.html

Это мануал, который знает каждый киносценарист :) потому что в кинофильме зритель просто щёлкает кнопкой, переключаясь на другой канал, если его "не цепляет" увиденное.

Вашему читателю должно быть интересно, что будет дальше - в этом весь секрет.
В вашем тексте должен быть герой, который чем-то похож на вас, - он узнаваем.
В вашем тексте должна быть интрига, загадочная подача общеизвестных фактов.
У героя, который чем-то похож на вас, должна быть тайна. Он скрывает и показывает одновременно.
У героя, который чем-то похож на вас, обязательно должен быть недостаток. Герои без недостатков не вызывают сочувствия. Читатель или знает, или не знает, как преодолеть этот недостаток, и ему интересно (догадался всё-таки герой до того, что читатель знает) и интересно (каким способом это преодолевается, вдруг автор расскажет).
У героя, который чем-то похож на вас, обязательно должно быть преимущество. Что-то он должен уметь делать лучше других. Быть смелее, быть быстрее, быть сообразительнее.
У героя, который чем-то похож на вас, обязательно должна быть цель, устремление.

Герой без тайны - неинтересный герой. Такое бывает.
Герой без недостатков - предсказуемый, потому что неуязвимый, герой. Такое бывает.
Герой без преимущества - обыватель, никто не хочет быть на него похожим. Такое бывает.
Героев без цели и устремления - не бывает.

Цель - это то, что заставляет героя действовать. Обычно цели героев делят на четыре группы: спасти кого-то или что-то, обрести что-то (деньги, славу, успех, признание), любить и мстить. Для кинофильма этого достаточно, для психологической прозы нужны все восемь бессознательных влечений.

На пути к достижению цели герою приходится преодолевать препятствия, и, разумеется, процесс их преодоления держит интерес читателя и "цепляет". Цель и препятствия это двигатель поведения героя, а его характер определяет скорость и траекторию движения героя. Чтобы текст цеплял, характер героя должен меняться по ходу преодоления трудностей. Вот и весь секрет. Обещание надежды, что потом всё будет по-другому и сам ты станешь - другим.

В качестве тренировки, писательница Катерина Мурашова, которая сочиняет в духе психологической прозы, написала рассказ. Попробуйте проанализировать его, применив вышеназванную систему координат. Где там тайна, недостаток, преимущество, какая у героя цель и устремление, как меняется характер героя по ходу повествования?

Текст рассказа здесь
http://pikabu.ru/story/voskhozhdenie_v_ad_4900496
Tags: юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments