m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Жили-были

24

Текст про вину http://www.psihodrama.ru/t330.html

Разбирать его построчно нет нужды, я напишу ремарки к ключевым абзацам, как это делал бы редактор научной статьи.

Елена Лопухина. «Точка зрения по поводу чувства вины»


Разобраться с тем, что это такое – чувство вины совсем не просто. Одни считают его социально полезным и даже необходимым внутренним регулятором поведения, а другие утверждают, что это болезненный комплекс.
(добавить утверждение о позиции автора в вопросе)

Само слово вина часто используется как синоним чувства вины, в то время как первоначальный смысл этого слова иной. «Вина - провинность, проступок, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок». (Толковый словарь русского языка» В.Даля).
(то есть вина - это действие)

Изначально слово вина означало либо сам реально нанесенный ущерб либо материальное возмещение нанесенного ущерба.
(авторская трактовка вины как последствий действия или компенсации последствий действия)

Виновный - тот, кто нарушил законы или договоренности и должен возместить нанесенный ущерб.
(путает вину с признанием вины)

Есть большая разница между - «быть виноватым» и «чувствовать себя виноватым».
(дать определение реальной вины и мнимой вины, разграничить понятия)

Человек виновен, когда он заранее знает, что может действием или словом навредить или причинить зло кому-то или самому себе и, тем не менее, делает это.
(дать определение умышленного и неумышленного действия, разграничить понятия умысла и вины)

Вину обычно признают за тем, кто нанес ущерб намеренно или в силу преступной халатности.
(дать определение психологической и юридической трактовки вины, разграничить сферы употребления термина)

Есть немало людей, которым свойственно считать себя виноватыми, хотя реально нанесенного преднамеренного ущерба не было в действительности.
(субъективное переживание мнимой вины)
Они решают, что виноваты, так как прислушиваются к тому «внутреннему голосу», который осуждает и обвиняет их, основываясь на тех, часто ложных, убеждениях и верованиях, которые, как правило, были усвоены еще в детстве.

Чувство вины - непродуктивная и даже разрушительная эмоциональная реакция человека на самообвинение и самоосуждение.
(с поправкой на чувство мнимой вины)

Чувство Вины по сути это агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию. Под влиянием голоса «внутреннего Прокурора», который выносит приговор «это все из-за тебя» такие люди упускают из виду, что намерения причинить зло в действительности у них не было, и кстати «забывают» выяснить был ли ими нанесен ущерб вообще.
(с поправкой на чувство мнимой вины)

Чувство вины человек испытывает гораздо чаще за то, что не совершил или не мог изменить, чем за то, что совершил или мог изменить и не сделал этого.
(дать определение случившегося и неслучившегося, показать, что чувства можно испытывать как по поводу случившегося, так и по поводу неслучившегося)

Накопления ни на чем не основанного ненужного и деструктивного чувства вины можно и нужно избегать. От невротической вины нужно и можно избавляться.
(невротическая вина как мнимая вина выше)
Но даже когда проступок действительно имел место, чувство вины остается деструктивным.
(в суде это называется "вину не признал, раскаяния не выражает" и приводит к утяжелению наказания)

Между тем в результате осознания факта реально нанесенного ущерба люди способны испытывать различные переживания.

Альтернативой чувству вины является переживание совести и ответственности.
(вина появляется после действия, совесть это система представлений о допустимом и недопустимом)

Различие между виной с одной стороны и совестью и ответственностью с другой на наш взгляд – кардинально. И хотя это принципиально разные вещи, многие люди не видят и не понимают разницы между ними и нередко путают эти понятия между собой.
(вина в сфере поведения, наблюдаемого внешним наблюдателем, совесть - во внутренней сфере, и шире, чем действия, охватывает так же намерения и слова)

Совесть - внутренняя инстанция, осуществляющая нравственный самоконтроль и оценку собственных взглядов, чувств, совершаемых поступков, их соответствия его своей самоидентичности, своим базовым жизненным ценностям и целям. Совесть проявляется как внутренний, часто бессознательный запрет на неодобряемые действия (включая внутренние), а также как чувство внутренней боли, которое сигнализирует человеку о протесте внутренней нравственной инстанции против совершенных действий, противоречащих собственной глубинной системе ценностей и самоидентичности. Муки, «угрызения» совести касаются ситуации, когда человек в силу каких-то причин нарушил свой собственный нравственный принцип и призваны удержать его от аналогичных действий в будущем. Совесть тесно связана с чувством ответственности. Совесть вызывает мощное внутреннее побуждение к выполнению нравственных норм, в том числе норм ответственности.
(дополнить новейшей научной информацией о биологических коррелятах нравственного чувства, есть зоны мозга, ответственные за моральные эмоции)

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.
(не показывайте это предложение юристам. Никогда)

Чувство ответственности - это стремление выполнять взятые на себя обязательства и, если они не выполнены, готовность признать ошибку и возместить нанесенный ущерб, совершить те действия, которые нужны для исправления ошибки.
(ответственность чаще возлагают, чем стремятся взять. Таковы правила дорожного движения, налоговое законодательство, обязательная воинская служба и другие действия в категории долга и должного)

Причем ответственность обычно признается независимо от намеренности: кто сделал - тот и отвечает.
(или на кого возложили в момент рождения мужского пола - тот и ответственно исполняет призывные обязательства)

Испытывая чувство вины, человек говорит себе: «Я плохой, я заслуживаю наказания, нет мне прощения, у меня опускаются руки». Метафорически оно описывается как «тяжелый груз» или как «то, что гложет». Когда человек погружается в свою виноватость, ругает себя за совершенные ошибки ему очень трудно - фактически невозможно - анализировать свои ошибки, думать, как улучшить положение, найти правильное решение, что-то реально сделать, чтобы исправить ситуацию.
(дать определение покаяния и раскаяния)

Посыпая голову пеплом («Если бы я не сделал этого или сделал вот это …. то все было бы по-другому»), он смотрит в прошлое и застревает там. В то время как ответственность направляет взгляд в будущее и побуждает движение вперед.
(дать разграничение отвественности и раскаяния)

Принятие позиции ответственности – необходимая предпосылка развития личности. Чем более высокий у человека уровень развития личности, тем менее ему свойственно пользоваться таким негативным регулятором поведения, как чувство вины.
(сензитивный тип личности, эпилептоидный тип личности и шизоидный тип личности по-разному принимают свою вину, нет одного переживания вины для всех личностей)

Чувство вины наносит человеку глубочайший вред.
(не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасёшься, гласит христианская парадигма, разделяемая многими клиентами психологов)

Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, нереалистично, неконкретно, размыто.
(сформулировано в десяти заповедях, чего делать нельзя, табу, запрещено)

Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску. Вина опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека.
(дать определение исповеди и соотнести Таинство покаяния и светский разговор с психологом)

Переживание вины сопровождается тягостным ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку и в целом своей «плохости».
(и создаёт движущую силу для искупления вины, чтобы избавиться от тягостного ощущения)

Хроническая вина превращается в способ восприятия мира, что отражается даже и на телесном уровне, буквально изменяя тело, и в первую очередь осанку. У таких людей понурая поза, согбенные плечи, как будто они несут привычный «груз» на своем «горбу». Заболевания позвоночника в зоне седьмого шейного позвонка во многих случаях (кроме явных травм) связаны с хроническим чувством вины. Людям, несущим в себе с детства хроническую вину, как будто хотят занять меньше места, у них особенная скованная походка, у них никогда не бывает широкого легкого шага, свободной жестикуляции, громкого голоса. Им часто трудно посмотреть человеку в глаза, они постоянно низко склоняют голову и опускают взгляд, а на лице – маска виноватости.
(часто женщины, которые чувствуют себя виноватыми за аборт в молодости, ухаживают за тяжело больными в больнице, искупая таким образом свою виноватость. На их лице маски виноватости нет, им легче от того, что существует возможность искупления)

Для нравственно зрелого и психологически здорового человека чувства вины не существует.
(расскажите это немцам, которые чувствуют себя виноватыми за преступления дедов в нацистской Германии)

Есть только совесть и чувство ответственности за каждый свой шаг в этом мире, за принятые соглашения, за сделанный выбор и за отказ от выбора. Негативные переживания, связанные с совестью и ответственностью прекращаются с устранением вызвавшей их причиной. И совершение какой-либо ошибки не приводит такого человека к истощающему внутреннему конфликту, он не чувствует себя «плохим» — просто исправляет ошибку и живет дальше. А если конкретную ошибку исправить нельзя, извлекает урок на будущее и память о ней помогает ему подобных ошибок не совершать.
(или платит деньгами компенсационный выплаты, всю жизнь для жертв нацизма)

Хочется подчеркнуть, что чувство вины, базирующееся на самонаказании и самоуничижении, - направлено на самого себя.
(в нём есть надежда на Спасителя, который примет покаяние)

Человеку, поглощенному чувством вины и самобичеванием не до действительных чувств и потребностей другого.
(другой не может управлять моей собственной совестью и счётом грехов к самому себе)

В то время как переживания, вызываемые совестью, включают сожаление о содеянном и сопереживание пострадавшему. Они, по своей сути, ориентированны на состояние другого человека, – «во мне болит его боль».
(дать объяснение, почему предвосхищение боли другого не остановило от совершения поступка, который потом вызовет сожаление)

Готовность признать свою реальную вину – один из показателей ответственности, но недостаточный сам по себе.
(признание реальной вины называется покаянием, покаялся в своём поступке)

Чувство вины тоже может (хоть и не всегда) побуждать ее признание. Однако сам факт признания своей виноватости часто предъявляется, как достаточное искупление.
(покаяние недостаточно, нужно раскаяние - то есть осознанный выбор больше никогда не совершать таких поступков)

Нередко можно услышать недоумение: — «Ну, я же признал, что виноват и извинился — чего вы еще от меня хотите?». Но пострадавшему этого, как правило, не бывает достаточно, а если он не чувствует в этом внутренней правды и вовсе не нужно. Он хочет услышать про конкретные меры по исправлению ошибки или компенсации нанесенного ущерба.
(в суде компенсация обнуляет процесс, в нравственном смысле он может длиться намного дольше)

Еще в большей мере необходимо, особенно если исправить ее невозможно, искренне выразить другому сопереживание и свое сожаление, также (если действие было преднамеренным) еще и честное раскаяние.
(в молитве слова: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. То есть намеренно и ненамеренно, словами и поступками, осознанно и неосознанно)

Все это не только нужно пострадавшему, но и тому, кто нанес реальный ущерб, приносит облегчение.
(не все пострадавшие согласятся с данным тезисом)

Откуда же берется наше чувство вины, и почему, несмотря на деструктивность оно так широко распространено?
(биология говорит, клетки в мозгу такие есть)

Почему люди так держатся за самообвинение в ситуациях, когда они ни в чём не виноваты? Дело в том, что вина прикрывает беспомощность. Чувство вины закладывается в раннем детстве под влиянием особенностей психического развития ребенка с одной стороны и родительских воздействий с другой.
(социализация вносит свой вклад в это, но этическое чувство в людей биологически детерминировано)

Возраст 3-5 лет – это тот возраст, когда может сформироваться стойкое чувство вины как негативный внутренний регулятор поведения, так как именно в этом возрасте у ребенка возникает сама способность его испытывать, что его родители быстро обнаруживают и используют.
(не все родители)
Этот возрастной период предоставляет для этого подходящую почву. «Творческая инициатива или вина» - так называет Эрик Эриксон этот период и соответствующую главную дилемму детского развития.
(Эрик Эриксон не жил в детоцентрическую эпоху, это очевидно)

Чувство вины естественно возникает у ребенка в этом возрасте как психологическая защита от ужасающего чувства беспомощности и стыда связанного с переживаемым им в этот период крахом чувства своего всемогущества.
(добавить "по мнению психоаналитиков")

Ребенок бессознательно выбирает вину, как меньшее из двух зол. Как если бы он бессознательно говорил себе «Я уже чувствую, что не все могу, это невыносимо, нет, это просто в этот раз не получилось, а вообще-то я это могу. Я мог, но сделал. Значит - я виноват. Я помучаюсь, и в следующий раз получится, если я постараюсь».
(дети умеют обвинять других детей в нарушении правил игры, то есть чувство справедливого и соблюдения общественного договора доступно уже дошкольникам. "Жулить" в игре дети не разрешают другим детям и без присутствия взрослых, поскольку вина это социальный регулятор поведения во всех обществах)

При благоприятных воздействиях родителей ребенок постепенно принимает свое не всемогущество, преодолевает чувство вины и дилемма решается в пользу успешного развития творческой инициативы. При неблагоприятных воздействиях родителей у ребенка на долгие годы, а порой и на всю оставшуюся жизнь остается склонность испытывать чувство вины и ограничения на проявление творческой инициативы. «Груз» вины, который человек носит на себе с детства, и во взрослом возрасте продолжает мешать ему жить и общаться с людьми.
(добавить "по мнению психоаналитиков")

Заметим, что хотя истоки хронического чувства вины лежат в основном в возрасте 3-5 лет, склонность испытывать чувство вины как защитный механизм может включаться и во взрослом возрасте, даже при относительно благоприятном детстве. Так, чувство вины является одной из обязательных форм проявления фазы протеста в процессе переживания значимой потери, в том числе серьезной болезни и смерти близких.
(рассказать о переживании утраты, дать определение вины выжившего)

Протестуя против чудовищности случившегося, прежде чем смириться со случившимся, принять свою беспомощность и начать горестное оплакивание, люди винят себя в том, что не сделали чего-то для спасения, несмотря на то, что это было объективно абсолютно невозможно. При благоприятном детстве такое чувство вины вскоре проходит. При наличии у человека детского комплекса вины, несуществующая вина за потерю может оставаться в душе человека на много лет, а процесс переживания травмы потери не завершается.
(травмой называют то, что не является естественным ходом событий, смерть - часть естественного порядка вещей, а не травма)

Таким образом, вместо того, чтобы испытывать беспомощность и стыд в ситуациях, когда мы слабы и ничего не можем изменить, люди «предпочитают» чувство вины, которая является иллюзорной надеждой на то, что всё ещё можно исправить.
(добавить "по мнению психоаналитиков")

Те неблагоприятные воздействия родителей, которые индуцируют и формируют постоянное чувство вины, фактически сводятся к прямым обвинениям и порицаниям, а также к упрекам и укорам. Подобное давление на чувство вины — это один из главных рычагов, которым родители пользуются как для формирования у него внутреннего регулятора поведения (который они путают с совестью и ответственностью), так и для быстрого управления ребенком в конкретных ситуациях.
(тот, кто обвиняет, тот обладает властью)

Индуцируемая вина становится своего рода кнутом, подстегивающим к действиям, к которым стремятся побудить ребенка родители, причем кнутом, подменяющим воспитание чувства ответственности. И родители к нему прибегают, как правило, потому, что сами были воспитаны точно так же и до сих пор не смогли избавиться от вечной собственной виноватости.
(рассказать про экстрапунитивные (обвинительные) реакции в тесте Розенцвейга, как реакцию на фрустрацию)

Винить ребенка, по сути, неправильно. Он в принципе не может быть виноват в том, в чём его обвиняют родители, потому что он вообще не несёт ответственности за свои деяния и не способен ее нести. И взрослые легко перекладывают свою ответственность на ребенка. Например: ребёнка ругают или укоряют за то, что он разбил хрустальную вазу. Однако, очевидно, что когда в доме маленький ребёнок, родители должны убирать ценные предметы, это их ответственность. Если кто и отвечает за разбитую вазу, то родители, так как ребёнок еще не может соизмерять свои усилия, управлять своей моторикой, своими чувствами и побуждениями и, конечно же, не способен пока отслеживать причинно-следственные связи и последствия своих действий. Взрослые люди, непонимающие психологических особенности ребенка сначала приписывают ему способности, которых у него нет, а потом винят его за действия, совершенные из-за отсутствия, как за якобы преднамеренные. Например: «Ты нарочно не засыпаешь и не жалеешь меня, не даешь мне отдохнуть, а я так устала» или «Неужели ты не мог играть на улице аккуратно, теперь мне придется стирать твою куртку, а я и так устала».
(возложение мнимой вины, перенести в соответствующий раздел)

Хуже того, часто родители и другие взрослые предъявляют ребенку несправедливый ультиматум: «Если ты не признаешь, свою вину, я с тобой не буду разговаривать». И ребенок вынужден признавать несуществующую вину под угрозой бойкота (который для ребенка невыносим) или под страхом физического наказания.
(шантажное поведение родителей, утверждение власти над ребёнком не только обвинениями, но и шантажом, потребность властвовать над ребёнком у определённого типа родителей)

Давление на чувство вины — это манипулятивное воздействие, которое носит, безусловно, деструктивный характер для психики.
(разграничить вымогательство покаяния в мнимой вине и обвинение ребёнка)

До поры, до времени ребенок не способен критически оценивать то, что с ним происходит, поэтому все поступки родителей он принимает за чистую монету и, вместо того, чтобы воспротивиться разрушительному воздействию родительских манипуляций, послушно им подчиняется. И в результате всего этого он научается верить, что виноват, чувствовать свою вину за несуществующие прегрешения и, как следствие, ощущать себя всегда и всем должным.
(способность адекватно оценивать реальность помогает ребёнку ощущать надуманность и вымогательства, и обвинений)

Такое необоснованное, как правило, неосознанное и непоследовательное давление родителей и других значимых взрослых на чувство вины приводит к путанице в голове ребенка.
(reality testing, способность адекватно оценивать реальность, формируется у детей уже в дошкольном возрасте. Им становится доступен смысл стихов про путаницу, где предметы заняты неподобающими им делами, их веселят абсурдные строфы, и поведение родителей дети в общей массе тоже понимают. Не понятно это детям с парциальной задержкой психического развития, у кого межличностный интеллект ниже среднего. Путаница в голове ребёнка от ЗПР, а не от родителей, другие дети с такими же бабушками и родителями злятся и поступают по-своему, не ведутся на манипуляции)

Он перестает понимать, чего же от него требуют — чувства вины или исправления ошибки. И хотя по воспитательному замыслу, предполагается, что, сделав что-то нехорошее, ребенок должен испытать чувство вины и тут же броситься исправлять свою ошибку, ребенок, напротив, усваивает, что испытать и продемонстрировать свою виноватость — это и есть достаточная плата за совершенный проступок.
(имитационное поведение ребёнка с ЗПР, поверхностная причинно-следственная связь)

И теперь вместо исправления ошибок родители получают лишь виноватый вид, мольбу о прощении - «Ну, пожалуйста, прости меня, я больше так не буду» - и его тяжелые, мучительные, самоуничтожающие переживания своей виноватости.
(если ребёнок в симбиотических отношениях с родителем, чья компетентность компенсирует его собственную ЗПР, то он идентифицируется с агрессором и уничижительно относится к самому себе)

И чувство вины, таким образом, подменяет ответственность.
(слова "таким образом" лишние)

Формировать совесть и ответственность гораздо труднее, чем чувство вины и требует не ситуативных, а стратегических усилий. Укоры и порицания - «как тебе не совестно!» «Как ты могла, это безответственно!» - способны вызывать только чувство вины.
(обязанность родителей - задавать ребёнку настройки на можно и нельзя, учить тому, что такое хорошо, а что такое плохо. Если родители самоустраняются от формирования норм этики и морали, то вырастает ребёнок со сбитыми настройками на можно и нельзя, который не может "просто сказать Нет" там, где это требуется)

Совесть и ответственность требуют не порицаний, а терпеливого и сочувственного объяснения ребенку неизбежных последствий для окружающих и для него самого его действительно неправильных действий.
(и в первую очередь - готовности родителей соблюдать запреты и табу. Дети обучаются на примере)

В том числе с одной стороны про их боль, пробуждая не вину, а сопереживание, и с другой стороны, про неизбежное эмоциональное отдаление от него других людей, если он в дальнейшем будет так себя вести.
(о долгосрочных последствиях и предвосхищении дальнейших шагов других людей имеет смысл говорить со школьниками. Между тем, уже дошкольники знают, что Карабас-Барабас поступает плохо, а черепаха Тортилла - хорошо. Сопереживание может быть недоступно эмоционально тупым детям в принципе, но это не значит, что их не надо социализировать и объяснять им нормы общежития)

И конечно не должно быть несправедливой критики ребенка за то, что он не мог контролировать.
(усилить вывод)
Tags: Жили-были
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments