m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Учимся думать 42

История Стива Дж

Когда мы с вами обсуждали тему идентичности, я давала в постах упражнения на получение доступа к идентичности (чтобы не листать, вот они ниже)

http://rabota-psy.livejournal.com/361654.html
Нарисуйте свою линию жизни. На какие периоды вы поделили бы прожитые годы? Выберите один из них. Опишите свою личность в этот, выбранный вами, период времени.

Нарисуйте свою линию жизни. Какие значимые для вас события вы бы отметили на ней? Выберите одно из них. Опишите свою личность в этот, выбранный вами, момент.

http://rabota-psy.livejournal.com/361947.html
Перечитайте описание своей личности (в выбранный период или в выбранный момент). Как вы думаете, какими ценностями вы тогда руководствовались, поступая тем или иным образом? По сравнению с вами сегодня, эти ценности в чём-то изменились или остались точно такими же?

http://rabota-psy.livejournal.com/362040.html
Подумайте о всех людях (ваших домашних, друзьях, учителях или авторитетах, выдающихся спортсменах, учёных или артистах, которые вам нравятся, героях кинофильмов или книг), которые когда-то повлияли на вас, благодаря которым ваша личность стала немного иной. В чём именно проявилось влияние, как вы думаете? Сколько вам было лет, когда вы впервые почувствовали, что хотите что-то изменить в себе под влиянием этого человека?

Мы сейчас рассматриваем первое десятилетие жизни Стива Джобса. На какие периоды времени биограф поделил прожитые годы? Дома, в начальной школе, в средней школе. О личности в первый период времени биограф не сообщает практически ничего (!) Мы знаем только, что у него появилась сестра на два года младше (1), что он заплакал, когда соседская девочка во время игры на лужайке сказала ему, что он приёмный, и как именно его утешили родители (2), что мама научила его читать до школы.

Интервью с сестрой, которая знала Стива 54 года своей жизни, жива-здорова и живёт и работает в Америке, в книге так же отсутствует.

Обычно период первых лет жизни вызывает гораздо больше вопросов. 10 января 2016 года я давала подборку постов, как психологи упорядочивают анамнестический материал и наблюдения.

Рефлексия по поводу массы бессвязных наблюдений и упорядочивание их в стройное повествование может идти по четырём осям, ведь взрослые люди в основном посвящают свою жизнь четырём занятиям:
- работе, дающей им средства к существованию,
- удовлетворению своих сексуальных желаний,
- занятиям, которые недостаточно прибыльны, чтобы мы посвящали им всё своё время, таким как общение или хобби,
- и деятельностью, продиктованной убеждениями.

Психологов учат, что, если клиент молчал как рыба хотя бы об одной из этих сфер, терапия не состоялась. Психотерапевту, размышляющему над ходом терапии, приходится постоянно задавать себе вопрос: «Что я упустил?», «Чего не знаю?», «Что представляется необъяснимым?».

Читатель, внимательно и вдумчиво изучающий биографический труд Walter Isaakson (Уолтера Айзексона, перевели имя калькой с английского, а по-русски будет Вальтер Исааков), задаётся теми же самыми вопросами. Я рассуждаю с вами над текстом с цитатами на материале книги, потому что это наиболее этичный из всех возможных, как мне представляется, способ научить думать, анализировать, сопоставлять, размышлять о психодинамике другого человека и о терапии (тексте биографиии=том, что вошло в рассказ на приёме).

Соответственно, вопрос биографа Стиву Джобсу:
Опишите свою личность в этот, выбранный вами, период времени, - относительно раннего детства и первых лет в школе, так и не прозвучал. Кем был для него тот друг из начальных классов? Были ли в семье коалиции, у каждого родителя свой любимчик из детей? Дружили ли они с сестрой или он презирал "тупую и обычную", а она боялась его "злого и гадкого"?

Вопрос Нарисуйте свою линию жизни. Какие значимые для вас события вы бы отметили на ней? Выберите одно из них. Опишите свою личность в этот, выбранный вами, момент, - был задан. В ответ на него Стив рассказал про восторг "у меня родители, которые шикарно выглядели когда-то", про урок отца у забора, выстругивать гладко, даже если никто никогда не увидит, и про реплику об учителях в начальной школе "Они едва не убили моё любопытство".

Случайно или нет способ представления материала такой фрагментированный? А может, и в общении со своим биографом Стив Джобс в переносе воссоздаёт ту самую фрагментированность Я на мозаику отдельных воспоминаний-кусочков, не складывающихся в цельный характер?

Вопрос, как вы думаете, какими ценностями вы тогда руководствовались, поступая тем или иным образом? По сравнению с вами сегодня, эти ценности в чём-то изменились или остались точно такими же? - появляется только на этапе после средней школы. Снова, всё раннее детство и ранний подростковый возраст за скобками, как будто нет ни характера, ни привязанностей, ни симпатий и антипатий. Только проказы в школе, вера родителей в его особенность и нежелание его наказывать, и первая учительница, которая дала ему в руки деньги.


Вопрос о людях, оказавших влияние, - биограф структурирует материал таким образом, что ясно, что это отец и учительница. А где тогда мать?

Давайте попробуем посмотреть на пробелы в первом десятилетии жизни взглядом психолога. И начнём с самого простого, со школьного психолога. Анкета есть здесь http://rabota-psy.livejournal.com/365380.html Что мы знаем о Стиве Джобсе в его первое десятилетие жизни, какие графы анкеты мы могли бы заполнить?
Tags: История Стива Дж, сеанс одновременной игры, семейное чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 216 comments