m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Дети Рисуют Семью 27/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Egor-M-13

Раскрашено карандашом, в ожидаемой для возраста манере, - заполнен центр штриховкой и кольцо штрихов точно "подгоняет" цвет к краям. Визуально-моторная координация по возрасту, свидетельств истощаемости и утомляемости нет.

Из цветов радуги нет кричаще-красного, выбраны более спокойные оттенки, - один цвет в палитре отсутствует у многих детей, диагностическим будет отсуствие трёх и более цветов, половины спектра.

Egor-13

Рисунок принадлежит "визуальномедийному" ребёнку, для которого цвет и эмоциональное переживание - важная информация при принятии решения (в тесте Роршаха это называется экстратенсивным типом переживания). Хотя мама вмешалась в эксперимент и спросила "Раскрашивать не будешь?" (психолог позволил бы ребёнку быть самим собой, а на вопрос тревожного ребёнка, обязательно ли раскрашивать, ответил бы "Как хочешь", "It's up to you"), если бы ребёнок был двойственным, он рисовал контуры цветными линиями, а если бы письменным, то отказался бы раскрашивать, ибо незачем делать лишнюю работу.

Смысл рисунка передаёт иероглиф "фаворитизм". На первых ролях, в восприятии автора, сестра, на вторых мама и папа, на третьих - он сам. Если провести воображаемую линию, то "на одной линии" стоят герои "одного плана". Эта воображаемая линия "пола" ровная, не кренится, - значит, дефицит оперативной памяти не осложняет клиническую картину. Дети, у которых есть "крен палубы" в рисунках, часто имеют психиатрический диагноз ADD, синдром дефицита внимания (attention deficit disorder), и в Израиле получают риталин (в таблетке 10 мг, есть дети, которые начинают день 5 мг риталина, есть дети, которые с 80 мг. Поэтому мало знать "получает ребёнок риталин или нет", важно знать "сколько". Риталин - это метилфенидат, "как кокаин", психостимулятор, выписывается в аптеке по рецепту, который учитывается как все наркотические препараты. В России официальное лечение Риталином запрещено. У взрослых с дефицитом внимания часто наблюдается пристрастие к кофеину (тот же психостимулятор, по сути). Поэтому, если вам рассказывают о необходимости пить в сутки восемь-десять "эспрессо", чтобы продуктивно работать, и чем крепче, тем лучше, вы первым делом подумаете, каким же будет уровень функционирования "на отмене" вздрючивающего психику вещества).

Методика ДРС придумана для того, чтобы моментально находить с ребёнком общий язык и эффективность терапии сделать максимальной. Такому мальчику, как Егор, очень важно, понравилась ему терапевт или не понравилась, - эмоции важный фактор в принятии решения, и он откажется ходить на занятия, если они будут бессобытийными, однообразными и скучными. Поэтому вариант "читай страницу текста и подчеркни непонятные слова, а потом мы об этом поговорим" при разработке плана лечения будет отметён с порога. Это "письменному ребёнку" интересно прочесть и самому в тишине обдумать. "Визуальномедийный" хочет с вами что-то этакое делать, чтобы потом об этом рассказать, - и, рассказывая и представляя, как он это делал, в шоу, где он главное действующее лицо, он обдумает то, что вы постигали на сессии.

Профессиональный психодиагност имеет представление об уровне изобразительного мастерства школьников того или иного возраста. Задержка психического развития проявляется в том, что на втором десятке лет жизни нет двойных линий конечностей (рук и ног), а нарушения обучаемости проявляются пропусками частей тела (в рисунках мальчика нет шеи, на руках нет пяти пальцев, в глазах нет зрачков. Это свидетельство недостаточности импульс-контроля и визуально-пространственных синтезов. В самом простом виде синтез это понимание "под", "над", "позади", в более сложных - это умение прочесть слова (ряды букв), понять их и соотнести между собой в воображаемом пространстве смысла, как во фразе: "Он думал, что уснула я и всё во сне стерплю, Иль думал, что я думала, что думал он - я сплю" в случае предикативных функций речи (глагольных, действенных) или во фразе: "Знакомый соседа сына прокурора встретил сестру дворника мамы прокурора" в случае номинативных функций речи (имена существительных, называние). В обоих случаях, чтобы понять написанное, вы мысленно создали рисунок (визуализировали), кто кому что делал или кто кому кем приходится, мысленно зарисовали. Ребёнок, который имеет функциональный дефицит (функция недостаточна, слаба, словно сломанная нога) приберегает "больную ногу" и избегает пользоваться данной функцией. То есть уклоняется от выполнения заданий, где надо "прыгать на больной ноге". Дети настолько изобретательны в избегании нагрузок, что родители чего только о них не думают. Специалисты сразу делят симптомы на вторичные (избегающее поведение) и первичные (дефицит функции) и занимаются сразу первичными. Иногда дают поддерживающую психотерапию маме, чтобы ей было кому рассказывать, как её вторичными симптомами доводят до белого каления родные дети :) пока идёт лечение первоистоков расстройства у ребёнка.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments