m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 26/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Eva-F-3

Это рисунок, где правой рукой начали раскрашивать кружки не слева направо, а справа налево. У нас выше есть рисунок 6 летней Маргариты, аналогичный пример на атипию. В палитре есть вся радуга (кроме фиолетового), свидетельство эмоционального благополучия. Раскрашивает "мотками линий", возрастная норма для трёхлеток, у них "кольцо времени" ещё не разомкнуто в "прямую", в ось времени, ещё нет вчера-сегодня-завтра и планирование на некоторое время вперёд, трёхлетний ребёнок живёт сегодняшним днём, а вчера похоже на сегодня, потому что жизнь определяют взрослые, от подъёма до отбоя.

В палитре дважды использован серый цвет, - либо он у девочки любимый, либо это свидетельство персеверации, "застревания". Если второе, то родители уже пожаловались вам на "упрямство" или "занудство" ребёнка. Свидетельств усталости или истощения не наблюдается.

Добрый день!
Цифры израильские дети пишут как русские, слева направо, и английский со второго класса учат, тоже слева направо читать и писать приходится. По-русски вы читаете ей, по строчке слева направо ведёте рукой, на телевизоре бегущая строка в английских новостях и в русских новостях - в другом направлении, чем в израильских, бежит. Так что влияния самые разные на ребёнка, и ваше обучение - одно из них.

Ага, это вы диктовали ей, как раскрашивать круги, а я удивлялась, почему мама на рисунке без улыбки и лицо небрежно нарисовано. Она сердилась на ваше вмешательство в её творчество, скорее всего.
Про образы интересно. Не нашла крыльев у собаки, она только людям (у которых руки, а не лапы), крылья удвоила, по-моему.
Насчёт выцветшего брата - перед ней были десять других цветов и она взяла именно выцветший. Достаточно было двух миллиметров первого штриха, чтобы увидеть, что не устраивает и поменять. Она не поменяла, рисовала "плохим, выцветшим" фломастером "конкурента".

Eva-3

Тут в рисунке любопытный "сложный иероглиф". Мы уже видели такое "составное" из двух смыслов послание, когда обсуждали рисунок 6-летнего Фёдора. Здесь изобразительные средства: фломастер и карандаш, карандашей в палитре нет, поэтому брата рисуют "отвергаемыми" средствами изображения. Потом, конечно, над ним сжалились и подрисовали часть лица и ноги фломастером (фиолетовым, заметьте, этого цвета тоже нет в палитре). Рука художника подписала приговор "выцвети и исчезни, братец". Эмоциональное отвержение, выраженное цветом, я называю иероглифом "немилость".

Семью передаёт иероглиф "близость", показаны члены семьи рядом, и они держатся за руки (на исполнительском уровне трёхлетнего ребёнка). Стоят все на одном уровне, роста одинакового, на первом плане собака, она "стоит" на нижнем крае листа, это предсказуемо, именно так видит "пол" возрастная норма. Тип переживания обещает быть "визуальномедийным", когда будет псевдореалистическая стадия и мы увидим одетых персонажей, можно будет сказать определённее. Глаза без зрачков, пока не заработали в полную силу "фокусировка" образа, ведь правый и левый глаз разнесены в пространстве, между ними есть расстояние, и считываемая глазами информация соединяется в одну картинку (целостную) "в уме" благодаря работе теменных и затылочных долей коры головного мозга. "Крылышки" и руки это репрезентация "удвоения конечности", такое бывает, когда сигналы от мышц руки поступают в мозг "диффузными", неточными, как звук и эхо. И ощущается это как "руки спереди и руки сзади (крылья), в один целостный образ одной руки не соединяется пока, незрелая соответствующая зона головного мозга. В диалоге с lussi есть ссылка на выпуск Золотой рассылки "Интерпретация проективных тестов" на www.subscribe.ru, там рисунки "девочки с крыльями" тоже есть. Это "уйдёт" из рисунков, как только скомпенсируется соответствующая неврология. Чтобы это ускорить, я рекомендую простые упражнения. Подойти вместе с ребёнком к стене, вытянуть указательный палец руки, нарисовать на стене знак бесконечности, размашисто ("лежачую восьмёрку"). Несколько раз одной рукой, потом несколько раз другой. Попросить ребёнка сделать то же самое. Потом приблизиться к стене, нарисовать "лежачую восьмёрку" локтем, одним и другим. Потом "на слабо" нарисовать плечом, одним и другим, потом носом, потом развернуться спиной и изобразить мягким местом. Потом развернуться и изобразить коленкой. Вытянуть носочек ноги и нарисовать на полу - пальцем, затем пяткой, для каждой ноги. Всё. Главное, под настроение делать периодически упражнения и "стимулировать" образование ассоциативных связей, - вы фактически точку межполушарного взаимодействия "ставите" ребёнку. Для тех, у кого слабые пальчики, в протвень из духовки насыпается ровным слоем рис, и по слою риса каждым из пяти пальчиков "лежачие восьмёрки" рисуем. После того, как ладошка и глаз "подружились", берём маленький теннисный мячик и передаём из руки в руку перед собой и за спиной - по часовой стрелке и против часовой. Вам важно взаимодействие правой и левой половин тела, на физическом мышечном уровне, и на умственном. Это уберёт эффект "звука и эха".

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments