m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Дети Рисуют Семью 25/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Alexey-M-13

Как ни парадоксально на первый взгляд на "мрачный" ряд кружков, радуга в палитре есть, за вычетом одно-единственного красного цвета все присуствуют. Визуально-моторная координация по возрасту, раскрашено аккуратно, качество заполнения формы цветом не показывает влияния усталости или истощаемости. Последовательность раскрашивания слева направо, фигуры тоже нарисованы слева направо, никаких неожиданных поворотов в последовательности действий (switch) в рисунке нет.

Alexey-13

Рисунок семьи "жмётся к верхнему краю листа", автор словно игнорирует огромное белое поле возможностей, которое даёт перед ним чистый прямоугольник бумаги. Похоже, что мальчик рисовал "только головы", так начал рисунок Жереми 4 лет, его рисунок мы рассматривали вчера, и "только головы" нередко рисуют подростки, испуганные изменениями в теле, которые "вдруг" несёт с собой пубертат. Ребёнок получает тело мужчины или женщины: изменяются объёмы тела, запахи тела и гладкость кожи (она "лохматится" или "бугрится", иная при прикосновении). Детали причёски у каждого из членов семьи индивидуальны, мальчик старался сделать их узнаваемыми, по-видимому, стремился к реалистичности (возрастная норма). Ни один из членов семьи, - по-видимому, - не задумывался как стоящий на земле, или на воображаемой поверхности пола, то есть имеющий опору под ногами либо топчущий что-либо ногами. Вместе с отсутствием красного цвета в палитре это наводит на мысль о том, что настаивать на своём, доминировать у ребёнка не получается. Подтверждает эту гипотезу и פחד לתפוס מקום, по-русски боязнь занять место. В буквальном смысле слова творец рисунка боится занять место пустого листа, в жизни, возможно, боится занять своё место: не знает пока, где оно или не знает, как это делается. В целом возрастная норма, обычная подростковая проблематика.

Рисунок "тела из спичек", вероятнее всего, компромисс между страхом не выполнить задание и вызвать недовольство экзаменатора и желанием "выкинуть тело", не рисовать его. Так дети помладше "выкидывают" из рисунка семьи новых братиков-сестричек или "выкидывают" руки дедушки, если дедушка наказывает рукоприкладством.

Последовательность рисования членов семьи, от старших к младшим, передаёт идеи "иерархии по возрасту", первым тот, кому больше лет, последний тот, кому меньше всех лет, поэтому иероглиф здесь "иерархия". Соответственно и бабушка получила тело чуть короче дедушкиного, мама - короче папиного, ребёнок - короче маминого, а младший брат - самое короткое. Тип переживания - "письменный", имея перед глазами богатство цвета и только что продемонстрировав возможность цветами воспользоваться, ибо успешно раскрасил кружки, семью мальчик нарисовал в монохроме.

Tags: тест
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments