© Бермант-Полякова О.В., 2012
ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)
Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.
Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)
Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Как ни парадоксально на первый взгляд на "мрачный" ряд кружков, радуга в палитре есть, за вычетом одно-единственного красного цвета все присуствуют. Визуально-моторная координация по возрасту, раскрашено аккуратно, качество заполнения формы цветом не показывает влияния усталости или истощаемости. Последовательность раскрашивания слева направо, фигуры тоже нарисованы слева направо, никаких неожиданных поворотов в последовательности действий (switch) в рисунке нет.

Рисунок семьи "жмётся к верхнему краю листа", автор словно игнорирует огромное белое поле возможностей, которое даёт перед ним чистый прямоугольник бумаги. Похоже, что мальчик рисовал "только головы", так начал рисунок Жереми 4 лет, его рисунок мы рассматривали вчера, и "только головы" нередко рисуют подростки, испуганные изменениями в теле, которые "вдруг" несёт с собой пубертат. Ребёнок получает тело мужчины или женщины: изменяются объёмы тела, запахи тела и гладкость кожи (она "лохматится" или "бугрится", иная при прикосновении). Детали причёски у каждого из членов семьи индивидуальны, мальчик старался сделать их узнаваемыми, по-видимому, стремился к реалистичности (возрастная норма). Ни один из членов семьи, - по-видимому, - не задумывался как стоящий на земле, или на воображаемой поверхности пола, то есть имеющий опору под ногами либо топчущий что-либо ногами. Вместе с отсутствием красного цвета в палитре это наводит на мысль о том, что настаивать на своём, доминировать у ребёнка не получается. Подтверждает эту гипотезу и פחד לתפוס מקום, по-русски боязнь занять место. В буквальном смысле слова творец рисунка боится занять место пустого листа, в жизни, возможно, боится занять своё место: не знает пока, где оно или не знает, как это делается. В целом возрастная норма, обычная подростковая проблематика.
Рисунок "тела из спичек", вероятнее всего, компромисс между страхом не выполнить задание и вызвать недовольство экзаменатора и желанием "выкинуть тело", не рисовать его. Так дети помладше "выкидывают" из рисунка семьи новых братиков-сестричек или "выкидывают" руки дедушки, если дедушка наказывает рукоприкладством.
Последовательность рисования членов семьи, от старших к младшим, передаёт идеи "иерархии по возрасту", первым тот, кому больше лет, последний тот, кому меньше всех лет, поэтому иероглиф здесь "иерархия". Соответственно и бабушка получила тело чуть короче дедушкиного, мама - короче папиного, ребёнок - короче маминого, а младший брат - самое короткое. Тип переживания - "письменный", имея перед глазами богатство цвета и только что продемонстрировав возможность цветами воспользоваться, ибо успешно раскрасил кружки, семью мальчик нарисовал в монохроме.
ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)
Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.
Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)
Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Как ни парадоксально на первый взгляд на "мрачный" ряд кружков, радуга в палитре есть, за вычетом одно-единственного красного цвета все присуствуют. Визуально-моторная координация по возрасту, раскрашено аккуратно, качество заполнения формы цветом не показывает влияния усталости или истощаемости. Последовательность раскрашивания слева направо, фигуры тоже нарисованы слева направо, никаких неожиданных поворотов в последовательности действий (switch) в рисунке нет.

Рисунок семьи "жмётся к верхнему краю листа", автор словно игнорирует огромное белое поле возможностей, которое даёт перед ним чистый прямоугольник бумаги. Похоже, что мальчик рисовал "только головы", так начал рисунок Жереми 4 лет, его рисунок мы рассматривали вчера, и "только головы" нередко рисуют подростки, испуганные изменениями в теле, которые "вдруг" несёт с собой пубертат. Ребёнок получает тело мужчины или женщины: изменяются объёмы тела, запахи тела и гладкость кожи (она "лохматится" или "бугрится", иная при прикосновении). Детали причёски у каждого из членов семьи индивидуальны, мальчик старался сделать их узнаваемыми, по-видимому, стремился к реалистичности (возрастная норма). Ни один из членов семьи, - по-видимому, - не задумывался как стоящий на земле, или на воображаемой поверхности пола, то есть имеющий опору под ногами либо топчущий что-либо ногами. Вместе с отсутствием красного цвета в палитре это наводит на мысль о том, что настаивать на своём, доминировать у ребёнка не получается. Подтверждает эту гипотезу и פחד לתפוס מקום, по-русски боязнь занять место. В буквальном смысле слова творец рисунка боится занять место пустого листа, в жизни, возможно, боится занять своё место: не знает пока, где оно или не знает, как это делается. В целом возрастная норма, обычная подростковая проблематика.
Рисунок "тела из спичек", вероятнее всего, компромисс между страхом не выполнить задание и вызвать недовольство экзаменатора и желанием "выкинуть тело", не рисовать его. Так дети помладше "выкидывают" из рисунка семьи новых братиков-сестричек или "выкидывают" руки дедушки, если дедушка наказывает рукоприкладством.
Последовательность рисования членов семьи, от старших к младшим, передаёт идеи "иерархии по возрасту", первым тот, кому больше лет, последний тот, кому меньше всех лет, поэтому иероглиф здесь "иерархия". Соответственно и бабушка получила тело чуть короче дедушкиного, мама - короче папиного, ребёнок - короче маминого, а младший брат - самое короткое. Тип переживания - "письменный", имея перед глазами богатство цвета и только что продемонстрировав возможность цветами воспользоваться, ибо успешно раскрасил кружки, семью мальчик нарисовал в монохроме.