m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Category:

Дети Рисуют Семью 23/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Левша

Sasha-M-12
Рисунок ребёнка начинается с раскрашивания кружков, цвета выбраны светлые и радуга в наличии, - "острое эмоциональное неблагополучие" выглядит как два-три цвета в палитре без намёка на радужность. Разглядывая увеличенным, мы заметим редкую штриховку, вдоль-поперёк, словно "в клеточку" раскрашено (дважды делает одну и ту же работу заполнения цветом, пока не знаем, почему). Визуально-моторная координация по возрасту, за контуры цвет не выходит, признаков утомляемости и истощаемости нет.

Левша (ведущая рука левая) не обязательно означает "зеркальное отражение" ведущих руки, ноги, глаза, уха. В большинстве случаев "зеркальное отражение" в левой руке даст и желание рисовать справа налево, то есть раскрашивать ряд кружков "с другой стороны". Здесь ребёнок держит карандаш в левой руке, как левша, и видит лист как правша.

Когда ребёнок выполнял задание, он нарисовал (монохромно) семью в виде схематичных фигурок, подписал словами, что каждая пиктограмма значит, потом вернулся к кружкам и подписал словами каждый кружок, пояснил. Получилось, что один ребёнок думает схемами, другой красками, третий словами о том, что делает. У Томаса Огдена есть идея аутистически-прилегающей позиции и описан вариант, когда "льнут" не к поверхности пола или поверхности своего тела, либо тела партнёра, а к словам: говорят, говорят, говорят, словно ткут кокон из слов вокруг себя, чтобы окутать себе пеленой слов и успокоиться. Возможно, задача нарисовать свою семью эмоционально перегрузила ребёнка и ему понадобилось много писать, чтобы успокоить самого себя? Тогда должны быть другие свидетельства хрупкости психики, и в рисунке, и по наблюдениям родителей.


Sasha-12

Рисуночек непростой, потому что иероглифов-посланий в нём два, на мой взгляд.
Ноги всех членов семьи стоят на одной воображаемой линии земли, с памятью у ребёнка, скорее всего, нет проблем. По высоте и крупности (у кого больше власти в семье, тот больше места на рисунке занимает) особых различий не видно, это не иерархия. "Иероглифом" этого рисунка я назвала бы "близость", члены семьи держат друг другу за руки, и автору рисунка важно прорисовывать пять пальцев (чёрточек) каждому. "Прямым" родственникам выделено больше площади, "двоюродным" меньше, они теснятся, - хотя так же держат друг друга за руки. Если визуальномедийный ребёнок симпатичных ему членов семьи рисует симпатичными ему цветами, то автор этого рисунка симпатичным ему членам семьи даёт больше свободы действий в пространстве :) Получается, нарисован парадокс: обычно чем роднее, тем крепче прижимают к себе, а тут, чем роднее, тем на большую дистанцию отпускают от себя.

Если разглядывать то, КАК исполняется схема, сам шаблон рисования, то мы увидим "голову на палочке", к которой пририсованы руки. Это в группе "двоюродных" лучше видно, что "нога" пририсовывается как "веточка вниз и вбок" к палочке с головой. В группе "родных" либо стёрта часть исходной палочки "до земли", либо остановлено рисование. Таким образом, исходно нарисован ребёнок-цветок, красивый цветок на стебле так рисуют, где руки-листья. Я такие рисунки видела у детей с дефицитами стволовых структур и метаболическими нарушениями, там схема тела формируется очень очень очень медленно. И привязанность у цветка к земле, - зависимость ребёнка от матери тотальна, симбиотичная психика, - это невозможность ходить по ней, свободно передвигаться. Поэтому нужно тщательней анамнез собрать, что за ребёнок и как развивался, компенсаторно он "обрисовал словами" схематичное изображение семьи и цветовой ряд, в рисунке семьи дал два плана, на верхнем огромный пустой круг, на нижнем толпа родственников, слишком много парадоксов для одной детской психики.

Лоуэнфельд наблюдал людей, который жили ДО компьютеров и телевизоров, если подумать. У него "линия земли и линия неба" это естественный этап для ребёнка устной культуры, который пошёл в школу и который иерархию младше меня - старше меня, заданную извне, взрослыми, придумавшие разные классы, адекватными возрасту графическими средствами передаёт. Современные дети, если вы даже на этой выборке смотрите, - только визуальномедийные, для кого эмоции и впечатления от событий значимая информация, про солнце, небо, облака и траву вспоминают, младшие школьники в основном. Если бы это были архетипы, то без исключения в каждом рисунке мы бы видели, имхо, как лицо человека.

Добрый вечер!
В диалоге с lussi есть ссылка на текст на subscribe.ru, там во второй части примеры рисунков, и дети-цветы и дети с руками-цветами. Понимаете, врачам говорят "это блондинка" и "это брюнетка", и они на всю жизнь запоминают и не путают. Так и у психодиагностов, голова с телом как цветок и стебель - направление в медико-генетическую консультацию, нарушения обмена искать. Просто потому что они так рисуют, даже в тридцать лет в тестах у вас голова будет непропорционально круглая большая, в рисунке человека, и своеобразный "эгоцентризм", "инфантилизм" или "нарциссизм", смотря к кому из психодинамически ориентированных коллег первому на обследование попадёте. Это натура, это корректируется упражнениями и диетой, это уйдёт из рисунков, когда на уровне физиологии уйдёт дефект. Точка.

В Яндексе по ключевым словам "Томас Огден rorschach_club" в первой десятке ссылок поднимет вам конспект. В принципе, в два направления во взрослой жизни может пойти: или в ритуалы-обереги, или соматизацию. Поэтому у нас протокол такой: придумать с родителями алгоритм действий, который для них ОК (ритуал безобидный либо что взять в холодильнике ложку чего выпить, "чтобы всё прошло") и научить ребёнка по нему действовать. Если уж склонен к такому, то пусть это будет то, что воспринимается окружающими снисходительно, а не тревожно.

Напомню материал про привязанность.

Любовь это эмоция, привязанность это поведенческий стереотип. Психологи предположили, что в ситуации стресса поведенческий стереотип будет отчётливее проясняться. Стресс-фактором выбрали новизну (новый человек в присутствии матери и ребёнка) и стресс-фактором выбрали утрату (исчезновение матери из поля зрения). В сондиане это d+ и d0 соответственно. Предполагалось, что "влечение дышит" и заработает d- (представление о том, какая мама, память о ней, и поведение будет подчиняться идее, которая сохранена в памяти).

Экспериментаторы проводили 20-минутный эксперимент, мать с ребёнком в игровой комнате, потом приходила новая незнакомая женщина, женщина приближалась к ребёнку и начинала с ним играть, мать уходила и спустя короткое время возвращалась. Потом она уходила второй раз и долго не возвращалась (обманутые ожидания ребёнка), или возвращалась незнакомка вместо матери (утрата матери) и после неё мать (воскресение матери из небытия, своеобразное).

Дети демонстрировали четыре варианта поведения:
безопасная привязаность (secure attachment),
небезопасная привязанность избегающего типа (avoidant attachment)
небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа (resistant-ambivalent attachment)
небезопасная привязанность дезорганизованного типа (disorganized attachment).

В принципе, по отношению к сообществу ру-психолог можно тип привязанности диагностировать, кто-то покидает группу и потом возвращается в неё с хорошими ожиданиями, кто-то амбивалентно-сопротивляющихся, кто-то избегает возвращаться :)

Две трети детей демонстрировали "безопасный тип", они активно исследовали игровую, занимались игрушками и об отсутствии матери не тревожились и не грустили (у них внутри был интроект мамы, память о ней d- который помогал им справляться с тревогой и печалью разлуки или утраты). Когда мама возвращалась, дети шли ей навстречу (m+) чтобы "эмоционально дозаправиться", ластились к ней, искали близкого контакта, радовались, в сондиане было бы названо работой маниакального влечения, и с удовольствием оставались с ней парой.

Пятая часть детей была "избегающего" типа, они грустили, когда мама выходила из комнаты. Когда мать возвращалась, регаировали "уходом в себя". То есть d- у них проявлялось в эмоциональном выплеске, а когда мама возвращалась, работало влечение m-.

Дети амбивалентно-сопротивляющегося типа, это 12% было, и в присутствии матери появляли тревогу, то есть были e+-hy+-, самостоятельными и одновременно боязливыми детьми. Когда мама возвращалась, они демонстрировали амбивалентность, быть ближе или дальше к ней, m+-.

Были и дети, которые показывали противоречивые реакции или проявляли страх матери, у них сильный стресс обнулял работу влечения m0, и начинало работать с удвоенной силой какое-то другое влечение.

Согласно психологической теории, тип привязанности зависит от научения, от предыдущего опыта взаимодействия матери и ребёнка. Существует и другая точка зрения, что тип привязанности зависит от бессознательных влечений ребёнка, от его предрасположенности, натуры.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments