m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Дети Рисуют Семью 21/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Левша
Ilja-M-11

Рисует левша, у левшей есть свои особенности восприятия и переработки информации. Если сравнить мозг правши с "командой людей", то у каждого участника команды будет своё умение: один хорошо планирует, какой этап выполнить первым, какой вторым (лоб), другой открывает рот и говорит (висок), третий сводит две картинки от двух разнесённых на растояние глаз, воедино (затылок), четвёртый приносит питание всем, кто работает (ствол) и т.д. У левши вы имеете дело с "командой людей", где каждый участник - универсал, умеет делать то же самое, что и другие: каждый планирует, говорит, сводит картинку и поддерживает силы. Поэтому, когда в нейропсихологии говорят о локализации психических функций, подразумевают - их локализации у правшей. У левшей нет стогих закономерностей, поэтому левша это - атипия, нетипичное функционирование. Невозможно найти виноватых (с), коллективная ответственность. У левшей затруднена ориентация в пространстве и понимание времени по часам с циферблатом, поэтому даже если левшу "дрессировали" долгие годы бабушки, дедушки и другие родственники, покажите на круглые циферблатные часы и попросите сказать, сколько времени, а потом поинтересуйтесь, как он ехал в клинику, и по ответам сразу поймёте, есть в клинической картине фактор левшества или нет.

Среди левшей есть три большие группы.
Так называемое генетическое левшество - это "зеркально всё", левой рукой выполняет основные опасные виды деятельности (режет ножом, ножницами) и в быту (пользуется ложкой, вилкой, застёгивает пуговицы), ведущй левый глаз, левое ухо, левая нога. Это левшество аналогично генетическому рецессивному аа.
Так называемый "фактор левшества в семье", когда атипия, нетипичная работа высших психических функций, на уровне восприятия представлена то левым, то правым парным органом (в итоге ведущие рука, нога, ухо, глаз на разных сторонах тела). Это левшество можно сравнить по аналоги с генетическим аА или Аа. Часто бывает, что ведущая рука - правая, поэтому думают, что ребёнок во всём правша, а это не так. Он левша, только его левшество (и атипия в организации высших психических функций, соответственно) неочевидно. Фактор левшества подразумевает, что в предыдущих поколениях семьи левши были, поэтому его называют ещё "скрытое левшество".
Так называемая обоерукость, когда атипия, нетипичная работа высших психических функций, на уровне восприятия представлена возможностью обеими руками действовать одинаково, нет ведущего (рука, нога, ухо, глаз). Здесь атипично будет из-за спора полушарий между собой, как именно решать задачу. По мере научения, когда родители обучают действовать какой-то одной (рукой, ногой), формируется доминанта, но и она в состоянии стресса быстро уступает место "параллельному думанию" двумя полушариями. Это левшество только по названию, "атипия". Название в профессиональной литературе "амбидекстрия", от латинского амби- "два" и "декструм" рука.

У меня есть профессиональный интерес к этой теме, потому что я занимаюсь посттравмой и чередующимися личностями (диссоциативное расстройство личности), и предполагаю, что не каждому дано стать "чередующимся" после острого стресса, для этого нужно иметь "универсалов в команде", фактор левшества, атипию в локализации психических функций. Собственно, обоеруких среди DID больше, чем генетических левшей, поэтому вопрос, что первично в патогенезе, "малость" гиппокампа, подкорковой структуры, которая отвечает за память, и недостаточность комиссуры, - подкорковая структура, которая соединяет два полушария в одно, первична атипичная локализация высших психических функций в коре головного мозга, или нужны обе особенности вместе, чтобы амнезия и забывание пласта опыта, и моментальные переключения из одного состояния в другое стали возможны, дискутабельный.

Ребёнку 11 лет, он держит карандаш в левой руке, а рисует слева направо, как правши. "Глаз" у него правши, а "рука" левши, получается. Либо "глаза" обоерукого, но сформировали в школе ему (7, 8, 9, 10, 11) за пять лет систематического обучения определённый подход к строке (ряд кружков это строка, у неё есть начало и конец).
Двигательного стереотипа (однообразия штриховки) в заполнении кружков цветом нет, и не по причине истощения. Свидетельств истощения и утомляемости в процессе раскрашивания не наблюдается. В палитре радуга, подтверждение эмоционального благополучия ребёнка.

Ilja-11

По типу переживания рисунок "визуальномедийный", раскрашенные поверхности горизонтали "воображаемого пола" и вертикали "одежды" мы уже не раз видели, в коллекции есть несколько таких рисунков.

Направление "думки" о семье, как у "левши", справа налево: сначала изобразил справа себя, левее брата, ещё левее маму, ещё левее папу.

Иероглиф в рисунке составной: в группе из четырёх участников это "на первых ролях, на вторых ролях", где "задвинутым" оказался Брат2, и "немилость". В немилость попал Брат3, который по цветовому решению копия автора рисунка, и ему в буквальном смысле слова не хватило места под солнцем, до него не дотягиваются солнечные лучи. Разглядите ноги брата, он "уходит" в направлении края листа, туда, где "ещё ничего не было", точка начала рисунка, точка отсчёта, и направление движения при рисовании семьи, не оставляют сомнений, что братец отправляется "в небытие". Интересно, чем же Брат3 так автору рисунка насолил :)

Все члены семьи "разноглазые", дать пробы на выявление ведущей руки-ноги-глаза-уха, прояснить картину, возможно, у ребёнка затруднения с усвоением материала, который требует квазипространственных представлений.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment