m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 20/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Vova-M-10

Это палитра, которая началась с лилового, и дальше радуга, где нет сине-фиолетовой части. Свидетельство эмоционального благополучия, у депрессивных детей не было бы одной "половины радуги", у маникальных "другой половины", отсутствовали бы три-четыре цвета из радужного ряда.

Штриховка демонстрирует прекрасную визульно-моторную координацию, свидетельств истощаемости и утомляемости нет.

Vova-10

Рисунок семьи "письменного" по типу переживания человека, думает "сутью вещей", а не картинками:нарисовано простым карандашом, несмотря на то, что перед глазами возможности воспользоваться цветом.

Картинки могут быть разные, а суть (идея) у вещи одна. Вот "голую суть" монохромно и изображают. Очень трудные для воспитания дети, потому что у них обычно есть "рас-план", как и что надо делать, своя идея, а жизненного опыта, чтобы критически свои идеи обдумать со всех сторон, ещё маловато. Я видела девочку, которая в 6 лет была враждебно настроена к родителям за то, что они ей "испортили яблоко", пока она спала днём. Яблоко, надкусанное наполовину, окислилось и стало коричневым, за время дневного сна, и убедить её, что родители "не портили яблока", смог только пси-профи.

В коллекции рисунков у нас есть картинка, 4-летней Лизы, там "папа компьютерит" и действия всех людей подписаны, 6-летнего Юры, там тоже давались пояснения, что делает каждый член семьи. В рисунке Вовы (египтяне поблагодарили бы за иероглифическое совершенство) автор рисунка играет в футбол, мама готовит, а папа (тут нужно поинтересоваться у мальчика, что изображено, судя по галстуку (это аксессуар, который дома не носят), задумано изобразить "папа ходит на работу".

Найти подходящий "иероглиф" для понимания рисунка в целом не так просто, как кажется. Дело в том, что все люди изображены в неестественной позе: руки подняты вверх. В жизни от этого руки затекают и устают. Притом я бы не утверждала, что рисунок рассказывает о "дирижировании", кто дирижирует семейной жизнью, управляет происходящим, по чьему плану живут. Возможно, руки нарисованы так, потому что мальчик ещё не умеет кое-что: в изображениях фигур нет плечевого сустава, рука сразу из шеи появляется. Мы обсуждали эту тему в диалоге с lussi.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments