m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 19/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Alexandra-F-9

Рисунок с интересной палитрой, красный оранжевый оранжевый жёлтый ? ? синий фиолетовый, зелёно-голубая полоса из спектра "выпала". "Недостача" в радуге одного цвета встречается довольно часто, а вот "недостача" двух цветов уже реже. Любопытно здесь и направление штриховки: она меняет наклон. На увеличенном рисунке видно лучше, вправо и дорисовать, влево и дорисовать, поперёк, поперёк, поперёк до конца ряда, не утруждая себя заполнением всего пространства кружка, но и не выходя за контуры, - свидетельство быстрой истощаемости.

Спросить про пик работоспособности ребёнка, утром, вечером или после приёма пищи, и назначать встречи в терапии на тогда, когда в хорошей форме.

Alexandra-9

Пример рисунка на двойственный, "письменно-визуальномедийный" тип переживания. Дан контур фигур - цветом, который есть в палитре. Порядок рисования соответствует порядку раскрашивания, слева направо. Если рисовала правой рукой, то ведущее полушарие установлено, и координация глаз-рука сформирована.

Иероглиф рисунка "близость", члены семьи держатся за руки.

Сильное отклонение фигур от вертикали, расспросить подробнее, наблюдают ли у девочки в поведении оn-off функционирование, возможно, ей "рабочий день", когда бодрствование, нужно делить "на два дня" или "на три дня". Так у детей первого полугодия жизни есть три дневных сна, потом с возрастом - два дневных сна, потом один дневной сон, потом выдерживают рабочий день без дневного сна. Ребёнку 9 лет, однако психически вполне может быть нересурсной и нуждаться в "двух дневных снах", то есть трёхчастном "рабочем дне".

"Крен палубы", линия пола под углом, - спросить об особенностях запоминания, вероятно, есть слабость мнестического фактора и или не сразу запоминает, или учит, но припоминает, что учила, только спустя недели или месяцы, или вообще не удаётся запомнить то, что учит. Это обычно детей расстраивает, тогда нужно ребёнку сопровождение давать.

Глаза со зрачками, - визуально-пространственные синтезы без замечаний. Присоединение конечностей к туловищу, - двойной линией, через суставы - без замечаний. Воображаемая ось, центр симметрии головы, шеи и туловища - у мамы ОК в верхней половине туловища и под углом к оси нижней половины туловища, у дочки НЕТ линии подбородка (это на 4 года уровень), оси центра головы, шеи, тела и нижней половины туловища не совпадают в одну линию, - проверить в медико-генетической консультации, были ли в четырёх поколениях родственников какие-либо метаболические заболевания (нарушения обмена), слишком уж похоже на функциональный дефицит стволовых структур.

Хороший детский невролог (чтобы наблюдать, если есть что-то незрелое неврологически, как дозревает, у детей это в динамике всегда) и хороший детский эндокринолог (чтобы исключил редкие и наследственные заболевания). Иногда, когда есть история в семье заболеваний соединительной ткани (ревматизмы, артриты) просят ещё консультацию кардиолога, чтобы не пропустить чего-то по этой линии. Весь план действий - нормировать нагрузки и наблюдать. Есть состояния, - вроде "синдром судорожных ног", к вечеру дети жалуются, что ноги болят и на засыпании "сучат ногами" в постели, - так боли снимают местными средствами, миновазином, и ждут, что созреют нервные пути соответствующие, проходит само. Врач обучен систематически расспрашивать, я по образованию психолог, психотерапевт :)

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments