m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 18/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Masha-F-8

Рисунок, в котором есть радуга, свидетельство эмоционального благополучия ребёнка. Актуальный динамический конфликт мы бы увидели в "отмене" части цветового спектра.

Надо спросить маму, как раскрашивала, возможно, линия "вылезла" за пределы контура, и поэтому возникла идея обводки чёрным цветом, - чтобы подравнять огрехи. Обычно психолог сидит рядом с обследуемым и видит, как ведётся штриховка, "мотками" линий или возвратно-поступательными движениями. По раскрашиванию карандашами легко догадаться, как вела линию рука, по раскрашиванию фломастерами труднее, поэтому без данных наблюдения и слов мамы, как раскрашивала, трудно сделать вывод, визуально-моторная координация по возрасту или на младший возраст.

Свидетельств утомляемости и истощаемости нет.

Masha-8

Рисунок замечательный своей однозначностью, на ролях первого плана мама и героиня, на ролях второго плана брат, на ролях третьего плана папа. Иероглиф "фаворитизм".

Раскрашивала слева направо, членов семьи изображает слева направо, - свидетельство того, что установилось доминирование и связь ведущего полушария и ведущей руки.

Заполненные цветом плоскости ("воображаемый пол" горизонтали заполнен травой, "воображаемый потолок" неба заполнен солнцем и облаками, "воображаемая вертикаль" тела, соединяющего небо и землю, расцвечена раскрашенной одеждой) говорят о том, что тип переживания у автора рисунка "визуальномедийный".

Двойные линии конечностей, число пальцев - без замечаний, есть лёгкое отклонение фигур от вертикальной оси, дать пробы на реципрокную координацию, правая рука- левая нога, такого плана, автоматизировано уже или нет пока. Для возраста 8 лет неполная автоматизация это ОК. В рисунках нет шеи, - недостаточно сформированный импульс-контроль. Присоединение руки к туловищу и пальцев к ладони - очень похоже на "руки-цветы", спросить, есть ли аллергии у ребёнка и общий уровень иммунитета, нет ли там чего такого, что пропустили педиатры. Одежда закрывает "несовершенство формы" (если та же ситуация была при раскашивании кружков и желании обрисовать контур, чтобы скрыть погрешности, то это надо будет проинтерпретировать) и акцентирование сосков (у папы, себя, брата, мама изображена со свободно ниспадающей грудью) и пупков. Спросить, нет ли увлечения нудизмом в семье, спит девочка в спальне родителей или отдельно, кормила ли мать грудью и если да, до скольки лет. Если да, проинтерпретировать гиперстимуляцию.

Спросить маму об отношениях с дедушкой и бабушкой, возможно их "заместители" это берёза и солнце в рисунке (у них, как у мамы, папы и девочки, есть чёрный цвет в перцепте).

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments