m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Categories:

Дети Рисуют Семью 17/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Kirill-M-8

Это палитра, которую рисовали слева направо, в ней есть все цвета радуги (кроме красного), это свидетельство эмоционального благополучия ребёнка.

Штриховка показывает визуально-моторную координацию по возрасту, старается не выйти за пределы контура.
На пятом и шестом кружке заметно свидетельство утомляемости, - по сравнению с предыдущими, "сделал полработы", нижняя часть раскрашена как предыдущие, верхняя не заполнена как предыдущие. Отдых позволил восстановить силы, седьмой и восьмой кружки раскрашены как первые. "Волнообразная работоспособность" требует психообразовательной работы с родителями, нужно объяснить, как поладить с ребёнком, "не таким как все". Обычно, если дети вовлеклись в задачу, они "неиссякаемые", а здесь, несмотря на большой энергетический потенциал и выбор "мощного", яркого, интенсивного цветового выражения, свидетельства "иссякаемости".

Да, неровность в уровне работоспособности. В Израиле мы рекомендации даём, и таким детям проверочные и самостоятельные работы только в первые пятнадцать минут урока дают, никогда в последние пятнадцать минут, чтобы на максимуме работоспособности проверять.
Школьницы, бывает, на контрольной на "спаде работоспособности" элементарную задачу затрудняются решить и потом самобичеванием занимаются, ненужным, словом, работа по принятию себя у ребёнка начинается с принятия его особенностей родителями.

Kirill-8

Рисунок семьи выполнен простым карандашом, - так обычно поступают "письменные" люди, которые воспринимают задание "нарисуй свою семью" как "нарисуй, о чём твоя семья", как суть, мысль о семье. Визуальномедийные слышат в инструкции "опиши, какая твоя семья", как наблюдение, восприятие. Дети, у которых автономия обоих полушарий головного мозга (и, возможно, дефицит межполушарного взаимодействия, потому что пока "не договорились" две автономные структуры, как совместно одну и ту же задачу решать) чаще дают "письменно-визуальномедийные", двойственные варианты, и в рисунках виден шаблон, схема=идея, выполненная цветной линией. Цветных плоскостей (закрашенных лугов, небес, одежды) в рисунках двойственных детей не будет, однако цвет в создании перцепта будет задействован. Перцепт - слово-калька с латыни, обозначает воспринимаемое. Слово "перцепт" привычно для роршахианы, где показывают кляксы и задают вопрос "как это выглядит, что бы это могло быть". В рисунке семьи ребёнок сам творит, поэтому именование "перцепт" не передаёт оттенков интерпретаторской работы. Метафора семьи - близко к процессу, который я имею в виду. Для удобства я называю "послание детского рисунка" иероглифическим письмом и описываю детский рисунок семьи как иероглиф, простой или составной (бывают рисунки, где одновременно два послания), популярный или оригинальный. Это имеет соответствие в Интегративной системе Дж. Экснера для понимания Роршах-теста, "письменные" люди это детерминанты М, М > C, "визуальномедийные" это детерминанты С, M < C, "двойственные" это М = С. Простой иероглиф это одиночные детерминанты Single, составной иероглиф это детерминаты Blends, популярные послания это Populars, для оригинальных в предыдущих системах кодирования (Клопфер, Пиотровский) были особые обозначения, в современной Экснеровской системе отдельного обозначения (а, значит, и статистики по нему) нет.


Перед нами рисунок мальчика 8 лет, пример составного популярного иероглифа. Первый простой иероглиф это узнаваемое "коалиционное равновесие", две группы участников по три персонажа в каждой уравновешивают друг друга. В первой группе дедушка, бабушка, папа, во второй мама, сын и сын. Второй простой иероглиф это "фаворитизм", внутри каждой группы вы видите персонажей на "ближней линии" и "дальней линии", на ролях первого плана и второго плана.
Рисунок семьи показывает экзаменатору, КАК ребёнок думает о семье, позволяет "присоединяться" к системе координат ребёнка, к его картине мира, и действовать в терапии с учётом того, на что ребёнок первым обращает внимание. В коалиционном равновесии детям очень важна "справедливость", а в фаворитизме, зависть и умение её терпеть. Поэтому, прежде чем предложить ребёнку что-то, экзаменатор будет спрашивать, будет ли то или иное предложение "честным, справедливым" и центральный динамический конфликт, к которому будет постепенно подбираться, это запрет на благодарность, снисходительность и взаимность, все три трудно прожить, если мечтаешь быть любимчиком, фаворитом, и обижаешься, что выбрали не тебя.

Для восьми лет по возрасту изображение фигур, без свидетельств нейропсихологических нюансов в развитии функции. Вердикт "Здоров, иди работать" (с)


Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments