m_d_n (m_d_n) wrote in rabota_psy,
m_d_n
m_d_n
rabota_psy

Дети Рисуют Семью 16/28

Оригинал взят у rorschach_club в Оригинал поста http://ru-psiholog.livejournal.com/2980902.html
© Бермант-Полякова О.В., 2012


ДРС это цветоассоциативный эксперимент, сначала ребёнок раскрашивает кружки, потом рисует "иероглиф", смысл семьи для него. То, КАК он его рисует, даёт вам знание о том, какого взрослого задумал Отдел Комбинаторики: письменные люди не будут в рисунке семьи использовать цвет вообще, визуальномедийные раскрасят весь лист, двойственные (письменно-визуальномедийные) дадут цветом шаблоны фигур. Это видно СРАЗУ, и за это я ДРС люблю, за прямое указание, на каком языке с ребёнком мне-терапевту надо говорить. Для удобства своей работы я её и придумала :)

Если вам знакома проективная психодиагностика и The King of Projective Techniques, Король Проективных Техник, Роршах-тест, вы, как и я, проведёте параллель между открытием Германа Роршаха и тем, как ребёнок рисует семью в ДРС. Швейцарский врач-психиатр Роршах, напомню, показывал пациентам кляксы и спрашивал "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а потом интересовался, что создало такое впечатление. Например, один и тот же ответ "Огонь" мог быть дан "потому что это похоже по форме на языки пламени" или "потому что это красное". Роршах (в 1921 году) показал, что у каждого человека есть тип переживания, тип переживания один на всю жизнь и не меняется от влияния никаких факторов (как сказал мне один программист, "какой процессор поставили, на том и приходится работать"). Типов переживания четыре, в зависимости от того, что создало то или иной впечатление. Детерминантой ответа может быть форма (есть у всех испытуемых, как быт и наблюдаемый, констатируемый устный мир есть в жизни каждого человека), может быть цвет (это даст вам визуальномедийных людей, в школе они любят предмет, если любят учителя, который его преподаёт, эмоциональный отклик ведёт их по жизни), может быть движение (тогда вам рассказывают, что кляксы играют в карты, прихорашиваются перед зеркалом, опираются на ствол дерева, словом, совершают движения, присущие человеку - на неподвижном листе, как на экране, идёт мультфильм, фактически. Это письменные люди, у них свой мультфильм в голове в ответ на любое ваше слово) и может быть поровну цвета и движения в детерминантах (психологи называют их соответственно High Lambda Style, Introversive, Extratensive и Ambitent, амбитендентные (две тенденции сосуществуют) испытывают затруднения с психологической адаптацией чаще других групп ). То, КАК дети рисуют семью, позволит вам замысел Отдела Комбинаторики, - какой тип переживания "поставлен в голову" вашему ребёнку, - легко определить.

Второй момент, "что будем лечить". Я прокомментирую каждый рисунок как клиницист, - это такой человек, у которого есть аберрация зрения, он во всём видит психотерапевтическую мишень, - то есть вместо баланса ресурсов и проблем опишу преимущественно проблемы, опираясь на десятилетний опыт работы в одном из ведущих израильских институтов нейропсихиатрии, МаРеНа. Если будет желание, мы расширим рамки обсуждения в комментариях. И с международным днём защиты детей нас всех :)

Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Anna-F-7

Прекрасная по насыщенности цветовая палитра, представлена радуга (за исключением синего), - свидетельство эмоционального благополучия ребёнка. Визуально-моторная координация по возрасту, штриховка любопытная, как полы пальто с запахом, перекрывают друг друга три участка штриховки внутри круга.

Порядок раскрашивания слева направо, порядок рисования фигур слева направо, - свидетельство сформированного двигательного стереотипа и установившегося ведущего полушария головного мозга, а значит, и стратегии переработки информации. Мозг человека - при всей непредставимости его возможностей, - в каждый конкретный момент времени располагает конечным количеством энергии. Это один бюджет, из которого нужно проинвестировать и эмоциональную регуляцию, и восприятие, и мышление (познавательные, когнитивные процессы), и гормональные качели, и ансамбли движений, - и если какое-то одно направление "вычерпает силы на себя", кому-то не достанется. Когда умственная деятельность стереотипизирована и автоматизирована, она требует меньше усилий и энергозатрат. Поэтому дети, у которых установилось ведущее полушарие, учатся иначе, чем обоерукие дети (у них полушария относительно автономны), дети с семейным фактором левшества (неявно обоерукие дети) и дети-левши.

Anna-7

Тип переживания на рисунке - "визуальномедийный", цвет участвует в создании перцепта, энграммы, послания, сгустка смысла, - ряд названий можно продолжать, я для удобства называю это "иероглиф".
Ребёнку 7 лет, появляется противопоставление большого пальца руки четырём другим, - это возрастная норма. Глаза изображены со зрачком, правда, не получилось "сфокусировать" зрачок по центру, у всех людей глаза "разбежались по сторонам". Интересно, как успехи с чтением у ребёнка, получается читать или нет. Одна из фигур отклонена от вертикальной оси, нужно задать вопрос на on-off функционирование, не наблюдается ли признаков стволовых нарушений (быстрая утомляемость, истощаемость, плаксивость, обмороки).

Линия земли и линия неба, - это "визуальномедийный" ребёнок, она воспринимает мир вокруг и рисует природу, когда хочет показать "воображаемую линию пола", "письменные" дети обходятся без натурализма, у них персонажи опираются на воображаемый "пол", - параллельны краю листа. Горизонталь "опоры под ногами" в рисунке позволяет оценить так называемый (в нейропсихологии) "мнестический фактор": особенности процесса запоминания, объём оперативной памяти. Если объём мал, то запоминать приходится по-кусочкам, это усложняет усвоение нового и его закрепление повторениями. Опять же, хорошая память важна сама по себе и важна тем, что помогает быстрее и прочнее автоматизировать и в итоге экономить энергию, которая есть у мозга на решение задач.

"Иероглиф" в рисунке "линия силы", все члены семьи на одной линии, у родителей больше рост, чем у детей. Девочка стремится иметь больше силы и влияния, себя-семилетнюю она изобразила ростом с пятнадцатилетнюю, почти вровень с родителями, и кошке тоже дали подставочку под лапы, чтобы была повыше, - расположена кошка "в одном строю" со всеми членами семьи.

Поскольку рисунок, скорее всего, продиктован желанием нарисовать "реалистично", необходимо задать вопрос, что надето на героине, если джинсы, то синий цвет представлялся ей единственно возможным. Синего, как мы помним, нет в палитре, но я бы не спешила интерпретировать выбор "отвергаемого" цвета, не узнав, не джинсы ли рисовал автор.

Добрый вечер!
Так это семейный фактор левшества может себя так проявлять, все левши в моторном звене психической функции "поздние" по сравнению со сверстниками. Глаза на рисунке смотрят "кнаружи" лица, а не "к носу", а буква, которую выводит рука, "под носом" как раз. Зеркальность в зрительном поле получилась, это исправить несложно, попробуйте так,

берётся лист А4, горизонтально, посередине рисуются подряд три квадрата со стороной 7 см, как три клеточки в тетради, только огромные и чёрным толстым фломастером все перегородки обведены. Копируете на ксероксе шаблоны, по числу букв в алфавите, таких листов, по парочку на букву. Потом садитесь рядом с ребёнком, вы у себя пишете в центральном квардрате (а к его стенкам примыкают два пустых), букву, обводите её толстым чёрным (контрастность максимальная). Потом девочка поверх вашего обводит ещё раз чёрным (первое знакомство, буква огромная, но так и надо), потом вы кладёте свой лист под её лист, она обводит поверх - на своём листе (второе действие) и обводит фломастером для толщины на своём листе (третье действие). Так под настроение пройдёте все буквы, графическая сетка из квадратов "сфокусирует" ей как следует, и дальше без сетки сумеет писать - сначала крупными двухсантиметровыми буквами в тетради в клетку (в упражнении буквы семисантиметровые были), через месяц полусантиметровыми буквами в тетради в клетку, потом автоматизируется письмо и легко будет.

Буквы скачут, потому что ресурсов внимания не хватает следить и "в уме" за идеей, что писать надо, и "под рукой" за линией, непосредственным результатом, который получается. Она не переключает свободно внимание, потому что сам навык письма до сих пор не автоматизирован, задержка небольшая есть.

Tags: тест
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments